Проект по педагогике
проект на тему
Проект по предмету педагогика по теме "методы эвристической беседы, предназначена для учителей, преподавателей, а так же для студентов педагогических ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_po_teme_evristicheskie_metody_obucheniya.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение | 2 | |
Педагогическая эвристика, ее предмет, цель и задачи | 4 | |
Элементы эвристической деятельности в учебном процессе и основные их характеристики | 8 | |
Факторы, способствующие интенсивному развитию эвристического мышления | 10 | |
Характеристика ведущих эвристических методов, используемых в обучении | 15 | |
Заключение | 21 | |
Литература | 23 |
Введение
Цель курсовой работы выявить основные эвристические методы обучения. Основам и принципам эвристической деятельности уделяют недостаточно внимания в научных областях, где интенсивно развиваются и применяются эвристические методы исследований. Однако сформировать прочные навыки такой деятельности будущего специалиста трудно без знания основополагающих принципов и классических методов эвристической деятельности. Эта проблема давно интересует как педагогов, так и ученых, изобретателей.
Впервые эту проблему затронул Д. Пойа, который и является основоположником эвристики. Работы Д. Пойа явились связующим звеном между длительной историей развития эмпирической эвристики и современными исследованиями, которые опираются на познанные психологические закономерности мышления.
В своей книге В.Н. Соколов доходчиво показал исторический анализ, на основе которого выявляется сущность эвристики и ее педагогические ветви. Так же здесь представлены педагогические рекомендации, позволяющие разрабатывать методику эвристической деятельности в системе конкретных учебных предметов.
Большой вклад в познание принципов творчества, которое является эвристической деятельности, внес Ю.А. Медведько. Он определил основные методы технического творчества, а так же показал, что незнание методов, неумение их применять приводит к тому, что научно-исследовательские разработки в основном прерываются на стадии проектирования или испытания опытного образца.
Задачами курсовой работы являются.
- Изучение педагогической эвристики, ее цели и задачи;
- Выявить критерии выделения эвристических методов и возможности их применения;
- Определить пути и способы развития творческих способностей.
Проблема эвристического обучения не будет решена еще многие годы, поэтому необходимо, чтобы ей уделялось больше времени и, чтобы учителя помогали развивать творческое мышление у детей. Ведь благодаря этому в нашей стране будут зарождаться новые изобретения, устройства. И каждый человек научиться нестандартно мыслить, видеть в обычном необычное.
1. Педагогическая эвристика, ее предмет, цель и задачи
Краткий оксфордский словарь английского языка трактует эвристику следующим образом: «Эвристика – искусство нахождения истины. В частности, применяется для характеристики системы образования, при которой ученика обучают самостоятельно находить объяснения явлений».
Одной из основных целей общего и специального образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отражения в учебниках, программах и учебных планах эта цель не нашла места. Ни в одном из типов высших учебных заведений не существует учебного предмета, направленного на реализацию этой цели. Тем самым предполагается, что развитие эвристических качеств мышления возможно достичь в процессе усвоения основ наук. Однако, полученная сумма знаний, даже достаточно усвоенных, не гарантирует развитие у обучаемого навыков эвристической интеллектуальной деятельности в виде определенных мыслительных операций и их систем. Без целенаправленного развития в процессе обучения они формируются стихийно. Кроме того, качества мышления, заложенные генетически и приобретенные в процессе психического развития, но невостребованные и систематически не развиваемые, в дальнейшем затухают. Добиться обратного результата возможно только на основе целенаправленного изучения и применения в учебной практике основ эвристики, трансформированных в дидактическую систему, т.е. на основе педагогической эвристики.
Поэтому педагогическую эвристику определяют как дидактическое направление эвристики, которое изучает принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления.
В основе подхода к пониманию педагогической эвристики лежат три принципиальных положения:
- принцип научной связи: педагогическая эвристика выступает подсистемой эвристики в научной трактовке ее понятий и методов;
- принцип дидактической самостоятельности: педагогическая эвристика выступает подсистемой эвристики в научной трактовке ее понятий и методов;
- принцип дидактической самостоятельности: педагогическая эвристика является самостоятельной дидактической системой, т.е. самостоятельно решает вопросы обучения принципам и методам эвристики;
- принцип взаимосвязи в развитии: педагогическая эвристика в системе исследований эвристической деятельности человека представляет теоретический уровень эвристики.
Так же в одном случае педагогическую эвристику рассматриваем как общую методику решения задач, противопоставляя специальным способам решения отдельных типов. В другом – ее определяли как «методологию в узком понимании этого термина», не принимая во внимание совершенно однозначно выраженную точку зрения самого исследователя: «Эта книга объединяет теоретическую цель – изучение эвристики с конкретной практической и при том безотлагательной целью – улучшением подготовки учителей средней шкалы».
Педагогическая эвристика должна основываться на следующих основных законах. Закон единства учебной и обучающей деятельности. Он рассматривает учебный процесс как взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающих и обучаемых. Иначе говоря, передача знаний, их усвоение и формирование системы знаний. В высшей школе этот закон дополняется необходимостью проведения студентами научно-исследовательской работы, которая помогает им овладеть методами научного прогнозирования и методами эвристического поиска.
Закон единства обучения и воспитания рассматривает обучение и воспитание в учебном процессе как единый, воздействующий на формирование личности акт. Кроме знаний, умений и навыков личность характеризуется и миропониманием.
Закон преемственности знаний и последовательности научного развития регулирует связь научного содержания учебного предмета с предшествующими знаниями, исходит из них и развивает их.
Педагогическую эвристику можно рассматривать в общей системе исследований эвристической деятельности. В настоящее время возможно все эти исследования дифференцировать на три уровня: теоретический, методический и индивидуальный.
На теоретическом уровне изучаются основополагающие принципы и методы эвристики, ее связи с другими научными дисциплинами, а также классические методики эвристического поиска. Педагогическую эвристику необходимо рассматривать на этом уровне как теорию обучения эвристической деятельности, которая строится на основе, как науки эвристики, так и на основе собственных экспериментально-теоретических достижений.
На методическом уровне разрабатываются эвристические методики научной и учебной продуктивной деятельности, максимально адаптированные к особенностям конкретной области применения.
На индивидуальном уровне исследуются особенности сформированных у конкретного человека навыков эвристической деятельности, которые, возможно, несколько видоизменялись под влиянием индивидуальных особенностей мышления, характера и других качеств.
Эвристическое обучение можно было бы отождествить с проблемным обучением. Эвристическое обучение позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не известного им заранее результата.
Цель эвристического обучения является не передача ученикам опыта и прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. Эвристическое обучение более универсально, чем проблемное и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально – образного цикла.
Объектами поисковой познавательной деятельности являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнетивные процедуры и виды деятельности. В результате эвристическое обучение приводит к изменению не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях «незнания» истины.
Сравнивая эвристическое обучение от развивающего можно сделать вывод, что первое отличается от второго качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологией, содержания образования. Поскольку ученик в эвристическом обучение ставит собственные цели, открывает знания, производит методическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается в ходе деятельности самого ученика. Он оказывается субъектом и конструктором своего образования; полноправным источником и организатором своих знаний, не менее важным, чем учитель и учебник.
Становление и развитие современной педагогической эвристики во многом обязана работам Д. Пойа. В своих работах он показал ту историческую цепь исследований эвристики, которую надо продолжить.
Вывод: Педагогическая эвристика представляет учебное изложение основ эвристики, т.е. введение в теорию и методику организации эвристической деятельности. Она предназначена для развития познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющим творческого потенциала.
2. Элементы эвристической деятельности в учебном процессе и основные их характеристики
Основной проблемой педагогической эвристики является организация целенаправленного обучения навыкам эвристической деятельности, которая состоит из эвристических правил, операций и стратегий, основанных на правдоподобных рассуждениях. В реальном процессе решения задачи все они тесно взаимосвязаны как между собой, так и с доказательными (логическими) рассуждениями. Доказательные и правдоподобные рассуждения в определенном смысле противоположны, но не противоречат друг другу и дополняют друг друга в реальной деятельности. Правдоподобные рассуждения могут дать достоверные знания, если их доводы пройдут стадию доказательных рассуждений с применением методов конкретной науки. По утверждению Д.Пойа, различие между этими двумя типами рассуждений велико и многообразно. Доказательное рассуждение надежно, неоспоримо и окончательно. Правдоподобное рассуждение рискованно, спорно и условно.
Доказательные рассуждения основаны на достоверных фактах и формальной логике. Правдоподобные рассуждения в основе своей могут иметь как достоверные, так и вероятные факты. Так, если мы осуществляем индуктивный подход к исследованиям, т.е. подход в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам, то получаем вероятное знание. Рассуждения такого вида называют эвристической операцией, результатами которой будет правдоподобное, или вероятное, или эвристическое знание. Эвристические операции строятся на основе таких мыслительных операций, как аналогия, обобщение, сравнение, специализация, суперпозиция, индукция.
Индукция – один из типов умозаключения и метод исследования как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам. Отдельные факты выполняют «наводящую», т.е. эвристическую роль.
Аналогия – переход от рассмотрения менее емкого множества объектов к более емкому, содержащему первоначальное множество, в процессе исследования интересующих нас свойств этих объектов.
Специализация – переход от рассмотрения данного множества объектов к рассмотрению подмножества объектов исходного множества.
Суперпозиция – при нахождении результата задачи, сначала выделяют благоприятный частный случай, а затем с его помощью доказывают общий и получают полное решение, пригодное в общем случае.
Сравнение – один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется.
Вся эвристическая деятельность по нахождению решения в общем случае направляется эвристической стратегией, составляющей из эвристических операций и регулируемой эвристическими правилами. Одновременно в эвристической стратегии присутствуют элементы формальной логики в виде доказательных рассуждений.
Вывод: Все элементы эвристической деятельности, т.е. эвристические правила, стратегии, операции, основанные на правдоподобных рассуждениях в реальном процессе применения имеют естественную сильную и динамичную взаимосвязь как на основе включения друг в друга и соподчинения, так и между собой. Эти элементы направлены на организацию информационных процессов и активизацию мыслительной деятельности при решении задач.
3. Факторы способствующие интенсивному развитию эвристического мышления
Мышление – сложный познавательный психический процесс взаимодействия познающего человека с познавательным объектом. Оно представляет собой ведущую форму ориентирования человека в действительности. Практически всегда мышление по сути творческий процесс с элементами эвристического поиска определенного уровня, т.к. оно возникает в ситуациях, в которых для принятия решения необходима новая информация и способы ее переработки. В процессе мышления человек может ставить перед собой задачи и формулировать ответы, выдвигать гипотезы, строить доказательства, создавать научные теории и изобретения. Во всякой сложной мыслительной деятельности присутствует эвристическая деятельность как элемент творческого мышления. Мышление способно предвидеть пути дальнейшего развития материального мира (прогнозирование) и тем самым опережать его. Эти способности основаны на важнейших характеристиках мышления – обобщенности и опосредованности отражения окружающей действительности.
Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическими.
Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучения мышления детей и подростков показывает, что по сравнению с младшими школьниками, подростки по другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки не сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно разработать проблемные аспекты, хотя это может привести к застряванию на неэффективной идеи. Сузить зону поиска помогает критериальные правила, называемые эвристическими.
Мышление практически всегда связано с творчеством. Творчество-деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Чтобы развивать способность к творчеству у ребенка, в первую очередь нужна помощь взрослых, которая заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Затем необходимо:
- Научить ребенка удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет;
- Нужно научить видеть, слышать, ощущать;
- Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое);
- Научить владеть техникой творчества (искусства слова, приемами ремесла);
- Создавать, законченную вещь, т.е. произведение
Некоторые «заботливые родители» умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.
У ребенка, который научится читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из жизни.
Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа. Взрослые должны научится бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей.
Выделяют 4 этапа развития творческих способностей:
- Игровой
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей и наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь играет со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или наоборот одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями;
- Индивидуальность
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Большинство детей школьного поступают в какой-нибудь кружок, секцию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант;
- Этап роста
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты, проходящие вне дома.
- Этап мастерства
На этом подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку.
Взрослый человек начинает свои творческие способности применять в избранной, наиболее интересной деятельности. Рассмотрим техническое (инженерное) творчество. Техническое творчество-духовная потребность личности.
Давно известно, то развивать духовные потребности можно только у той личности которая хочет развиваться, в противном случае это пустая трата времени и сил. Если представить «знание» в виде какой-то поверхности, то вокруг нее лежит область «незнание». Творческая личность сознает вышесказанное и пытается расширить поверхность «знания». Такая работа требует огромного напряжения, что под силу не каждому человеку. У многих ярко проявляются защитные функции организма – «лень». Человек преодолевший ее и является творческой личностью. Процесс творчества – страстное желание добиться успеха.
В свое время Ф. Энгельс очень точного подметил, что когда в промышленности возникает потребность, то она двигает науку быстрее чем десятки университетов. Эти слова приемлемы к области творчества вообще, а технического в особенности.
Творческая самореализация учащегося определяется его одаренностью и талантом. В этом вопросе нет однозначного понимания среди отечественных и зарубежных ученых. Одни исследователи говорят, что одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. В практике применения дидактической эвристики мы не обнаружили детей, которые не могли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.
Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшим гением.
Вывод: Эвристическое мышление формируется к 12-14 годам. Поэтому необходимо, чтобы он на первом этапе развивалось благодаря родителям. Родители же должны научить ребенка творить, развивать его мышление, но делать это не во вред ребенку. На втором этапе мышление развивается благодаря преподавателям, которые на уроках создают разнообразные ситуации в которых ребенок должен находить решения, так же преподаватели создают карточки с заданиями и раздают их более успешным быстрым ученикам. А на третьем этапе родители имеют дело с состоявшейся личностью.
4. Характеристика ведущих эвристических методов, используемых в обучении.
Рассматривая методы эвристического обучения можно выделить 3 группы:
- когнитивные методы;
- креативные методы;
- оргдеятельностные методы.
- Когнитивные методы. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно – историческим аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных дисциплин. Особый вид когнитивных методов обучения – метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования (метод познавательного видения смысла объекта).
- Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые эвристические методы интуитивного типа относятся к креативным методам эвристического обучения: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя. Они опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.
Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении аморитмических предписаний: методы синектики, морфологического ящика;
- Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования. Методы учеников – это методы учебного целеполагания, планирования, контроля. Методы управления – это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне.
Рассмотрим особенности ведущих эвристических методов обучения.
Мозговой штурм был предложен в США А. Осборном
Основная цель метода заключается в настройке группы людей так, чтобы каждый из них сделал как можно больше предложений по обсуждаемой проблеме. Работу по этому методу можно разделить на несколько этапов:
- подготовка;
- проведение штурма;
- оценка и отбор идей;
- переработка и развитие наиболее ценных идей.
На первом этапе четко формируется и записывается (в общих чертах) задача, затем она разбивается на максимально возможное число подзадач.
В подготовку входит и подбор фактического материала: аналогов объекта, данных о принципах действия. На этом же этапе осуществляется подбор участников штурма, которые делятся на генераторов и экспертов.
Эксперты в поиске решений участия не принимают. За короткий промежуток времени генераторы находят большое количество разнообразных решений. Из этих решений эксперты выбирают лучшее и развивают их. Число участников может колебаться от 5 до 15 человек. Обсуждение должно длиться не более 20-40 мин. Руководство мозговым штурмом – специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий.
Существуют другие разновидности мозгового штурма: обратная мозговая атака, двойная мозговая атака и теневая.
При мозговом штурме коллективное мышление специалистов различных областей науки и техники позволяет получить на 70% больше технических идей, чем при индивидуальном решении задачи. Однако в ряде случаев, например, при решении небольших задач, индивидуальное мышление целесообразнее.
Для индивидуальной работы предлагаются самые разнообразные списки контрольных вопросов. В качестве примера можем привести список контрольных вопросов Эйлоарта, который был разработан в Англии.
Метод контрольных вопросов представляет собой один из методов активизации мыслительных процессов с помощью системы вопросов, ответы на которые должны привести к решению. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них изобретатель формирует в связи со соей задачей в виде монолога или диалога с другим изобретателем. Этот метод может использоваться как составляющий элемент других методов, например мозгового штурма. При удачно разработанных вопросах можно получить много интересных идей для решения задачи. Для каждого конкретного случая списки вопросов должны быть своими, т.е. каждый разработчик должен перерабатывать существующие списки и составлять их в приемлемой форме.
Синектика. Метод разработан американским исследователем У. Гордон.
У. Гордоном был введен прием который предполагает выявление в рассматриваемом объекте противоположных сторон или тенденций. Решение задач этим методом предлагает наличие специально обученных групп людей – синекторов. Работает такая группа полный рабочий день в течение нескольких недель – до решения поставленной проблемы.
В синектике используются творческие приемы, основанные на следующих аналогиях:
- Прямая аналогия. Рассматриваемый технический объект сопоставляется с похожими объектами из других областей техники или живой природы.
- Личностная аналогия или эмпатия. При этом решающий задачу вживается в образ соответствующего объекта, пытается слиться с ним воедино и проникнуть в механизм его работы, что помогает лучше понять задачу и условия ей осуществления.
- Символическая аналогия. Выбранному на определенном этапе ключевому представлению задачи нужно подобрать сжатую смысловую формулировку, в виде короткого определения, составляющего из существительного и прилагательного.
- Фантастическая аналогия. В устройство решающее задачу разработчик вводит какие – либо фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
Морфологический анализ. Этот метод предложил швейцарский астроном Ф. Цвики.
Сущность метода заключается в том, что в совершенствуемой технологической системе выделяют несколько признаков характерных для нее. Каждый признак может характеризовать, например, какой-то конструктивный узел системы, какое-то свойство, какой-то режим работы системы. Словом те параметры, от которых зависит решения проблемы. Следующим этапом является составление списков различных вариантов технического исполнения морфологических признаков. Признаки с их различными вариантами располагают в виде таблиц (матриц), что позволяет лучше представить себе поле поиска. Рассматривая всевозможные сочетания вариантов признаков можно выявить новые решения задачи. Метод целесообразно использовать при решении конструкторских задач общего плана, при проектировании машин.
Функционально – стоимостный анализ (ФСА). Этот метод позволяет снизить издержки производства и основан на изыскании наиболее экономичных вариантов конструкции, которые полностью обеспечивают выполнение функций заданных для определенных изделий.
Метод имеет 2 принципиальных отличия от обычных «классических» способов сжигания издержек производства.
- Он предусматривает применение функционального подхода, основанного на изыскании наиболее экономичных способов осуществления функции изделия.
- Его использование связанно с созданием в системе управления специалистов, занимающихся только вопросами снижения издержек производства.
В соответствии с рабочим планом ФСА состоит из 5 последовательных стадий:
- информационной;
- творческой;
- аналитической;
- исследовательской;
- рекомендательной.
Творческая стадия является наиболее важной. На ней прежде всего в результате живого творческого обсуждения определяется и формируется главная функция изделия. После этого возможен переход к выдвижению идей.
Фундаментальный метод проектирования. Разработан в Англии Э. Метчеттом.
Основная цель метода заключается в том, чтобы научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации.
Для этого используют следующие приемы:
- применение «режимов мышления»;
- разработка языка, дающего возможность «мыслить о мышлении»;
- подавление критических способностей для выявления творческой фантазии;
- самоконтроль и самонастройка.
Основной упор в этом методе сделан на личный опыт, интуицию, мыслительные способности. Основным педагогическим принципом Метчетта является – начало обучения с тех методов, которые уже освоены учащимися, и не навязывать ему совершенно новый метод.
Функционально – физический метод поискового конструирования (ФФМПК). Разработан Колером.
В его основе лежит функциональный анализ, который предполагает прежде всего полное абстрагирование от реальной конструкции анализируемого изделия и концентрацию внимания на функции, которую это изделие должно выполнить, т.е. нас в конечном счете интересуют не предметы и вещи как таковые, а те действия которые с их помощью можно выполнять.
Модель Колера стоит на 3-х основных положениях:
- анализ функций технических систем и их элементов;
- систематизированный фонд физических эффектов;
- четкое (алгоритмоподобное) описание процесса поиска конструируемых устройств.
Порядок проведения функционально-физического анализа:
- Необходимо обозначить элементы;
- Составить таблицу анализа функций;
- Составить таблицу анализа работы системы и выявить дефекты.
Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ)
Теоретически основой АРИЗ является законы развития технических систем. Решение задач по АРИЗ идет без множества «пустых» проб, планомерно. Корректируют первоначальную формулировку задачи, строят модель задачи, составляют идеальный конечный результат, выявляют и корректируют физические противоречия. Большое внимание в методе уделяется учету психологических факторов, действующих при решении задач, борьбе с психологической инерцией.
Вывод: Рассмотренные методы нецелесообразно противопоставлять друг другу. Каждый метод в большей или меньшей степени помогает выявить у человека его творческие способности, натолкнуть на правильный путь решения задачи.
Заключение
Из курсовой работы видно, что эвристики в широком смысле слова – наука о творчестве, в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Творчество или способности к творчеству необходимо развивать. На первых стадиях развития творчества у ребенка необходимо, чтобы ему помогали родители, умели правильно развивать его, т.е. видеть во всем свою красоту. В дальнейшем эта помощь должна осуществляться педагогами. Благодаря педагогической эвристики учителя должны уметь создавать нестандартные ситуации, в которых ученик принимает самостоятельные решения. Ученики должны усваивать знания, но при этом строить свой опыт решения новых проблем, а не использовать опыт прошлого.
По мере взросления, дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить причину событий. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Поэтому возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Поэтому у детей развивать эвристическое мышление.
При решении задачи так же необходимо правильно воспользоваться элементами эвристической деятельности; уметь применять эвристические правила, операции и стратегии, основанные на правдоподобных рассуждениях.
Методы эвристического обучения помогают при достижении поставленной цели. Эти методы разработаны для решения задач различного характера. Однако в реальной жизни чаще всего научно-практические проблемы представляют совокупность перечисленных задач, решение которых должно быть взаимосвязанным. Кроме этого, как правило, каждый специалист формирует свой индивидуальный характер эвристический деятельности на основе приобретенных знаний о ее протекании, в которые входят основополагающие принципы, элементы эвристической деятельности, системные методы.
Эвристическое обучение необходимо в воспитании детей, чтобы они пытались мыслить не по стандарту, находить ответы даже при самых непредсказуемых вопросах.
Литература
- Буланова-Топоркова. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2002-544с.
- Ю.Д. Медведько. Конспект лекций по курсу: «Принципы инженерного творчества» - Зерноград 1991 г.
- А.Б. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология. Словарь – М.: Политиздат 1990-494с.
- Д. Пойа. Как решать задачу? – М. 1961
- В.Н. Соколов. Педагогическая эвристика. – М.: Аспет Пресс, 1995-225с
- А.В. Хуторский. Развитие одаренности школы. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителей. – М. Гуманитарный издательский центр ВП АДОС, 2000-320с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...