Деятельность учителя, работающего по ФГОС
консультация по теме
Методический материал (в папку учителя), участие в окружной конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельность учителя, работающего по ФГОС | 84.5 КБ |
Конструкт урока | 37.5 КБ |
Формулировки деятельности учителя и обучающихся | 18.22 КБ |
Формирование информационной культуры у обучающихся | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал (в папку учителя)
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Принятие Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью здоровья требует от педагогов по - новому выстраивать школьное образовательное пространство. Следует отметить, что основным методом обучения, используемым в учебном процессе, по-прежнему остается объяснительно-иллюстративный, но с ИКТ-поддержкой, при этом:
- деятельность школьника предполагает активные действия;
- самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока;
- обучающиеся умеют применять знания на практике;
- используется преимущественно групповая или индивидуальная формы обучения;
- результаты обучения личностные и предметные.
- осуществляется динамика результатов обучения детей относительно самих себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью предлагает характеристику основных видов деятельности обучающегося (на уровне базовых учебных действий), в связи с чем изменяется и деятельность учителя и школьников на уроке.
Отличия деятельности учителя традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС | |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения | |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. | |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) | |
Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Осуществляет оценивание обучающиеся за работу на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | |
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | |
Объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью определяет критерии результативности урока, вне зависимости типологии уроков:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к школьнику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Примерная схема конструкта урока
Вариант1.
Предмет:
Класс:
№ урока:
Тема | |
Цель | |
Задачи | |
Тип урока | |
Оборудование |
Структура (основные этапы в зависимости от типа урока) | Деятельность учителя (используемые приемы и методы) | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Базовые учебные действия | Предметные результаты | |||
|
|
| Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные |
|
Вариант 2.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД | Предметные результаты | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||
|
|
|
|
|
Примерная структура каждого типа урока
1. Изучения нового материала:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Совершенствование и коррекция знаний, умений, навыков. (урок закрепления, практический ).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3.Актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Контроля и коррекция знаний, умений, навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Коррекции знаний, умений и навыков.(Работы над ошибками)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7 Комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности. | Формулировка цели урока. | Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Подводящий диалог Группировка Исключение Домысливание. Линия времени | |||||||
3.Актуализация знаний БУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. | Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов. | Интеллектуальная разминка | Отсроченная отгадка | Театрализация | Игра в случайность | Обсуждение выполнения домашнего задания | Лови ошибку | Идеальный опрос | |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. | Удивляй! | Пресс-конференция | Своя опора | Привлекательная цель | Лови ошибку | Отсроченная отгадка | Вопросы к тексту | |
5.Примене-ние теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу; применение грамматических правил при написании слов и предложений | Своя опора | Да - нетка | Лови ошибку | Работа в группах | Игра- тренинг | Деловая игра «Я – учитель» | Щадящий опрос | |
6.Самостоя-тельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач | Мини- проекты | Решение орфографических задач | Мини- исследование | Работа с компьютером | «В своем темпе» | Озвучивание «немого кино» | «Реставратор» | |
7.Динами-ческая пауза | Основные приемы динамической паузы. | Гимнастика для глаз | Упражнения для профилактики сколиоз | Упражнения для профилактики плоскостопия | Упражнения на развитие моторики кистей рук | ||||
8.Обобще-ние усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и БУД. | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений | Тест | Своя опора | Кластер (гроздь) | Группировка грамматического материала | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Пересечение тем | |
9. Контроль за процесс-сом и результатом учебной деятельности школьников | Проявляется в устных высказываниях детей, в результате письменных работ. | Опрос по цепочке | Программируемый опрос | Тихий опрос | Идеальный опрос | Блиц -контрольная | Релейная контрольная работа | Выборочный контроль | |
10.Рефлек-сия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность. | Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. | Рисуем настроение | «Елочка» | «Дерево творчества» | «Огонек общения» | Интеллектуальная рефлексия | Лесенка «Моё состояние» |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Предмет:
Учитель:
Класс:
Тема урока:
Задачи урока:
Учебно-коррекционная:
Коррекционно-развивающая:
Коррекционно-воспитывающая:
Тип урока:
УМК:
Результаты:
Предметные | Личностные | |
достаточные | минимальные | |
Ход урока
Этапы урока | Цели урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. Организационный момент. | |||
2. Постановка целей и задач урока мотивация деятельности обучающихся | |||
3. Этап актуализации знаний. Погружение в тему урока (коммуникативные навыки). | |||
4. Открытие нового знания. Обобщение и систематизация. | |||
5. Первичная проверка понимания полученных знаний | |||
6. Производственная гимнастика | |||
7. Стадия усвоения и реализации знаний (практическая работа) | |||
8. Подведение итогов урока, рефлексия | |||
9. Уборка рабочих мест |
Предварительный просмотр:
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Контролирует выполнение работы
Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: • комментарий к домашнему заданию; • задание на поиск в тексте особенностей... Организует: • взаимопроверку; • коллективную проверку; • проверку выполнения упражнения; • беседу по уточнению и конкретизации первичных знании, • оценочные высказывания обучающихся; • обсуждение способов решения; • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); • самостоятельную работу с учебником; • беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о... Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Подчеркивают характеристики... Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют... Слушают доклад, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют: • самооценку; • самопроверку; • взаимопроверку; • предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
докажите (объясните)
- сравните,
выразите символом,
создайте схему или модель –
продолжите,
обобщите (сделайте вывод) –
выберите решение или способ решения
исследуйте, оцените
измените, придумайте и т. д. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС...
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (работающего по ФГОС)
Учим детей и учимся сами. Чем отличается деятельность учителя традиционного урока от урока по ФГОС?...
Методический инструментарий учителя работающего во ФГОС
Мы все знаем и принимаем, что ученик это человек, это индивидуальность, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый из нас был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал ...
Доклад на тему: "Технология проблемного диалога в помощь учителю, работающему по ФГОС"
Технологию проблемного диалога может использовать каждый учитель на любом предмете....
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Деятельность учителя, работающего по ФГОС...
«Основные изменения в деятельности учителя, работающего по ФГОС».
Переход на новые ФГОС второго поколения требуют значительных изменений во всей системе образования....