Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»
статья (5 класс)
О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранный язык, как правило, английский, три часа в неделю. Начиная с 2015 года, я осуществила давнишнюю мечту преподавания сразу двух иностранных языков, так как с введением ФГОС ООО в пятых классах стало возможным изучать немецкий язык на занятиях по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 787.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»
Грибова Елена Юрьевна, ГБОУ Гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, учитель иностранного языка
О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранный язык, как правило, английский, три часа в неделю. Начиная с 2015 года, я осуществила давнишнюю мечту преподавания сразу двух иностранных языков, так как с введением ФГОС ООО в пятых классах стало возможным изучать немецкий язык на занятиях по внеурочной деятельности. Три часа в неделю мои пятиклассники изучали английский язык, а на двух занятиях по внеурочной деятельности – немецкий язык.
Учебники по немецкому языку закупать школе довольно проблематично, не имея такой учебный предмет в плане, но в школьной библиотеке нашлись чудом сохранившиеся с 1998 года Lehrbücher Бим И.Л. “Die ersten Schritte”. Пришлось применять новейшие технологии обучения, опираясь на материал семнадцатилетней давности.
В своей работе я делаю акцент на использовании технология визуализации. Визуализация учебного процесса существовала задолго до появления ИКТ. В педагогике она более известна как принцип наглядности. Процесс внедрения данной технологии в комплексе с другими обучающими технологиями мне хотелось бы показать на конкретном примере.
В разделе учебника XX. 5. с. 242 «Deutsch lernen – Land und Leute kennenlernen» дается небольшой текст о праздновании Пасхи (Ostern) в Германии и всего лишь две картинки. Необходимо было дополнить эту необычайно интересную и красочную тему наглядными средствами (технология постановки цели). Дома дети искали яркие пасхальные картинки с помощью Интернета, делали презентации (технология обучения как учебного исследования, информационно-коммуникационные технологии). В результате публичных выступлений на уроке ученики получили визуальное представление о древнейшем празднике в Европейских странах (технология коллективной мыследеятельности).
Применяя технологию развивающего обучения, я предложила ученикам на выбор несколько стишков по теме на немецком языке. Шуточное стихотворение Ein Osterhas’ (Edith Bergner) победило в рейтинге ученических предпочтений.
Ein Osterhas’
Der saß
im Gras.
Nur so,
Aus Spaß.
Da kam in Huhn
“Nun? Viel zu tun?”
sprach das Huhn.
Osterhas’ tat sehr gewichtig.
“Dumme Frage!
Siehst Du nicht,
wie ich mich plage?
Ostertage –
ohne mich?
Lächerlich!
Leb wohl!
Ich muß mich beeilen!
Desweilen
fast ohne Geschrei
legte das brave Huhn
sein Osterei!
Проектные технологии позволили организовать и систематизировать работу по теме «Пасха в Германии».
Во-первых, был конкурс чтецов, затем конкурс инсценировок (технология использования в обучении игровых методов). Во-вторых, предложила ученикам сделать художественный перевод стишка на русский и не ожидала такого творческого подъема! Вариантов перевода было много, и не только на русский, но и на английский! (Технология перевода, технология продуктивного чтения). Получилась настоящая проектная работа, а первым проектным продуктом стала выставка, посвященная Пасхе, оформленная на он-лайн доске в социальном сервисе Web 2.0 Magnoto (технология проектного метода обучения, технология использования социальных сервисов Web 2.0).
Вторым проектным продуктом стала книга в 3-D, выполненная в социальном сервисе Web 2.0 Zooburst (технология обучения в сотрудничестве).
Не могу не привести примеры художественного перевода стихотворения пятиклассниками, ведь каждая работа маленького поэта талантлива и неповторима.
Алешкина Мария:
Пасхальная Крольчиха
Сидела в траве.
Но не на стуле,
На голой земле.
Весело было сидеть ей одной!
Вдруг подошёл к ней
Страус больной.
«Слушай, Крольчиха,
есть аспирин?»,
к ней подобравшись, Страус спросил.
«Ты что же, не видишь, я так страдаю!
Каждую Пасху с людьми я встречаю!
Ну, всё, до свиданья,
Пошла я домой!»
Вдруг Страус воскликнул:
«Ой! Нашёл я яйцо,
Подкидыш ты мой!»
Соломоник Софья:
Пушистый Заяц утром ранним
В траве на солнышке сидел.
Теперь он непременно станет
Пасхальным – вот его удел!
Он пребывал в мечтах волшебных,
Как вдруг, откуда, не пойму,
Схватив в траве кусочек хлеба,
Явилась Курица к нему.
«Ну что ты здесь сидишь в засаде?
Ну как дела? Хороший день!»
«Ну вот, - подумал он, не глядя, -
Все ходят тут, кому не лень!»
«Ты что заважничал, пушистый?
Куда собрался в день такой?
Смотри, какой сухарь душистый,
Ну что ты, право, сам не свой?!»
«Ты лучше б шла отсюда всё-же,
Поклюй свой чёрствый хлеб сама,
Мне, право, тут с тобой негоже,
Совсем сведёшь меня с ума!
Я нынче вам не просто заяц,
Я в час один Пасхальным стал!
И тут в траве не просто маюсь,
Готовлюсь встать на пьедестал!»
От удивления у Куры
Тревожным сделалось лицо.
Незнание родной культуры!
«Ой, кажется, снесу яйцо!»
Всё это сказка иль не сказка,
Нам не дознаться до конца,
Но по сей день не знаем Пасхи
Без Зайца, Курицы, Яйца!
Хазанович София:
Пасхальный зайчик на травке лежит
В блестящее небо смотрит, глядит.
Вот Курица странный вопрос задаёт:
«Много дел, Зайчишка?»
«Да, невпроворот!
Ты разве не видишь, как я устаю??
К празднику готовлю всю нашу страну!!
Ну, ступай же с богом!
Я же тороплюсь…»
И, почти без крика, сев на крыльцо,
Снесла нам Курёха пасхальное яйцо!
Использование компьютера детьми дозировалось и на уроке, и дома. Я всегда работаю в содружестве с родителями своих учеников, поэтому и в этот раз никто не возражал быть вовлеченным в качестве помощников и контролеров (технология взаимодействия с родителями учащихся). Таким образом, здоровьесберегающие технологии были действенными и активными не только на уроках, но и дома.
В результате, изучая только одну тему, был применен целый комплекс современных обучающих технологий, позволяющих сделать процесс изучения немецкого языка, как второго иностранного, ярким, творческим, исследовательским, вдохновляющим.
Библиография:
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2015.
- Материалы дистанционного курса повышения квалификации. Как разработать и провести мультимедийный урок. АНО ДПО Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», www.moi-mummi.ru. 2014
- Материалы мастер-класса «Онлайн-доска как средство визуализации и организации коллективной работы учащихся», АНО ДПО Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», www.moi-mummi.ru. 2016
- Неудахина Н.А., Федорова Т.С. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. – 244 с.
- Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. - 2003. - № 8. - С. 120.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Германия" для 7 класса (1-ый год обучения немецкому языку как второму иностранному языку)
Презентация включает в себя фотоматериал и текстовую информацию по теме "Германия". Здесь кратко освещены следующие разделы по теме: географическое положение страны изучаемого языка, государственный ф...
Диалог культур в обучении немецкому языку как второму иностранному языку.
Новое в методике обучения иностранному языку....
Содержание обучению немецкому языку как второму иностранному
Интерес к изучению немецкого языка падает. Но школы, заинтересованные в преподавании иностранных языков, в том числе второго иностранного, часто выбирают как перспективный немецкий язык. Содерж...
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Активные методы обучения...
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...
Обучение немецкому языку как второму иностранному языку
Обучение немецкому языку как второму иностранному языку...
Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку
Материал для использования на методических объединениях....