Рабочая программа курса «Теория вероятностей и статистика». 7 - 8 класс.
рабочая программа по математике (7, 8 класс) по теме
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистике для 7-8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистики», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н.Тюрина. В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_teorii_veroyatnostey_i_statistike_7-8_klassy.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»
Рабочая программа
курса « Теория вероятностей и статистика»
7 - 8 класс
Составитель: учитель математики высшей квалификационной категории
Клестова Лариса Васильевна
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистике для 7-8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Программа разработана на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистики», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н.Тюрина.
Согласно планированию предполагается изучение: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайная изменчивость; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики.
Предлагаемый курс состоит из двух частей. Курса для 7-х и 8-х классов. Предлагаются контрольные и самостоятельные работы.
Цель данного курса – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.
В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
Для каждой темы дано количество часов, в пределах которой разумно располагать время, отводимое на ее изучение, и указано одно из возможных распределение часов.
2.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 7классе ученик должен:
- Таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных;
- Понимать и знать о существовании разных видов диаграмм;
- Понимать, что диаграммы используют для наглядного представления данных;
- Понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого;
- Понимать, что такое диаграмма рассеивания;
- Знать, что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора;
- Знать, что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие;
- Понимать, что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах;
- Знать, что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия;
- Понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
- Понимать, что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин;
- Понимать, что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна;
- Понимать, что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1;
- Верно, понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»;
- Знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности;
- Иметь представление о математической монете и правильной игральной кости.
- Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице;
- Выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
- Уметь производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета;
- Уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений;
- Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;
- Уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами.
- Уметь вычислять среднее значение набора;
- Уметь объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять ее для несложных наборов;
- Уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах;
- Уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;
- Уметь приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.;
- Уметь указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин;
- Уметь указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.
- Уметь приводить примеры случайных событий;
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 8 классе ученик должен:
- Иметь представление об элементарном событии как о простейшем событии, которое нельзя составить из более простых событий;
- Знать, что любой случайный опыт оканчивается одним и только одним элементарным событием;
- Знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице;
- Уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта;
- Уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;
- Распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными;
- Вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями.
- Знать, что такое противоположные события;
- Понимать, что такое объединение и пересечение событий;
- Понимать, что такое несовместные события;
- Знать формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);
- Знание формулы сложения для произвольных событий;
- Знать, что такое независимые события (и не путать их с несовместными);
- Уметь находить вероятность одного из противоположных событий по вероятности другого;
- Уметь применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);
- Уметь применять формулу умножения вероятностей независимых событий.
- Знать факториалы натуральных чисел до 5!;
- Знать различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта;
- Понимать правило умножения и число сочетаний;
- Уметь методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;
- Уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;
- Уметь вычислять n!;
- Уметь пользоваться таблицей факториалов до 10!;
- Уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества;
- Уметь вычислять , пользуясь формулой
- Уметь решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний .
3.Учебно-тематический план.
7 класс (34 часа)
Темы | Контрольные работы |
Представление данных в таблицах и диаграммах (10) | |
Представление данных в таблицах | |
Практическая работа с таблицами | |
Графическое представление данных в виде круговых и столбиковых диаграмм | |
Практическая работа с диаграммами С.р. №1 по теме «Таблицы» | |
Диаграммы рассеивания , С.р. №2 по теме «Диаграммы» | |
Описательная статистика (10) | |
Среднее значение | |
Медиана | |
Наибольшее и наименьшее значение. Размах | |
Отклонение и дисперсия | |
Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсии п.15*-16* | |
Случайная изменчивость (5) | |
Случайная изменчивость С.р. №3,4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» | |
Контрольная работа | 1 |
Случайные события и вероятность (5) | |
Введение в теорию вероятностей | |
Повторение (4) | |
Всего 34 |
8 класс (34 часа)
Темы | Контрольные работы |
Математическое описание случайных явлений (9) | |
Случайные опыты | |
Элементарные события | |
Равновозможные элементарные события | |
Вероятности элементарных событий | |
Благоприятствующие элементарные события | |
Вероятности событий | 1 |
Опыты с равновозможными элементарными событиями | |
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей(16) | |
Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | |
Объединение событий | |
Пересечение событий | |
Несовместные события. Правило сложения вероятностей | |
Формула сложения вероятностей | |
Случайный выбор. Практическое задание | |
Независимые события. Умножение вероятностей | |
Элементы комбинаторики(9) | |
Правило умножения | |
Перестановки. Факториал | |
Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | |
Сочетания | |
Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | |
Контрольная работа | 1 |
Всего 34 часа |
4.Содержание учебного курса.
Раздел «Статистика»
Глава I. Таблицы. Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы.
Глава II. Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
Глава III. Описательная статистика. Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией.
Глава IV. Случайная изменчивость. Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике.
Раздел «События и их вероятности»
Глава V. Случайные события и вероятность. Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.
Глава VI. Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Глава VII. Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
Глава VIII. Элементы комбинаторики. Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.
5. Учебно-методические средства обучения.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2015г. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
6.Календарно-тематическое планирование учебного материала.
7 класс
Учебная неделя | Номер урока | Номер урока по теме | тема урока | Контроль |
Представление данных в таблицах и диаграммах (10) | ||||
1 | 1 | 1 | Статистические данные в таблицах. | |
2 | 2 | 2 | Поиск информации в таблицах. | |
3 | 3 | 3 | Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России. | |
4 | 4 | 4 | Таблицы с результатами подсчетов. Таблицы с результатами измерений. | |
5 | 5 | 5 | Таблицы с результатами подсчетов. Таблицы с результатами измерений. Самостоятельная работа №1 по теме «Таблицы» | С.р.1 |
6 | 6 | 6 | Столбиковая диаграмма. | |
7 | 7 | 7 | Круговая диаграмма. | |
8 | 8 | 8 | Круговая диаграмма.Самостоятельная работа №2 по теме «Диаграммы» | С.р.2 |
9 | 9 | 9 | Диаграмма рассеивания. | |
10 | 10 | 10 | Диаграмма рассеивания. | |
Описательная статистика (10) | ||||
11 | 11 | 1 | Среднее значение. | |
12 | 12 | 2 | Среднее значение. | |
13 | 13 | 3 | Медиана. Мода. | |
14 | 14 | 4 | Медиана.Мода. | |
15 | 15 | 5 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | |
16 | 16 | 6 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | |
17 | 17 | 7 | Отклонения. Дисперсия. | |
18 | 18 | 8 | Отклонения. Дисперсия. | |
19 | 19 | 9 | Отклонения. Дисперсия. Самостоятельная работа №3 по теме «Размах и дисперсия» | С.р.3 |
20 | 20 | 10 | Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсия. | |
Случайная изменчивость (5) | ||||
21 | 21 | 1 | Примеры случайной изменчивости. | |
22 | 22 | 2 | Рост человека. | |
23 | 23 | 3 | Точность измерений. | |
24 | 24 | 4 | Точность измерений.Самостоятельная работа №4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» | |
25 | 25 | 5 | Контрольная работа | К.р.1 |
Случайные события и вероятность (5) | ||||
26 | 26 | 1 | Случайные события. | |
27 | 27 | 2 | Вероятности и частоты. | |
28 | 28 | 3 | Монета и игральная кость в теории вероятностей. | |
29 | 29 | 4 | Как узнать вероятность события? | |
30 | 30 | 5 | Зачем нужно знать вероятность события? | |
Повторение (4) | ||||
31 | 31 | 1 | Повторение. Представление данных в таблицах и диаграммах | |
32 | 32 | 2 | Повторение. Случайная изменчивость | |
33 | 33 | 3 | Повторение. Случайные события и вероятность | |
34 | 34 | 4 | Повторение. Случайные события и вероятность |
8 класс
Учебная неделя | Номер урока | Номер урока по теме | Тема | Контроль |
Математическое описание случайных явлений (9) | ||||
1 | 1 | 1 | Случайные опыты | |
2 | 2 | 2 | Элементарные события. С.р. №1 по теме «Элементарные события» | С.р.1 |
3 | 3 | 3 | Равновозможные элементарные события | |
4 | 4 | 4 | Вероятности элементарных событий | |
5 | 5 | 5 | Вероятности элементарных событий | |
6 | 6 | 6 | Благоприятствующие элементарные события | |
7 | 7 | 7 | Вероятности событий С.р.№2 по теме «Вероятность событий» | С.р.2 |
8 | 8 | 8 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | |
9 | 9 | 9 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | |
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей(16) | ||||
10 | 10 | 1 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | |
11 | 11 | 2 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | |
12 | 12 | 3 | Объединение событий | |
13 | 13 | 4 | Объединение событий | |
14 | 14 | 5 | Пересечение событий | |
15 | 15 | 6 | Пересечение событий | |
16 | 16 | 7 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | |
17 | 17 | 8 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | |
18 | 18 | 9 | Формула сложения вероятностей. | |
19 | 19 | 10 | Формула сложения вероятностей. С.р.№3 по теме « Независимые события» | С.р.3 |
20 | 20 | 11 | Случайный выбор. Практическое задание | |
21 | 21 | 12 | Случайный выбор. Практическое задание | |
22 | 22 | 13 | Независимые события. Умножение вероятностей | |
23 | 23 | 14 | Независимые события. Умножение вероятностей | |
24 | 24 | 15 | Независимые события. Умножение вероятностей | |
25 | 25 | 16 | Независимые события. Умножение вероятностей | |
Элементы комбинаторики(9) | ||||
26 | 26 | 1 | Правило умножения | |
27 | 27 | 2 | Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа» | С.р.4 |
28 | 28 | 3 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | |
29 | 29 | 4 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | |
30 | 30 | 5 | Сочетания | |
31 | 31 | 6 | Сочетания | |
32 | 32 | 7 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | |
33 | 33 | 8 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | |
34 | 34 | 9 | Контрольная работа | К.р.1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы теории вероятностей и математической статистики" для 10-11 класса
Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей п...
Рабочая программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...
Рабочая программа по теории вероятности и статистике
Рабочая программа разработана для учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа по теории вероятности и статистике 10 класс
Рабочая программа для 10 класса...
Рабочая программа по теории вероятностей и математической статистике в 11 классе, 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по теории вероятностей и математической статистике в 11 классе, 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по теории вероятностей и математической статистике в 9 классе, 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по теории вероятностей и математической статистике в 9 классе, 2023-2024 учебный год...