Рабочая программа по химии. 10 класс.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»
Рабочая программа
по химии
10 класс
Составитель: учитель химии
высшей квалификационной категории
Клестова Лариса Васильевна
2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
3.Учебно - тематический план
Название темы | Количество часов |
Теоретические основы органической химии | 2 |
Предельные углеводороды | 3 |
Непредельные углеводороды | 4 |
Ароматические углеводороды | 2 |
Природные источники углеводородов | 3 |
Спирты и фенолы | 4 |
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты | 4 |
Жиры. Углеводы | 4 |
Амины и аминокислоты | 2 |
Белки | 2 |
Синтетические полимеры | 4 |
Итого | 34 |
4.Содержание тем учебного курса
Теоретические основы органической химии
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений
Углеводороды и их природные источники
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Синтетические полимеры.
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен.
5.Учебно-методические средства обучения.
Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. - Химия 10, базовый уровень.- М.: Просвещение, 2015г.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений, химия, 10-11 кл.
- Радецкий А.М. Контрольные работы по химии 10-11 кл.
- Радецкий А.М. Дидактические материалы по химии 10-11 кл.
- Радецкий А.М. Химический тренажер 10-11 кл.
6.Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п с начала уч.г. | № подтемы | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Дата,учебная неделя |
Теоретические основы органической химии | 2 | ||||
1 | 1 | Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова | 1 | ||
2 | 2 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений | 2 | ||
Предельные углеводороды | 3 | ||||
3 | 1 | Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия | 3 | ||
4 | 2 | Свойства, получение и применение алканов | 4 | ||
5 | 3 | Понятие о циклоалканах. | 5 | ||
Непредельные углеводороды | 4 | ||||
6 | 1 | Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Свойства алкенов и их применение | 6 | ||
7 | 2 | Практическая работа 1 Получение этилена и изучение его свойств | Пр.р.1 | 7 | |
8 | 3 | Непредельные углеводороды: алкены и алкадиены. | 8 | ||
9 | 4 | Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства и применение ацетилена | 9 | ||
Ароматические углеводороды | 2 | ||||
10 | 1 | Арены. Бензол и его гомологи | 10 | ||
11 | 2 | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов | 11 | ||
Природные источники углеводородов | 3 | ||||
12 | 1 | Природный и попутные нефтяные газы, их состав и применение | 12 | ||
13 | 2 | Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти | 13 | ||
14 | 3 | Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» | К.р. 1 | 14 | |
Спирты и фенолы | 4 | ||||
15 | 1 | Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение, применение | 15 | ||
16 | 2 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение | 16 | ||
17 | 3 | Строение, свойства и применение фенола | 17 | ||
18 | 4 | Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. | 18 | ||
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты | 4 | ||||
19 | 1 | Альдегиды. Строение, свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида | 19 | ||
20 | 2 | Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура. Строение и свойства карбоновых кислот | 20 | ||
21 | 3 | Практическая работа 2 Получение и свойства карбоновых кислот | Пр.р.2 | 21 | |
22 | 4 | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | 22 | ||
Жиры. Углеводы | 4 | ||||
23 | 1 | Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Понятие о моющих средствах | 23 | ||
24 | 2 | Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение | 24 | ||
25 | 3 | Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Нахождение в природе, свойства, применение | 25 | ||
26 | 4 | Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ | Пр.р.3 | 26 | |
Амины и аминокислоты | 2 | ||||
27 | 1 | Амины. Строение и свойства. Анилин — представитель ароматических аминов | 27 | ||
28 | 2 | Аминокислоты. Изомерия, номенклатура. Свойства и применение | 28 | ||
Белки | 2 | ||||
29 | 1 | Белки — природные полимеры. Состав, структура, свойства белков | 29 | ||
30 | 2 | Химия и здоровье человека. | 30 | ||
Синтетические полимеры | 4 | ||||
31 | 1 | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. | 31 | ||
32 | 2 | Синтетические каучуки и синтетические волокна. | 32 | ||
33 | 3 | Контрольная работа №2 по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения» | К.р. 2 | 33 | |
34 | 4 | Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. Итоговое тестирование. | И.т. | 34 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...