Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений
материал на тему

Шоботкина Оюна Баировна

«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия:

I

   Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

     Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

    Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II

Музыкальный руководитель.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

  Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

 Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

    Музыкальный руководитель  : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Музыкальный руководитель: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз. рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Музыкальный руководитель:   В таких  играх  используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы),  при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое  музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз. рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Музыкальный руководитель: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Музыкальный руководитель: Такое ритмическое  упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку  изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Музыкальный руководитель. Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Музыкальный руководитель:  Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка"  совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз. рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки, вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Музыкальный руководитель: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

  Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений
«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия:

I

   Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

     Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

    Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II

Музыкальный руководитель.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

  Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

 Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

    Музыкальный руководитель  : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Музыкальный руководитель: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз. рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Музыкальный руководитель:   В таких  играх  используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы),  при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое  музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз. рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Музыкальный руководитель: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Музыкальный руководитель: Такое ритмическое  упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку  изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Музыкальный руководитель. Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Музыкальный руководитель:  Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка"  совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз. рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки, вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Музыкальный руководитель: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

  Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»...

Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.

Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...

Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»

laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...

Музыкальное образование в детском дошкольном учреждении.

Музыкальное образование в детском дошкольном учреждении....

Консультация для педагогов всех возрастных групп по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей на утреннике в детском саду.

Роль воспитателя на утреннике в детском саду. Как должны взаимодействовать музыкальный руководитель и воспитатаели  на всех праздниках , проводимых в детском саду на протяжении всего учебного год...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Участие воспитателя в музыкальном развитии детей особенно важно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне...