Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»
рабочая программа (5 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_rechevoy_etiket.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая учебная программа  кружка «Русский речевой этикет» для 5 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения основного общего образования 2010 года и авторской     программы  С.И. Львовой  «Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов. –  М.: «Вентана-Граф»,  2013.

Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

Кружок «Русский речевой этикет" - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Преподавание культуры общения в школе призвано решить такие основные задачи:

  1. Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
  2. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:

- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;

-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;

-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;

-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.

 Общая характеристика курса.

     Программа кружка «Русский речевой этикет» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения от более простых, легко обучаемых форм к более сложным.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность-галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

Основой работы кружка «Русский речевой этикет» является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 5 классов, так и все желающие.

На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.

Работа кружка начинается в сентябре, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов  из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с расписанием МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2016 -2017 учебный год- на 34 часа.

Раздел «Результаты обучения»

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

-  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

Перечень творческих и практических работ.

  1. Творческая работа. Составление рассказа с использованием пословицы.
  2. Творческая работа. Отгадывание кроссвордов с зашифрованными именами.
  3. Творческая работа. Написание дружеского поздравления в форме акростиха.
  4. Практическая работа. Рассматривание картины П. А. Федотова «Свежий кавалер» (1846г.), «Сватовство майора» (1848г.).
  5. Творческая работа. Сообщение на тему «Путешествие по картинной галерее». Рассказ о тех картинах, где используются несловесные средства общения.
  6. Творческая работа. Описать свои впечатления об особенностях интонации учителя, актёра, телеведущего...
  7. Практическая работа. Составление диалога в разных речевых ситуациях.
  8. Практическая работа. Обсуждение статей русских лингвистов о нашей речи.

Проект. Составление  электронного альбома  «Речевой этикет».

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навык эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикум, проектная деятельность.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся — только половина правды. Вторая ее половина Как выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Раздел «Содержание программы»

Роль речевого этикета в общении (15 ч)

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто кому о чем где когда зачем почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толку и т. д.,).

        Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Основные формулы речевого этикета (20 ч)

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.).

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.).

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях в тематических чатах Интернета.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т.п. и отношение к нему.

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Роль речевого этикета в общении.

15

1.

Зачем нужны правила речевого этикета?

1

2.

Что такое речевая ситуация?

1

3.

Речевые формулы приветствия.

1

4.

Русские народные пословицы о правильной речи

1

5.

Творческая работа. Составление рассказа с использованием пословицы.

1

6.

Знаем ли мы формулы речевого этикета?

1

7.

Этикетные формулы прощания, особенности их употребления

1

8.

 Этикетные формулы согласия и не согласия.

1

9.

Этикетные формулы отрицания и извинения.

1

10.

Виды комплимента.

1

11.

Речевой этикет в частной переписке.

1

12.

Как обратиться к собеседнику.

1

13.

Фамилия, имя, отчество как способ обращения к человеку.

1

14.

Словообразовательные гнёзда имён.

1

15.

Творческая работа. Отгадывание кроссвордов с зашифрованными именами.

1

Основные формулы речевого этикета.

20

16.

Разница в употреблении слов ты, вы. Вы.

1

17.

Как подписать поздравление. Что такое акростих.

1

18.

Творческая работа. Написание дружеского поздравления в форме акростиха.

1

19.

В чем состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижении.

1

20.

Язык жестов разных народов.

1

21.

«Говорящие руки» (жесты рук).

1

22.

Практическая работа. Рассматривание картины П. А. Федотова «Свежий кавалер» (1846г.), «Сватовство майора» (1848г.).

1

23.

Средства создания «немого диалога». Роль несловесных (невербальных) средств общения.

1

24.

Творческая работа. Сообщение на тему «Путешествие по картинной галерее». Рассказ о тех картинах, где используются несловесные средства общения.

1

25.

Роль интонации в речевом общении

1

26.

Творческая работа. Описать свои впечатления об особенностях интонации учителя, актёра, телеведущего...

1

27.

Логическое ударение.

1

28.

Практическая работа. Составление диалога в разных речевых ситуациях.

1

29.

Как «звучат» знаки препинания в устной речи.

1

30.

Сказки и речевой этикет.

1

31.

Практическая работа. Обсуждение статей русских лингвистов о нашей речи.

1

32.

Весёлый этикет

1

33.

Игры, кроссворды, лингвистические задания о речевом этикете.

1

34.

Проект.

Составление  электронного альбома  «Речевой этикет».

1

35.

Резервный урок.

1

Итого:

35 часов

Творческих работ – 5, практических работ – 3, проектов – 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет"          Рабочая программа ку...