ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «ФИТБОЛ»
рабочая программа на тему
Программа оздоровительная группа «Фитбол» создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol.docx | 77.01 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании педагогического совета от «28» августа 2017г. Протокол № 1 | «Утверждаю» Директор МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН _____________ Н.В.Костянецкая «28» августа2017г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «ФИТБОЛ»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год(64 часа)
Возрастная категория: от4-6лет
Вид программы: модифицированная
Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования
Сачура Вероника Олеговна
пгт. Черноморский, 2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фитбол в переводе с английского означает (мяч для опоры), который используется в оздоровительных целях. В нашей стране их чаще называют Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях.
Программа оздоровительная группа «Фитбол» создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Благодаря фитболу снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
- во время выполнения упражнений на фитболах мышцы (нетолько крупные, но и более глубокие, мелкие) находятся в постоянном тонусе, что обеспечивает удержание равновесия на мяче ификсирования правильной осанки;
- осевая нагрузка на позвоночник при выполнении упражнений сидя на фитболах меньше, чем при ходьбе, беге и др.;
-ударная нагрузка при занятиях фитболна суставы ног минимальна, по сравнению с другими видами аэробных тренировок;
- при выполнении упражнений фитбол также тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, но в более щадящем режиме;
- занятия фитбол доступны всем возрастным группам занимающихся и людям, страдающими различными нарушениямив состоянии здоровья;
- противопоказания для занятий на фитболах отсутствуют, так как даже простое сидение на мяче уже способствует определенномуоздоровительному эффекту.
Данная программа разработанана основе коррекционных методик Потапчук А.А. а также программы «Танцы на мячах», разработанной Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой для детей дошкольного и младшего школьного возраста ис учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДО, возрастных особенностях детей и соответствует требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Приказ Министерств образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ, МОН и МП КК, ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края, 2016 год.
Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
Программа оздоровительная группа «Фитбол» физкультурно – спортивной направленности.
Вид деятельности – разновидность фитнеса.
Программа направлена на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и интереса к занятиям физической культурой. Занятия на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнeнии физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах фитбол-гимнастики может использoваться, как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность:
- для укреплeния мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стоп;
- для увеличения гибкости и подвижности суставов;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития пластики и музыкальности;
- для расслабления и релаксации и др.
Исходя из выше сказанного, нoвизна программы определяется системой сюжетно-развивающих занятий на фитболах, направленных на профилактику и оздоровление дошкольников.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого являeтся развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не дoпуская перегруженности детей;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Актуальность В настоящее время многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно- двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации у детей формируются практичeские навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Отличительной особенностью программы является то, что активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.
Адресат программы:
В объединение записываются все желающие, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой, с учетом рекомендаций медиков и желания родителей. Данная программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных. Возраст воспитанников в объединении предлагается от 4 лет до 6 лет.
Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, в количестве 64 часов.
Формы обучения и виды занятий:
Эффективность фитбол- гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые помогают освоить движение на фитболе, отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и т. д. Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.)
Методы и приемы, используемые при реализации программы:
Принципы рeализации программы:
- непрерывность процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственнoсти между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
- целостность процесса обучения, предполагающая интеграцию основного и дополнительного образования;
- личностно-ориентирoванный характер обучения, реализуемый посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ;
- наличие существенного оздоровительного эффекта, обусловленного участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественнo, с аэробным механизмом энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы)
Для проведения занятия, необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- Словeсные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа.
- Наглядные– показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
- Практичeские – упражнения, конкретные задания, игровые приемы поддержка и помощь.
- Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
- Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
- Смена способов выполнения упражнений.
- Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры.
Средства фитбoл – гимнастики для детей:
- Гимнастические упражнения (Строевые, общеразвивающие и др.)
- Танцевальные упражнения (элементы ритмики).
- Профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушения осанки и др. заболеваний).
- Подвижные игры и эстафеты.
- Творческие задания.
- Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры.
Виды деятельности детей
- Коммуникативная
- Игровая
- Двигательная
- Музыкально-художественная
Данная программа предполагает работу с воспитателями и родителями в виде:
- Открытые занятия
- Совместных праздников и развлечений
Последовательность занятия.
Занятие делится на 3-и основные части: подготовительная (настрой, разминка), основная (физическая нагрузка), заключительная (восстановление дыхания, расслабление).
1) Подготовительная часть включает:
Ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и т.д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении - сидя на мяче. Например:
а) Пружинистые качания - они обеспечивают:
выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение;
- мягкую слабую компрессию суставов;
- обеспечивает питание с улучшением подвижности суставов и пластичности тканевых структур;
- возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника;
- тренирует правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
б) Динамические упражнения для тренировки функциональных возможностей наиболее важных систем организма, дыхательной, СС и т.д. так же проводятся в и.п. - сидя на мяче.
2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче и т.д.
Упражнения, выполняемые в данных и.п. - позволяют:
- развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений;
- повысить неспецифические защитные силы организма.
3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, упражнения: "Воздушный шар", "Ветер", "Радуга обними меня", "подышите одной ноздрёй", релаксация на мяче и т.д.. Ходьба и бег вокруг мячей, игры: "Паровозик", "Гусеница", "Быстрый и ловкий", "Тише едешь дальше будешь".
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий:Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, в проветриваемом и хорошо освещенном зале.
Цель программы.Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.
Задачи:
Оздоровительные: Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
Образовательные: Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Воспитательные: Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Для организации работы по программе необходимо создать следующие условия:
- физкультурно-музыкальный зал,
- мячи для занятий фитбол- гимнастикой (диаметр=45-55 см);
- ковровое покрытие;
- дополнительный инвентарь для общей физической подготовки: малые, массажные мячи, гимнастические палки, гантели, массажные коврики, кегли;
- аудио- и видеоаппаратура;
-аудио- и виеозаписи.
- комплект для тестирования: секундомер, измерительная лента, кубики, гимнастические маты.
Требования к фитбол-гимнастике.
1. Основные правила занятий с мячом:
• угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°.
• не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
• на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи.
• необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки.
• ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.
• необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием.
• избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.
• недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии».
• необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом».
• при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
2. Основные требования к мячам-фитболам.
1) Размер мяча:
• Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.
2) Одежда:
• Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.
3) Покрытие для пола:
• Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
• Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях паркет.
• Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.
• Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.
4) Место для выполнения упражнений:
• Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.
• Помещение приспособленное для занятий физкультурой.
5) Хранение фитболов:
• Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.
Правила Т. Б.
Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма. Страхуйте ребенка, и следите за правильным выполнением упражнений, чтобы избежать травм.
Пусть занятие доставляет ребенку радость иначе – результата не будет. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат освоения дополнительной образовательнoй программы оздоровительная группа «Фитбол»:
- умение выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;
- способность удерживать равновесие, иметь развитую мелкую моторику;
- способность поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами, умение оценивать свои движения и ошибки других;
- умение выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов;
- проявление самостоятельности, творчества, инициативы, активности, сформированность привычки к здоровому образу жизни.
Список используемой литературы
- Е.А. Бабенкова ,О.М. Федоровская Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2010.
- М.М. Борисова. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб.-метод. пособие/ Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с.
- В.В. Гаврилова Занимательная физкультура для детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий / В.В. Гаврилова – Волгоград: Учитель, 2009. – 188 с.
- Е.А. Евдокимова, Е.Ю. КлубковаФитбол – гимнастика в оздоровлении организма. – М.: Д.Дидур; СПб., 2000.
- Н.В. Казакевич, С.В. Кузьмина Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.
- Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева Ритмическая гимнастика :метод.пособ. – СПб.: Познание, 2001.
- Г.В. Каштанова и др. Лечебная физкультура и массаж. М., 2007.
- С.В. Кузьмина Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 84с.
- С. В. Кузьмина Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на развитие физических способностей младших дошкольников: дисс. …канд. пед. наук. – СПб., 2011.
- Т.С. Потапчук , Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников». -Издательство ТЦ «Сфера» 2009.- 176с.
- Е. Н. Подольская Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет // Учитель, 2012.
- О.Н. Рыбкина , Л.Д. Морозова Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2012. – 104 с.
- Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 160с.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина Танцевально-игровая гимнастика Са-Фи-Дансе для детей: учеб.-метод. пособ. для педагогов дошк. и шк. учр. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- К.К. Утробина. Занимательная физкультура для дошкольников. М.,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО приказ от 17 октября 2013 года).
Список литературы, рекомендованный для родителей.
- Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
- Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
- Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.-П. 2007.
- Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. 2001.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретич. | Практичес. | Всего | ||
1 | Представление о форме и физических свойствах фитбола. Правила правильной посадки нафитболе. | 2 | 2 | 4 |
1.1 | «Колобок» прокатывания фитбола: по полу; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров; | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.2 | «Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.3 | Игры с фитболом: «Догони мяч» | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.4 | Игры с фитболом: «Попади мячом в цель», «Докати мяч» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Обучить правильной посадке на фитболе | 3 | 3 | 6 |
2.1 | «Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.2 | Повороты головы вправо—влево. Поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.3 | Поднимание и опускание плеч. Скольжение руками по поверхности фитбола. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.4 | Сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны. По сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.5 | Игры с фитболом: «Толкай ладонями» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.6 | Игры с фитболами: «Толкай развернутой ступней» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении. | 3 | 3 | 6 |
3.1 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении стоя | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
3.2 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении сидя на мяче | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
3.3 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на коврике, на спине | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
3.4 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на коврике, на животе | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
3.5 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на мяче, на животе | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
3.6 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на спине, на мяче | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
4 | Формирование правильного типа дыхания на занятиях с фитболом | 1 | 1 | 2 |
4.1 | Дыхательные упражнения сидя на мяче: «Дышите тихо, спокойно и плавно», «Дышите одной ноздрей». | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
4.2 | Дыхательные упражнения лежа: «Воздушный шарик», «Ветер», «Радуга, обними меня» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5 | Упражнения на сохранение равновесия | 5 | 5 | 10 |
5.1 | Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.2 | Сохранение правильной осанки и тренировка равновесия и координации. | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.3 | Упражнения на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.4 | Упражнения на растягивание с использованием фитбола. | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.5 | Упражнения на расслабление мышц. на фитболе | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.6 | Упр. «Наклоны», «Пошагаем» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.7 | Упр. «Переход», «Выше ноги» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.8 | Упр. «Махи ногами», «Кит» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.9 | Упр. «Вверх ногу», «Лесенка» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
5.10 | Упр. «Покачаемся», «Наклоны» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6 | Выполнение комплекса упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. | 3 | 3 | 6 |
6.1 | Упр. «Крылышки», «Махи ногами» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6.2 | Упр. «Веселые ножки», «Веселые ручки» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6.3 | Упр. «Наклоны», «Достань носок» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6.4 | Упр. «Наклоны», «Пошагаем» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6.5 | Упр. «Переход», «Выше ноги» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
6.6 | Упр. «Вверх ногу», «Лесенка» | 0,5 ч | 0,5 ч | 1 |
7 | Совершенствование техники выполнения упражнений в разных исходных положениях. | - | 10 | 10 |
7.1 | Упр. «Зайчик», «Лисичка» | - | 1 | 1 |
7.2 | Упр.«Елочка»,«Бабочка». | - | 1 | |
7.3 | Упр. «Горка», «Гусеница» | - | 1 | 1 |
7.4 | Упр. «Носорог», «Змейка» | - | 1 | |
7.5 | Упр. «Куница», «Улитка» | - | 1 | 1 |
7.6 | Упр. «Горка», «Приседания» | - | 1 | |
7.7 | Упр. «Маятник», «Хвост дракона» | - | 1 | 1 |
7.8 | Упр. «Передача мяча над головой», «Бег в рассыпную» | - | 1 | |
7.9 | Упр. «Шагаем по фитболу», «Переходы», | - | 1 | 1 |
7.10 | Упр. «Подними фитбол» | - | 1 | 1 |
8 | Совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии. | - | 9 | 9 |
8.1 | Упр. «Мостик», «Аист» | - | 1 | 1 |
8.2 | Упр. «Разминка для боксера», «Качели» | - | 1 | 1 |
8.3 | Упр. «Покачаемся», «Достань носок» | - | 1 | 1 |
8.4 | Упр. «Рыбка», «Орешек» | - | 1 | 1 |
8.5 | Упр. «Выше ноги», «Вверх ноги» | - | 1 | 1 |
8.6 | Упр. «Замок», «Летучая мышь» | - | 1 | 1 |
8.7 | Упр. «Веточка», «Лисичка» | - | 1 | 1 |
8.8 | Упр. «Пошагаем», «Переход» | - | 1 | 1 |
8.9 | Упр. «Мостик», «Кит» | - | 1 | 1 |
9 | Упражнения на растягивание с использованием фитбола. | - | 2 | 2 |
9.1 | Упр. «Растяжка», «Каток». | - | 1 | 1 |
9.2 | Подвижная игра «День-ночь» | - | 1 | 1 |
10 | Упражнения на расслабление мышц на фитболе. | - | 2 | 2 |
10.1 | Упр. «Наклоны», «Лягушка». | - | 1 | 1 |
10.2 | Подвижная игра «Гусеница». | - | 1 | 1 |
11 | Подвижные игры | - | 7 | 7 |
11.1 | Подвижные игры: «Быстрые и ловкие» | - | 1 | 1 |
11.2 | Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Паровозик» | - | 1 | 1 |
11.3 | Подвижные игры: «Пятнашки сидя», «Тоннель» | - | 1 | 1 |
11.4 | Подвижная игра: «Пятнашки в беге» | - | 1 | 1 |
11.5 | Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч» | - | 1 | 1 |
11.6 | Подвижные игры: «Третий лишний» Пятнашки мячом» | - | 1 | 1 |
11.7 | Подвижные игры: «Бой петухов» | - | 1 | 1 |
Итого | 17 | 47 | 64 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№П|П | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теор. | Прак | |||
1 | Представление о форме и физических свойствах фитбола. Правила правильной посадки на фитболе. | 4 | 2 | 2 | |
2 | Обучить правильной посадке на фитболе | 6 | 3 | 3 | |
3 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении. | 6 | 3 | 3 | |
4 | Формирование правильного типа дыхания на занятиях с фитболом. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Упражнения на сохранение равновесия. | 10 | 5 | 5 | |
6 | Выполнение комплекса упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. | 6 | 3 | 3 | |
7 | Совершенствование техники выполнения упражнений в разных исходных положениях. | 10 | - | 10 | |
8 | Совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии. | 9 | - | 9 | |
9 | Упражнения на растягивание с использованием фитбола. | 2 | - | 2 | |
10 | Упражнения на расслабление мышц на фитболе. | 2 | - | 2 | |
11 | Подвижные игры | 7 | - | 7 | |
Всего | 64 | 17 | 47 |
Тема № 1. Представление о форме и физических свойствах фитбола. Правила правильной посадки на фитболе. (4 час)
«Колобок» прокатывания фитбола: по полу; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров
«Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола
Игры с фитболом: «Догони мяч»
Игры с фитболом: «Попади мячом в цель», «Докати мяч»
Практические занятия – 2 часа
Тема № 2. Обучить правильной посадке на фитболе (6 часов)
«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп.
Повороты головы вправо—влево, поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону.
Поднимание и опускание плеч, скольжение руками по поверхности фитбола.
Сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны, по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
Игры с фитболом: «Толкай ладонями»
Игры с фитболами: «Толкай развернутой ступней»
Практические занятия – 3 часа
Тема № 3. Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении. (6 часов)
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении стоя
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении сидя на мяче.
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на коврике, на спине.
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на коврике, на животе.
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на мяче, на животе.
Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине, на мяче.
Практические занятия – 3 часа
Тема № 4. Формирование правильного типа дыхания на занятиях с фитболом.
(2 часа)
Дыхательные упражнения сидя на мяче: «Дышите тихо, спокойно и плавно», «Дышите одной ноздрей».
Дыхательные упражнения лежа: «Воздушный шарик», «Ветер», «Радуга, обними меня»
Практические занятия – 1 час
Тема № 5. Упражнения на сохранение равновесия. (10 часов)
Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Сохранение правильной осанки и тренировка равновесия и координации.
Упражнения на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Упражнения на растягивание с использованием фитбола.
Упражнения на расслабление мышц на фитболе.
Упр. «Наклоны», «Пошагаем»
Упр. «Переход», «Выше ноги»
Упр. «Махи ногами», «Кит»
Упр. «Вверх ногу», «Лесенка»
Упр. «Покачаемся», «Наклоны»
Практические занятия – 5 часов
Тема № 6. Выполнение комплекса упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. (6 часа)
Упр. «Крылышки», «Махи ногами»
Упр. «Веселые ножки», «Веселые ручки»
Упр. «Наклоны», «Достань носок»
Упр. «Наклоны», «Пошагаем»
Упр. «Переход», «Выше ноги»
Упр. «Вверх ногу», «Лесенка»
Практические занятия – 3 час
Тема №7 .Совершенствование техники выполнения упражнений в разных исходных положениях. (10 часов)
Упр. «Зайчик», «Лисичка»
Упр. «Елочка», «Бабочка»
Упр. «Горка», «Гусеница»
Упр. «Носорог», «Змейка»
Упр. «Куница», «Улитка»
Упр. «Горка», «Приседания»
Упр. «Маятник», «Хвост дракона»
Упр. «Передача мяча над головой», «Бег в рассыпную»
Упр. «Шагаем по фитболу», «Переходы»
Упр. «Подними фитбол»
Практические занятия – 10 часов
Тема № 8.Совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии.
(9 часов)
Упр. «Мостик», «Аист»
Упр. «Разминка для боксера», «Качели»
Упр. «Покачаемся», «Достань носок»
Упр. «Рыбка», «Орешек»
Упр. «Выше ноги», «Вверх ноги»
Упр. «Замок», «Летучая мышь»
Упр. «Веточка», «Лисичка»
Упр. «Пошагаем», «Переход»
Упр. «Мостик», «Кит»
Практические занятия – 9 часов
Тема № 9.Упражнения на растягивание с использованием фитбола. (2 час)
Упр. «Растяжка», «Каток».
Подвижная игра «День - ночь».
Практические занятия – 2 час
Тема № 10.Упражнения на расслабление мышц на фитболе. (2 час)
Упр. «Наклоны», «Лягушка».
Подвижная игра «Гусеница».
Практические занятия – 2 час
Тема № 11. Подвижные игры (7 часов)
Подвижные игры: «Быстрые и ловкие»
Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Паровозик»
Подвижные игры: «Пятнашки сидя», «Тоннель»
Подвижная игра: «Пятнашки в беге»
Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч»
Подвижные игры: «Третий лишний» Пятнашки мячом»
Подвижные игры: «Бой петухов»
Практические занятия – 7 часов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1. | Представление о форме и физических свойствах фитбола. Правила правильной посадки нафитболе. | 4 | 2017г |
1.1 | «Колобок» прокатывания фитбола: по полу; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров | 1 | 04.09 |
1.2 | «Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола | 1 | 06.09 |
1.3 | Игры с фитболом: «Догони мяч» | 1 | 11.09 |
1.4 | Игры с фитболом: «Попади мячом в цель», «Докати мяч» | 1 | 13.09 |
2 | Тема № 2. Обучить правильной посадке на фитболе | 6 | |
2.1 | «Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп. | 1 | 18.09 |
2.2 | Повороты головы вправо—влево, поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону. | 1 | 20.09 |
2.3 | Поднимание и опускание плеч, скольжение руками по поверхности фитбола. | 1 | 25.09 |
2.4 | Сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны, по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. | 1 | 27.09 |
2.5 | Игры с фитболом: «Толкай ладонями» | 1 | 02.10 |
2.6 | Игры с фитболами: «Толкай развернутой ступней» | 1 | 04.10 |
3 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении. | 6 | |
3.1 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении стоя. | 1 | 09.10 |
3.2 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении сидя на мяче. | 1 | 11.10 |
3.3 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положении лежа на коврике, на спине. | 1 | 16.10 |
3.4 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на коврике, на животе. | 1 | 18.10 |
3.5 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на мяче, на животе. | 1 | 23.10 |
3.6 | Базовые положения при выполнении упражнений в исходном положениилежа на спине, на мяче. | 1 | 25.10 |
4 | Формирование правильного типа дыхания на занятиях с фитболом. | 2 | |
4.1 | Дыхательные упражнения сидя на мяче: «Дышите тихо, спокойно и плавно», «Дышите одной ноздрей». | 1 | 30.10 |
4.2 | Дыхательные упражнения лежа: «Воздушный шарик», «Ветер», «Радуга, обними меня» | 1 | 01.11 |
5 | Упражнения на сохранение равновесия. | 10 | |
5.1 | Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. | 1 | 08.11 |
5.2 | Сохранение правильной осанки и тренировка равновесия и координации. | 1 | 13.11 |
5.3 | Упражнения на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. | 1 | 15.11 |
5.4 | Упражнения на растягивание с использованием фитбола. | 1 | 20.11 |
5.5 | Упражнения на расслабление мышц на фитболе. | 1 | 22.11 |
5.6 | Упр. «Наклоны», «Пошагаем» | 1 | 27.11 |
5.7 | Упр. «Переход», «Выше ноги» | 1 | 29.11 |
5.8 | Упр. «Махи ногами», «Кит» | 1 | 04.12 |
5.9 | Упр. «Вверх ногу», «Лесенка» | 1 | 06.12 |
5.10 | Упр. «Покачаемся», «Наклоны» | 1 | 11.12 |
6 | Выполнение комплекса упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. | 6 | |
6.1 | Упр. «Крылышки», «Махи ногами». | 1 | 13.12 |
6.2 | Упр. «Веселые ножки», «Веселые ручки» | 1 | 18.12 |
6.3 | Упр. «Наклоны», «Достань носок» | 1 | 20.12 |
6.4 | Упр. «Наклоны», «Пошагаем» | 1 | 25.12 |
6.5 | Упр. «Переход», «Выше ноги» | 1 | 08.01.18 |
6.6 | Упр. «Вверх ногу», «Лесенка» | 1 | 10.01 |
7 | Совершенствование техники выполнения упражнений в разных исходных положениях. | 10 | |
7.1 | Упр. «Зайчик», «Лисичка» | 1 | 15.01 |
7.2 | Упр. «Елочка», «Бабочка» | 1 | 17.01 |
7.3 | Упр. «Горка», «Гусеница» | 1 | 22.01 |
7.4 | Упр. «Носорог», «Змейка» | 1 | 24.01 |
7.5 | Упр. «Куница», «Улитка» | 1 | 29.01 |
7.6 | Упр. «Горка», «Приседания» | 1 | 31.01 |
7.7 | Упр. «Маятник», «Хвост дракона» | 1 | 05.02 |
7.8 | Упр. «Передача мяча над головой», «Бег в рассыпную» | 1 | 07.02 |
7.9 | Упр. «Шагаем по фитболу», «Переходы» | 1 | 12.02 |
7.10 | Упр. «Подними фитбол» | 1 | 14.02 |
8 | Совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии. | 9 | |
8.1 | Упр. «Мостик», «Аист» | 1 | 19.02 |
8.2 | Упр. «Разминка для боксера», «Качели» | 1 | 21.02 |
8.3 | Упр. «Покачаемся», «Достань носок» | 1 | 26.02 |
8.4 | Упр. «Рыбка», «Орешек» | 1 | 28.02 |
8.5 | Упр. «Выше ноги», «Вверх ноги» | 1 | 05.03 |
8.6 | Упр. «Замок», «Летучая мышь» | 1 | 07.03 |
8.7 | Упр. «Веточка», «Лисичка» | 1 | 12.03 |
8.8 | Упр. «Пошагаем», «Переход» | 1 | 14.03 |
8.9 | Упр. «Мостик», «Кит» | 1 | 19.03 |
9 | Упражнения на растягивание с использованием фитбола. | 2 | |
9.1 | Упр. «Растяжка», «Каток». | 1 | 21.03 |
9.2 | Подвижная игра «День - ночь». | 1 | 26.03 |
10 | Упражнения на расслабление мышц на фитболе. | 2 | |
10.1 | Упр. «Наклоны», «Лягушка». | 1 | 28.03 |
10.2 | Подвижная игра «Гусеница». | 1 | 02.04 |
11 | Подвижные игры | 7 | |
11.1 | Подвижные игры: «Быстрые и ловкие» | 1 | 04.04 |
11.2 | Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Паровозик» | 1 | 09.04 |
11.3 | Подвижные игры: «Пятнашки сидя», «Тоннель» | 1 | 11.04 |
11.4 | Подвижная игра: «Пятнашки в беге» | 1 | 16.04 |
11.5 | Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч» | 1 | 18.04 |
11.6 | Подвижные игры: «Третий лишний» Пятнашки мячом» | 1 | 23.04 |
11.7 | Подвижные игры: «Бой петухов» | 1 | 25.04 |
Всего | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта "Шашки" для спортивно-оздоровительной группы на 2021-2022 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа по шашкам...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта Самбо ( для спортивно-оздоровительных групп)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самбо» дляспортивно-оздоровительных групп (далее - «Программа») имеет физкультурно-спортивнуюнаправленность, соста...