Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте
статья на тему
Статья в общих чертах описывает содержание профилактической работы с учащимися, поставленными на внутришкольный учёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_uchashchimisya_na_vshu.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация индивидуально- профилактической работы с учащимися, состоящим на внутришкольном учете в образовательном учреждении
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,
– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,
– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,
– вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.
Для успешной работы с детьми “группы риска” и детьми , состоящих на ВШУ и других видах учета в нашей школе разработан Механизм выявления и сопровождения учащихся «группы риска» и Модель сопровождения обучающихся “группы риска”. (Приложение №1).
Для своевременной помощи учащимся, корректирования деятельности всех социальных служб в работе по устранению причин отклонения в поведении в начале учебного года составлена база данных детей различных категорий, в том числе база данных на детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ. На каждого учащегося оформлены карточки, в которых отражены результаты обследования их жилищно-бытовых условий, полученные в ходе посещения на дому, встреч с каждым родителем. Социальным педагогом и психологом школы разработан и Дневник индивидуальной работы с учащимся ( Приложение №2)
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Осуществляется ежедневный анализ посещения занятий всех учащимися и особенно детей, состоящих на различных видах учета, результаты которого отражены в специальном журнале. В случае неявки ученика соцпедагог посещал семьи, встречался с родителями, выяснял причину отсутствия. Проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН и ЗП (по мере необходимости). ( В этом учебном году было направлено 2 ходатайства)
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.
В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах учета ( ВШУ, ПДН, КДН и ЗП)
Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
С помощью диагностических методик происходит
- выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе
- определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников
- положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях
- изучение интересов, способностей и склонностей ученика
- изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
- выявление уровня социального благополучия ребенка
- выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Так социальным педагоги и школьным психологом проведены диагностики:
Для изучения индивидуальных свойств личности подростков, проявляющих деструктивные формы поведения, было организовано следующее исследование:
- анкетирование «Уровень распространения насилия»,
- диагностика уровня самооценки по опроснику Г.Н. Казанцевой,
- диагностика состояния агрессии по опроснику Басса-Дарки.
- Исследование уровня школьной мотивации ) на основе методики Н.Г. Лускановой
- исследования уровня школьной тревожности ( по тесту Филлипса)
С учащимися выпускных классов, которые состоят на ВШУ:
- самооценка уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
- «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой
- Тест как вы готовитесь к экзаменам
Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбирается психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, они предусматривают вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги школы.
На каждого несовершеннолетнего, подростка или семью составляется Индивидуальная программа мер психолого-педагогического взаимодействия по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и его семьи. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
Работа школьного совета профилактики.
В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологам, с приглашением родителей.
На Совете профилактики рассматриваются вопросы: анализ работы классных руководителей по вовлечению детей, состоящих на ВШУ и других видах учета в кружки, секции, клубы по интересам; воспитательная работа в классах по профилактике девиантного поведения учащихся; анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, роль педагогов школы в ликвидации конфликтов; деятельность школы по ранней профилактике и предупреждению правонарушений школьников; организация летнего отдыха учащихся льготных категорий, и т.д.
На заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.
Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям, состоящих на учете.
На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: милицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ГДН при городском отделении полиции, отделом опеки и попечительства при администрации города, управлении социальной защиты населения, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации.
С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:
- Участие в различных рейдах, помогающих в выполнении закона “Об образовании”, в межведомственных акциях «Время учиться», «Семья» и др.
- Дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, состоящих на различных учетах, посещение семей совместно с педагогами школы.
- День здоровья,
- День защиты детей,
- Советы по профилактике и правонарушениям.
- Рейды и патронаж семьей, где требуется социально-педагогическая поддержка.
По острой необходимости проводятся рейды вместе с инспекторами ПДН, специалистами опеки и попечительства при администрации района, участковыми социальными работниками в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов доводятся до сведения классных руководителей в индивидуальных беседах.
Профилактическая работа с семьей.
Семья – основа первичной социализации личности.
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
В работе с семьей, где имеется ребенок, состоящий на учете, мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:
1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,
2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,
3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений друг к другу, социуму, школе.
4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,
5-ый этап: составление карты семьи,
6-ый этап: профилактическая работа с семьей,
7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.
Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей, требующих социально-психолого-педагогической помощи
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
Индивидуальные беседы,
Посещение семьи,
Привлечение необходимых специалистов: психологов, инспекторов ГДН, КДН, медиков (по необходимости),
Консультации по различным вопросам,
Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
Помощь в получении утраченных документов,
Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводится следующая работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений
В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),
Так ежегодно проводится исследование уровня социального благополучия детей в семье, уровень взаимоотношений учащихся и родителей.
Составляется паспорт семьи, где в динамике оцениваем уровень взаимодействия со школой, воспитательный потенциал семьи и при необходимости проводим профилактическую работу или тематические консультации.
Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
В первую очередь в летний оздоровительный лагерь при школе включаются подростки, состоящие на ВШУ, находящиеся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченные, многодетные и др. Обязательно ведется контроль посещение данных категорий подростков различных кружков и секций. На данный период охват внеурочной деятельностью этих учащихся составляет 89%. В школе сложилась система по привлечению подростков в участии в школьных олимпиадах по различной тематике. Вот уже на протяжении 2 лет все дети участвуют в олимпиадах на школьном уровне.
Система методического обеспечения организации профилактики среди учащихся, состоящих на различных видах учета.
Социальным педагогом и психологом школы разработаны памятки и буклеты для детей и родителей.
Для детей:
- Последствия употребления ПАВ для организма подростка.
- Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.
Для родителей:
- Проблемы подросткового возраста.
- Почему дети дерутся?
- Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек.
Социальный педагог МКОУ города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
Арчибасова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»
Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....
План работы с обучающимися состоящими на внутришкольном учете
В данном плане отражена работа с обучающимися состоящими на внутришкольном учете....
Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете
Представлен материал работы с учшимися ВШУ (планирование, дневники наблюдени и прочее)...
«Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учёте, находящимися в «группе риска»
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на учёте, находящимися в «группе риска....
План индивидуальной работы наставника с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в группе риска на 2021-2022 учебный год
Планиндивидуальной работы наставникас учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в группе риска на 2021-2022 учебный годНаставник: учитель географии Зинатуллина Е.Р.Причина постановки на учет: ру...
План индивидуальной работы наставника с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и в группе риска на 2022 - 2023 учебный год
План индивидуальной работы наставникас учащимися, состоящими на внутришкольном учёте и в группе рискана 2022-2023 учебный год Наставник: учитель биологии Зорова И.С. Причина пост...
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися....