Описание опыта работы
учебно-методический материал на тему

Загорская Светлана Николаевна

В описании опыта работы кратко отображена исследовательская и проектная деятельность учителя и  результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание опыта работы24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта учителя биологии и химии

Загорской Светланы Николаевны

МБОУ «Кузбасская СОШ»

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Согласно требованиям ФГОС ОО, результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В этой связи, в своей педагогической деятельности, при преподавании биологии и химии я особый упор делаю на использование системно-деятельностного подхода и применение активных методик обучения. На уроках и во внеурочной деятельности широко использую проектно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.

Технология проектной деятельности является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Для успешного управления проектной деятельностью учащихся мною определены следующие принципы:

  • Доступность – при котором учитывается возраст при выборе темы проектирования;
  • Непрерывность – углубление и расширение от класса к классу основ проектной деятельности;
  • Системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
  • Осмысленность – осознанность выполняемого им действия.
  • Сотрудничество ученика и учителя.

Использую следующие типы проектной деятельности:

1. Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов. Учащимся предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент.

2. Информационный проект.

3. Творческий проект.  

3. Игровой проект.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский [1, С.33].

Как и любая деятельность игра должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Игровой проект можно воплощать во время театрализованных выступлений. Ребята подбирают сценарии, распределяют роли, готовят костюмы. Этот тип проекта воспитывает творческие и актерские навыки, умение слушать, вступать в диалог, работать в коллективе.

На мой взгляд, метод проектной деятельности, наиболее сложный и эффективный из методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практические применение. Формирует умения и навыки, которые могут пригодиться в жизни: делать обоснованный выбор, работать с информацией, самостоятельность, работа в парах и группах, выслушивать чужое мнение и высказывать свое, анализировать свою деятельность. Все это может пригодиться в жизни, чем бы в будущем дети не занимались. 

Понятие «проект» многогранен, эффективен. Проект перспективен, неисчерпаем. Проект – это метод обучения. Он может применяться на уроках и во внеурочной деятельности. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и потому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, а потому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и потому он незаменим.

В результате освоения проектной деятельности школьники должны научиться:

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации,
  • определять учебную задачу,
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения,
  • владеть своим вниманием,
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приемами запоминания,
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности,
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности,
  • самостоятельно мыслить и творчески работать.

Главной учебной деятельностью школьника является урок, поэтому от построения урока зависит его эффективность и качество знаний. Добиться эффективной организации урока мне помогают гигиенические критерии:

1) количество видов деятельности – 4-7; 2) отслеживание за продолжительностью видов деятельности и частотой их сменяемости – не более 10 мин, через 7-10 мин; 3) чередование позы и применение физкультминуток; 4) психологический климат – положительный, с определением момента наступления утомления.

В учебной деятельности мной учитываются индивидуальные особенности учащихся, что помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении, учитывать индивидуальные особенности во время контроля знаний, умений и навыков. Повышение интереса к изучаемым предметам осуществляю с помощью активных форм и методов, а именно, урок-лекция, урок-семинар и др. На уроках активно использую электронные учебники, Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации.

Стабильного повышения качества усвоения получаемых знаний невозможно достичь без анализа своей деятельности. Я применяю в своей практике анализ работы на уроке и в конце учебного года.

Для повышения качества знаний создаю и использую на уроках разнообразные тестовые задания, терминологические диктанты, слайдовые презентации и др. В рамках предметных декад провожу открытые уроки, где дети могут показать свои знания вне рамок обычного урока.

В условиях модернизации школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении. В современном обществе востребованы разносторонне развитые специалисты, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Особое значение в своей педагогической практике придаю научно-исследовательской деятельности школьников. Основным видом деятельности при выполнении учебно-исследовательских проектов является исследовательская деятельность. В исследовательских и проектных работах сочетаются различные виды познавательной деятельности. Обучающий процесс на занятиях строится с использованием таких видов учебных действий, как мыслительные, планирующие, продуктивные, контролирующие действия. Все задания направляю на формирование познавательной самостоятельности, на знание школьниками  исследовательских и биологических терминов.

Практикую уроки с элементами исследования (мини-исследования), уроки-исследования, уроки-проекты и мини-проекты. Привлекая учащихся к исследованиям, в первую очередь, исхожу из интересов и возможностей обучающихся. Все, что изучается, становится для учащегося личностно значимым, повышает его интерес и уровень знаний.

Кроме того, под моим руководством в школе постоянно осуществляется научно-исследовательская деятельность. Мои ученики постоянно участвуют в НПК районного и регионального уровня, при этом занимают призовые места.

- в 2014-2015 г. Королькова Кристина заняла первое место на районной НПК «Мир открытий» с темой «Влияние площади питания на размер корнеплодов моркови»,

- в 2015-2016 г. Королькова Кристина и Загорский Никита заняли второе место на районной НПК «Мир открытий» с темой «Влияние размеров корнеплодов на количество и качество семян моркови»,

- в 2015-2016г. Юрасова Алина заняла первое место на районной НПК «Мир открытий» с темой «Исследование уровня загрязненности окружающей среды по чистоте снежного покрова»,

- в 2015-2016г. Юрасова Алина заняла второе место на региональной НПК «Экология Кузбасса» проводимой КузГТУ имени Т.Ф.Горбачева с темой «Исследование уровня загрязненности окружающей среды по чистоте снежного покрова»,

- в 2016-2017г. Юрасова Алина заняла первое место на региональной НПК «Экология Кузбасса» проводимой КузГТУ имени Т.Ф.Горбачева с темой «Бытовые отходы».

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...