Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей».
консультация
Участие воспитателя в музыкальном развитии детей особенно важно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_samostoyatelnoy_deyatelnosti_detey.doc | 75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его опыта, уровня знаний и профессионального мастерства зависит конечный результат воспитания ребенка. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель.
Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. Поэтому так необходима организация самостоятельной музыкальной деятельности детей не только в процессе познания, но и в режимных моментах, а также в свободной деятельности детей.
Участие воспитателя в музыкальном развитии детей особенно важно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить, чтобы дети были внимательны, наблюдать, кто и как проявляет себя во время игры или исполнения.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни. Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Важной ролью воспитателя является создание проблемных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом!
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются:
- музыкальные инструменты;
- музыкально-дидактические игры;
- игрушки-забавы, которые впоследствии могут быть обыграны воспитателем: (мишка играет на балалайке, крокодил на гармошке, заяц прыгает, девочка танцует и т.д.)
- «звуковые» книжки и картинки, изготовленные из картона. На каждой ее странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой песни.
Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности детей в группе:
- Игра на детских музыкальных инструментах.
Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, бубне, ложках и других инструментах. Они могут исполнять распевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают свои мелодии, проявляя творчество. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.
Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору и балаган.
- Музыкальная игра - одна из наиболее ярких форм самостоятельной музыкальной деятельности детей. Игра может носить развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии или хоровод зверей.)
В других сюжетно – ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют песню «Барабан» барабанят и маршируют. Девочки укладывают кукол, поют «баю – бай».
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
- Музыкально-дидактические, настольно-печатные игры - развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Кто как идет?», «Угадай, на чем играю?», «Два барабана», «Тише – громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Роль воспитателя на начальном этапе: обязательно проговорить детям ход, правила и содержание игры с демонстрацией действий, затем дети самостоятельно выбирают полюбившуюся им игру, а воспитатель наблюдает и корректирует их действия при необходимости.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей, можно наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и вовремя физ. занятий использовать следующие произведения:
− Во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и др.;
− Во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского;
− Во время марша – «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Марш» И. Иорданского, К. Парлова и др.
− Общеразвивающие упражнения - П.И. Чайковского («Новая кукла»).
На прогулке можно поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: «У медведя во бору», «Кот Васька», «Найди себе пару», в пальчиковые и речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего подъёма детей и вечера. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.
Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, современные детские песни и т.д.
Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным и как бы соучастником детских игр.
Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, тогда он сможет так же уверенно действовать и вне занятий, самостоятельно организовывать музыкальные игры, по желанию танцевать и петь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся
Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся...
Статья на тему "Роль воспитателя в первичной адаптации воспитанников моногендерного учреждения пансионного типа".
В статье освещены основные проблемы процесса адаптации воспитанников учреждения пансионного типа....
Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....
Педагогическая гостиная. Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...
Консультация для воспитателей по теме Роль воспитателя на занятиях физической культурой
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных занятиях физической культурой, н...
Статья на тему: "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы - интерната.В статье говорится о том, что одной из важных задач, стоящей перед педагогами, является сохранение здоровья детей ...
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
Консультация для педагогов...