ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Кузютина Маргарита Сергеевна

Формирование информационной грамотности у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней общеобразовательной системы как в России, так и на международном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.kuzyutina_m.s_mou_sosh_no_1_g._nadymdocx.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371

Кузютина Маргарита Сергеевна

                                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                                            МОУ «Средняя общеобразовательная                                                                 школа № 1 с углубленным изучением                                                                 отдельных предметов г. Надыма».

                                                                г. Надым, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование информационной грамотности у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней общеобразовательной системы как в России, так и на международном уровне. Информационная грамотность, по мнению В.А. Вислова, не только связана с умением искать информацию в библиотеке, но и является одной из важнейших составляющих умения учиться. Другими составляющими информационной грамотности становятся осознание личной потребности в информации с целью решения поставленной проблемы, выработка стратегии поиска, постановка значимых вопросов, соответствие найденной информации теме, сортирование нужных и ненужных данных, оценка качества, точность, наличие достоверности, наличие собственного отношения к этой информации, представление результатов поиска аудитории или самому себе, оценка эффективности проделанной работы по критериям [2].

Анализ педагогической практики [2, 3, 4, 5, 6, 7] свидетельствует о том, что решению задач становления и развития информационной грамотности школьников на уроках русского языка препятствует ряд трудностей: высокие требования общества к уровню владения информационной культурой на каждом этапе развития личности, недостаток теоретических и практических разработок применительно к учебно-образовательному процессу по русскому языку. В связи с этим цель данной статьи – теоретически обосновать педагогическую технологию формирования информационной грамотности школьников, которая может быть реализована на примере других образовательных дисциплин.

Педагогическую технологию формирования информационной грамотности школьников на уроках русского языка в образовательном учреждении, вслед за В.П. Беспалько [1, с. 27], можно определить в виде обоснованной техники применения учебно-воспитательных средств и методов, условий, этапов, диагностического инструментария согласно целям, задачам и принципам обучения. Данное определение позволяет выделить существенные признаки подобной технологии: наличие последовательности действий в соответствии с целевой установкой и ориентацией на конкретный результат, критерии и уровни сформированности информационной грамотности, условий учебно-образовательного процесса, содержания методов, приемов и форм организации учебной деятельности школьников.

Под термином «информационная грамотность» в школе понимается совокупность умений школьника по работе с информацией [5, 6, 7]. Эти умения формируются не только на уроках по русскому языку, но и в процессе подготовки домашних заданий, а также самостоятельных работ, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации найденного материала. Формирование умений позволяет реализовать потенциал личности ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действий и получения результатов; а не объекта образовательного процесса, в котором в основном передаются знания от педагога к ученику. В связи с этим считаем основным фактором, способствующим формированию информационной грамотности, – это следование технологии, позволяющей в учебной деятельности педагогу создавать последовательную технику реального информационного поведения ребенка, определяемого его подготовкой к самостоятельному взаимодействию с информацией.

Основными элементами технологии следует назвать: конечную цель, на которую ориентируется педагог на каждом технологическом этапе; принципы организации учебно-образовательного процесса по русскому языку; организационно-педагогические условия, соответствующие возрасту, личности обучаемого и цели технологии; содержание компонентов информационной грамотности, которые, вслед за Б.В. Сергеевой, М.Г. Кривовязовой, определяются как эмоционально-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционно-технологический [4]; подготовительного, основного и заключительного этапов организации процесса направленного развития.

Основными способами реализации технологии формирования информационной грамотности представляется возможным назвать частично-поисковой, игровой методы, приемы практической обработки данных, разнообразные дискуссии, проектная деятельность. Кроме того, в процессе изучения русского языка необходимо учиться формулировать пояснения как самому себе, так и окружающим; составлять краткие и развернутые планы; обосновывать последовательность и выбранный способ действий, его показ; участвовать в эвристической беседе, словесном рисовании; выбирать необходимую информацию из словарей, справочников, учебных пособий, интернет источников.

Внедрение технологии формирования информационной грамотности реализуется не только на уроках по русскому языку, но и в познавательной деятельности на базе библиотек, в олимпиадах разного уровня, в викторинах и конкурсах, дискуссиях, проектных работах.

Основными критериями, определяющими сформированность информационной грамотности школьников следует считать полноту и глубину познания, систематичность, системность, гибкость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность.

Таким образом, была определена технология формирования информационной грамотности школьника в учебной деятельности по русскому языку. Следование цели, принципам, условиям, предписанными разработанной технологией, позволит сформировать информационную картину мира, базовые понятия и способы обработки сведений, развить логическое и словесное мышление, коммуникативные качества, ценностное и рациональное отношение к информации благодаря овладению методами и средствами работы с ней.

Список литературы:

 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192с. 

2. Вислов В.А. От информационной грамотности к информационной культуре [Текст] / В.А. Вислов. – М.: Педагогика, 2003. – 50с.

3. Короткина И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства [Текст] / И.Б. Короткина // Образование и общество. 2009. № 4. – С. 125-129.

4. Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников [Текст] / Б.В. Сергеева, М.Г. Кривовязова // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-2. – С. 411-415.

5. Усольцева И.В. Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога [Текст] / И.В. Усольцева // Вестник Костромского государственного университета. 2013. Т. 19. № 3. – С. 182-185.

6. Черная Е.В. Нелинейная технология формирования информационной грамотности [Текст] / Е.В. Черная // Начальная школа. 2015. № 12. – С. 55-58.

7. Чистяков В.А. Формирование информационной грамотности обучающихся на уроках технологии [Текст] / В.А. Чистяков // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения материалы региональной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал. 2016. – С. 17-20.

© И.О. Фамилия, 2018 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...