Традиции русской школы: С.А.Рачинский и современная российская школа
статья на тему
Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции русской школы: С.А.Рачинский
и современная российская школа
Ф.И.О. (полностью) автора доклада: Филиппова Светлана Витальевна
Место работы: МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
Наименование муниципального образования: Шурышкарский район ЯНАО
Наименование населённого пункта: с. Мужи
2016 г.
Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Русская народная школа. Ее истоки — это школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне под Тулой, школа княгини М.К. Тенишевой в Талашкино под Смоленском, а на Тверской земле, под Оленином — школа Сергея Александровича Рачинского в Татеве. «Школа благочестия и добрых нравов», в которой работал выдающийся педагог-просветитель Сергей Александрович Рачинский, бесспорно, является главной примечательностью села Татева, известного на Руси с XVII века.
Необычна и непроста судьба этого замечательного человека. В сельскую школу он пришел, оставив кафедру физиологии растений при Московском университете. Сергей Александрович Рачинский (1833 — 1902) — профессор, член-корреспондент Российской академии наук, математик и ботаник, понимая высокую значимость народного образования для развития страны, сознательно выбирает скромную судьбу сельского учителя. С 1875 года он целиком отдает себя делу народного образования, работая в Татевской школе и одновременно открывая новые школы для крестьянских детей в Вельском и Ржевском уездах. В историю отечественной педагогики С.А. Рачинский вошел как основатель уникальной сельской школы с интернатом для крестьянских детей. Учебный процесс в Татевской школе строился так, что учитывались общечеловеческая культура, традиции народной педагогики, идеи православия, особенности сельского быта. Крестьянские дети не отрывались от своей культурной среды. В школе учили земледелию, садоводству, пчеловодству, столярному делу, шитью, вышиванию, кружевоплетению. Одним словом, здесь готовили умелого и рачительного хозяина земли, способного достойно жить в местных условиях и не покидать ради заработка родной край.
Мысли выдающегося педагога-просветителя С.А. Рачинского о необходимости учить крестьянских детей прежде всего именно тому, что будет полезно им во взрослой жизни, всемерно развивать умственные способности, воспитывать чувство долга и ответственности за свои поступки; заботиться об их здоровье — все эти мысли стали программными в деятельности современного учителя, главная задача которого способствовать успешной социализации ребёнка.
Образовательный процесс в современной школе выстраивается во многом на педагогическом наследии С.А. Рачинского, разумеется, с учетом современных достижений в области психологии, педагогики, новейших школьных программ и учебников. Большое внимание сегодня уделяется предметным кабинетам, их оформлению и оснащению книжным фондом и техническими средствами обучения и личности учителя.
В новой образовательной среде учиться учить по-новому является первоочередная задача, ведь учитель сегодня – не единственный источник знаний для ребят; нет-нет, да и поставят что-нибудь под сомнение, а то и перепроверят информацию за учителем. Но всё же дети идут в школу, на урок с широко открытыми глазами, полными любознательности и желания познать новое, неизвестное, вступив с педагогом в равноправный диалог.
Увлечь за собой с первых мгновений урока, приоткрыть тайну и зажечь страстное желание разгадать её, поддерживать познавательный интерес – ступенька к достижению целей и задач современного урока. Способность к тщательному перспективному планированию отличает учителя 21 века. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-РУКОВОДИТЕЛЬ)
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, помогать выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Быть рядом с учеником, направлять, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения - так формируется позитивный имидж современного учителя и один из путей к успеху образовательного процесса. (ЭТО УЧИТЕЛЬ - ПОДСКАЗЧИК)
Каждый класс – своеобразен, каждый ученик в нём неповторим и уникален. Только учитель, зная всё своеобразие и оригинальность класса, индивидуальность своих учеников может написать эффективный и продуктивный сценарий своего урока. Даже простая формулировка «выполнение программно-методических требований к уроку» скучна и официальна, но в силах учителя добиться этого выполнения яркими, творческими, личностными, запоминающимися и действенными технологиями и приёмами! (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР)
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, поэтому по-прежнему сохраняется исторически сложившаяся роль учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. При этом учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ИСТОЧНИК)
Прежде всего, учитель должен быть другом и наставником ребенку. Его основная задача – не заставить выучить необходимый материал, а проявить у ребенка интерес, вызвать любопытство. Любопытство – двигатель прогресса. Здесь я не могу не согласиться с древним философом Дарием, который утверждал, что "человеческое любопытство должно направлять к разумным познаниям". А как учитель может вызвать любопытство ребенка? Один из самых верных способов – это личный пример. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-УЧАСТНИК)
Дети любознательны, они любят учиться, но немаловажно добавить: хорошо учиться. Однако стоит помнить о том, что способности у детей разные: кто-то прирожденный математик, а другой – перспективный спортсмен. В современной школе учитель должен уметь организовывать условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Распознать скрытые способности и помочь им раскрыться в полном объеме – это еще один аспект современной педагогической философии. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ТЬЮТОР)
Задача учителя – не дать ребенку объем знаний, актуальный и соответствующий сегодняшнему дню, а научить добывать информацию и пополнять свои знания самостоятельно, ориентироваться в стремительном потоке информации и перерабатывать ее. Вот поэтому учитель должен научить своих учеников учиться. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР)
Сегодня речь идет о создании новой культуры образования, в пространстве которой ребенок развивает себя, опираясь на школу. В этой культуре формируется способность к конструированию собственного знания, необходимого для перехода от понимания условий учебной задачи к ее самостоятельному решению. Инструкционизм («делай как я») в отношениях «учитель – ребенок» заменился конструкционизмом, при котором учитель выполняет иную роль – роль предметного эксперта. Это уже другой тип отношений, «конструктор – эксперт». Из источника и транслятора знания, учитель стал превращаться в эксперта по учебной деятельности. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ЭКСПЕРТ)
И поэтому учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.
Все мы родом из детства. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику. Великий древнегреческий философ Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога. Судья, педагог и врач, по определению мудреца, получают свой дар свыше. Сегодня вспоминается еще одно высказывание нашего преподавателя Вадима Соломоновича Баевского о том, что человек счастлив тогда, когда с удовольствием идет утром на работу и вечером с удовольствием возвращается домой. Если учитель спешит в свою школу с удовольствием, с желанием вернуться туда вновь и вновь, с желанием учить и учиться, удивлять и удивляться, быть, выражаясь словами моих учеников, «дарителем», «объяснителем», «хранителем» и «душестроителем», то он - счастливый человек. И если в этом состоит вечная миссия как учителя, думаю, это не так уж и плохо.
Используемая литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- citaty.info/man/sokrat
- hpsy.ru/authors/x1436.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции русской реалистической школы
Художники-передвижники....
Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"
Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....
Проблема возрождения духовно – нравственной традиции в российской школе
В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания –...
Воспитание патриотизма у учащихся в современной российской школе
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную....
Новации и инновации: диалектика обновления и развития в современной российской школе
Архипова С.С., методист ГБОУ гимназия № 177Новации и инновации: диалектика обновления и развития в современной российской школе «Инновации» — сейчас одно из самых модных слов, к...
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья напечатана в сборнике «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» МатериалыIII Всероссийской научно-пр...
Сборник материалов 23 Межрегиональной научно-практической конференции "От традиций к инновациям: новые вызовы и перспективы развития современного российского образования"
Статья на тему: «Комплексное развитие детей с нарушением интеллекта через театральную деятельность»...