Методический доклад. "Значение координации в пианистическом развитии".
методическая разработка на тему
Представлены упражнения для развития координации движений на начальном этапе обучения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_koordinatsii_v_pianisticheskom_razvitii_2.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ
В ПИАНИСТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Преподаватель:
Юсупова Илюза Исламовна
Покачи 2016
ПЛАН.
1. Приобретение навыков координации один из важнейших моментов музыкально-пианистического развития.
2. Воспитание нервно-мышечной системы – основа психофизической гигиены исполнительского аппарата.
3. Особенности пианистической моторики:
а) пространственная координация;
б) силовая точность;
в) временная точность;
г) внутренняя координация.
4. Взаимодействие трех факторов (мышление, слух, двигательно- игровой процесс) в формировании навыков координации на начальном этапе обучения:
а) исполнение одноголосных пьес двумя руками;
б) исполнение пьес двумя руками одновременно (мелодия и аккомпанемент);
в) воспитание «горизонтального мышления»;
г) сочетание разных штрихов.
5. Упражнения, развивающие координацию движений на начальном этапе обучения.
Приобретение навыков координации один из важнейших моментов музыкально-пианистического развития.
Одна из особенностей игры на фортепиано (в отличие от большинства инструментов) состоит в том, что исполнитель, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя как крупный план, так и мельчайшие детали художественно-музыкального замысла композитора. Для выполнения этой задачи, пианисту необходимо обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации для того, чтобы в процессе исполнения сохранить независимость каждого элемента музыкальной фактуры и в то же время не разрушить гармоничную связь отдельных линий, подчиняя их основному направлению движения и развития музыки. Умение правильно скоординировать составные части музыкальной ткани служит залогом исполнительской свободы (в том числе и двигательно- технической, которую иногда ищут только в мышечном освобождении отдельных участков пианистического аппарата).
Координация – это согласование движений пианиста. В музицировании можно найти все известные виды и разновидности человеческих движений. Каждое из них по разному связано со слуховым образом и эта связь в различной степени поддается осознанию и контролю.
Воспитание нервно-мышечной системы ученика переплетается с усвоением им различных игровых движений. Так работа над динамикой звука, связывается с тренировкой в быстроте опускания клавиши (чем быстрее опускается клавиша, тем сильнее звук). Педагог учит опускать клавишу так, чтобы не получилось призвука – стука, чтобы движение пальца не вызывало напряжения в предплечье и в кисти. Восприятие разного характера звучания (стаккато, легато, нон легато) связывается с усвоением соответствующих видов движения руки. Способность чувствовать свои руки, использовать их для управления своей мускулатурой – основа психофизической гигиены исполнительского аппарата и достижения его творческой свободы. Без развитого мышечного чувства немыслимо исполнительское мышление. С мышечным чувством связана так называемая моторная одаренность. Как показали исследования, последняя зависит не от отдельных характеристик движений и двигательной системы в целом, а от моторной обучаемости, опирается на мышечное чувство. Основными тесно взаимосвязанными сторонами пианистической моторики являются: пространственная, силовая, временная точность и правильная внутренняя координация. В работе над пространственной координацией важно знать на каком расстоянии от переднего края клавиши происходит удар: по мере удаления от переднего края сопротивление клавиши возрастание, но удобство игры требует использования для удара самых различных точек клавиши. (Известно, что начинающие обучающиеся стараются нажимать клавишу в точке наименьшего сопротивления, все время «сползают» на край клавиатуры и этим затрудняют себе игру).
Следующий момент – точка удара по ширине клавиши: максимум уверенности достигается лишь при попадании в самую середину (эта мысль была высказана И. Гофманом). Кажущаяся пространственная «простота» фортепианной техники – по сравнению, например, с техникой игры на струнно-смычковых инструментах – является одной из причин недооценки работы в этом направлении. Требования к силовой точности очень высоки: От тончайшего распределения динамики ударов зависит текучесть мелодической линии, гармоничность звучания аккорда и ясность голосоведения. Развитие этой стороны техники помогает в работе над устранением «выкриков» и «провалов» в мелодической линии, над правильным распределением силы между звуковыми «слоями». Обучающемуся надо дать возможность осознать свои намерения при исполнении произведения соответствующими контрольными вопросами. Необходимо повысить самоконтроль обучающегося («Прислушайся, какой из этих двух звуков у тебя выходит громче»). Если ребенок замечает допускаемую неточность, но не может ее исправить, следует научить его распределять силу ударов, проработать подходящее вспомогательное упражнение. При этом необходимо помнить, что делая акцент в партии одной руки, помимо воли, вызывает у малоподвинутого обучающегося акцент и в партии другой руки; что намерение сделать акцент на слабом пальце, нередко приводит к переносу акцента на следующий за ним более сильный палец. Ученика следует научить вовремя приспособить положение руки для взятия аккорда, представить себе этот аккорд заранее в уме, постараться не задерживаться, несмотря на трудность перехода и т.п. Недооценка этих моментов будет тормозить выработку беглости. Работа над координацией движений представляет особого рода педагогическую трудность. Начинающему непонятно почему он должен прилагать лишние усилия к тому, чтобы закруглить концы пальцев, воздерживаться от плоского положения пятого пальца, не делать толчки рукой при медленной связной игре, бороться с загибанием незанятых пальцев и т.д. Педагогу необходимо проводить длительную и настойчивую работу по воспитанию учебной дисциплины, очень внимательно подходить к индивидуальному складу игрового аппарата обучающегося и видеть, где сопротивление требованиям вытекает из особенностей физических данных, а где является проявлением «лености». Навыки координации необходимы пианисту как для решения сложных задач интерпретации, так и для овладения самыми элементарными пианистическими приемами. Задачи, связанные с координацией, возникают уже на первых порах музыкальных занятий, при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочередно.
Пример: «Укр. н. п. «Ой, ты дивчина»
Чтобы чередование рук было своевременным и плавным, надо уметь распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса. Чередование рук, передающих друг другу мелодию - непрерывный двигательный процесс. Для успешного выполнения этой задачи надо развивать у обучающегося способность предварительного осмысления каждой группы нот, то есть представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть.
Таким образом, первые необходимые навыки координации, объединяющие 3 фактора: мышление, слух и двигательно- игровой процесс. Взаимодействие этих факторов следует учитывать на протяжении всего обучения.
Следующий этап в развитии координации наступает при переходе к исполнению пьес двумя руками одновременно. Здесь главные трудности возникают при соединении рук. На этой ступени разучивания часто искажается звучание и ритм пьесы, разрушается её цельность, допускаются неточности аппликатуры, штрихов и даже нот; нарушается пластичность движений. Чтобы избежать этих недостатков, нужно игру двумя руками одновременно начинать с пьес, в которых сопровождающий элемент был бы предельно лёгким и удобно расположенным.
Пример: Черни-Гермер Этюды 1-6
В таких пьесах легче достигается распределение внимания между руками. Добившись цельного и выразительного исполнения мелодии и свободной ориентировки в смене аккордов (или отдельных нот) сопровождения, можно приступать к соединению рук вместе. Если внимание не успевает подготовить своевременную смену аккорда, можно замедлить мелодию, остановиться перед сменой аккорда, но не прерывать связного исполнения. Важно не допустить искажения мелодической линии при добавлении к ней сопровождения. Для этого, начиная соединять руки, партию левой руки играть тихо, без погружения в клавиатуру, переставляя пальцы на очередные клавиши, чтобы взятие аккордов не мешало плавному и связному движению мелодии. На первых порах важно разучивать с обучающимся как можно больше несложных пьес, в которых легко достигается координация составляющих элементов
А. Хачатурян Андантино.
При разучивании этой пьесы ученик должен представлять партию сопровождения не в виде чередования отдельных нот или аккордов, а как связную линию движения музыкальной ткани. Такое представление необходимо для дослушивания до конца каждого звука сопровождающих голосов. Пьесу полезно сначала поиграть в таком варианте: четверти – целыми. Главное-удобная аппликатура, умение следить за горизонтальным развитием музыкальной ткани.По мере усложнения пианистических задач следует далее закреплять у ученика умение следить за горизонтальным развитием музыкальной ткани. "Горизонтальное мышление" способствует живому и связному исполнению, избавляет его от статичности и метричности. Оно позволяет развязать "узлы" - излишние опоры и акценты, возникающие от сцепления голосов, и добиваться независимого их движения. К этому стоит добавить, что в репертуаре обучающегося (практически на всех этапах) большое место должны занять произведения с ясными и чёткими очертаниями фактуры.
М.Глинка "Жаворонок".
Пьеса очень выразительна, полезна для распределения звучности мелодии и сопровождения.
(С. Прокофьев «Прогулка».)
Немалое значение имеют навыки координации при согласовании различных штрихов. Здесь нужно стремиться к тому, чтобы партии обеих рук, исполняющие противоположными штрихами, получили каждая свои собственные очертания и двигались по своим направлениям. Здесь левая рука должна играть свою партию легко и непринуждённо. Слегка оттолкнувшись от первой ноты каждого двутактного построения и плавно опускаясь, она «на лету» подхватывает очередную триоль и, как бы «пританцовывая» на четвертях, устремляется к следующему двутакту. На этом фоне связные мелодические фразы в правой руке надо сыграть нежно и выразительно, как бы напевая любимую песенку. Такое взаимодействие двух голосов способствует выражению веселого и беззаботного настроения, характеризующего эту пьесу.
С.Прокофьев "Сказочка".
Здесь, к тем задачам, о которых уже шла речь в предыдущих примерах, прибавляется ещё одна не менее важная: умение вовремя перестроиться, чтобы к моменту смены партий быть готовым с первых же нот установить должное соотношение звучания мелодии и сопровождения в новых регистрах.
Большую роль играет координация при работе над фактурой, в которой отдельные фразы меняются местами, поочерёдно переходя из одной руки в другую.
Владение координацией требуется пианисту при решении буквально всех музыкально - пианистических задач.Развивается и совершенствуется она прежде всего на художественно -музыкальном материале.
- Например, исполнение знакомых песенок, где выписывается только фактура сопровождения, а мелодию обучающийся должен играть или петь на память.
Аранжировка знакомых мелодий может быть очень разнообразной. Можно предварительно разобрать ноты в левой руке. Сопровождение может быть самым различным. Бас может быть: 1) одноголосный, 2) аккордовый.
Можно сначала сопровождение играть двумя руками, мелодию петь. Такая работа активизирует слух, заставляет осмыслить взаимодействие элементов музыки, развивает концентрацию внимания и способствует координации движения.
Еще одним подспорьем для развития навыков координации можно использовать сборник Е.Гнесиной "Фортепианная азбука" для развития навыков начинающего ученика и на достижение самостоятельности каждой руки, освобождения рук, а так же развитию именно вертикальной координации. Многие упражнения из этого сборника полезны для развития полифонических навыков.
Однако следует помнить, что приобретение навыков координации в различных упражнениях играет, хоть и полезную, однако лишь вспомогательную роль.
Подлинное же владение координацией заключатся в способности использовать полученные навыки как одно из важнейших средств художественно - музыкальной выразительности при исполнении произведений фортепианной литературы.
Итак, приобретение навыков координации связано с решением довольно широкого круга задач: активизации слуха, развитие горизонтального мышления и организация игровых движений, наконец, точность и быстрота разучивания.
Именно этой работе, как одному из важных факторов музыкально-пианистического развития, уже в начальном периоде обучения необходимо уделять большое внимание.
При этом следует исходить из индивидуальных возможностей обучающихся и не перегружать их чрезмерными заданиями, особенно двигательно - технического характера.
Такая перегрузка в большинстве случаев приводит к скованности пианистического аппарата и отвлекает внимание ученика от музыкально - звуковых задач.
Упражнения, развивающие координацию движений на начальном этапе обучения.
1. Вертикальное. Поочередно поднимать и опускать руки. Сравнить с движением двух лифтов в доме. Усложнить. Руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы, затем на каждый палец отдельно.
2. Горизонтальное «Машинка». а) водить маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо. Следить, чтобы впереди шел кистевой сустав и «вёл» за собой пальцы, держащие игрушку.
б) разделить стол на две части (дорога для левой руки, дорога для правой). До разделительной линии машинку вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести по второй половине стола, выполнить возвратное движение.
3. «Марширующие гномы».
Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Предложить ребенку, сидя на стуле, шагать ножками, обратить внимание на движение его тела (сидит спокойно, не подпрыгивает). Ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только пальцы.
4. «Паучок».
Шагают одновременно разные пальцы в двух руках: - в левой руке 5 и 1, в правой 2 и 4; - в левой 3 и 1, в правой 3 и 5 и т.д. так ребенок быстрее запомнит номера пальцев.
Вместе с тем, большим подспорьем в приобретении навыков координации служат вспомогательные упражнения. Это и первые упражнения, с которыми мы знакомим детей на первых занятиях, где ученик берет звук в разных октавах по дуге каждым пальцем поочерёдно.
Потом - исполнение различных последованийlegato в пределах позиции руки в разных октавах, что способствует координации движения пальцев и руки.
Дальше - гаммы.
Итак:
Координация - (от лат. со - совместно и ordinatio - упорядочение) взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие.
(энциклопедический словарь)
Координация - способность контроля над независимостью движения, звучания и фразировки составляющих элементов.
Поэтому основная цель работы в области воспитания пианистических навыков состоит в том, что педагог должен помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе. Проблемы координации движений у детей, впервые пришедших в музыкальную школу, вполне объяснимы: до этого они никогда не использовали действий, которые необходимы при игре на фортепиано. Использование таких приемов игры, как non legato, legato и staccato обычно никак не связано с их предыдущей деятельностью. Штрих (нем. strich – линия, черта) – это прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение [6]. Технически это связано с различными движениями плеча, кисти, пальцев и последующим их освобождением.
Г. М. Цыпин указывает, что быстрота и легкость формирования двигательно-моторных (исполнительских) навыков так же, как их прочность и устойчивость, качества сугубо индивидуальные. В этом проявляется мера природной технической одаренности]. Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики, в которых следует добиваться свободы не только рук, но и всего корпуса (плеч, шеи). Упражнения по подготовке корпуса учащихся к игре на музыкальном инструменте условно можно разделить на два этапа –«доинструментальный» и «инструментальный», На первом этапе в своей практике мы используем подготовительные, вспомогательные гимнастические упражнения, пальчиковые игры и игры на осязание. На втором, так называемом «инструментальном» этапе постепенно вводятся упражнения на сочетание различных приемов: legato – staccato, legato – non legato.
1. «Восстановление дыхания» Данное упражнение позволяет почувствовать мышечные группы спины, расположенные в верхней и нижней ее частях, – зоны плечевого пояса и поясницы. Данные мышечные группы являются генераторами силы пианиста, их активная работа служит основой правильного функционирования и четкого взаимодействия всех частей рук.
Поднимаясь на носки, медленно сделать вдох и одновременно поднять обе руки вверх. Затем руки стремительно падают вниз (выдох) и болтаются, как плети.
2. «Шалтай-Болтай» Упражнение базируется на ощущении веса руки, как единой целостной системы всех ее частей, при этом возникает взаимодействие двух крайних точечных зон руки: мышечных групп лопатки и мышечных групп кисти и пальцев.
Опустить руки свободно вниз, чуть нагнуться вперед.
3. «Качели» В этом упражнении происходит ощущение руки как составной части корпуса, функционирующей за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевого сустава и плеча. Согласованность действий данных мышечных групп дает возможность руке совершать самые разнообразные движения во всех направлениях и плоскостях.
Перед началом упражнения вводим ребенка в игровую ситуацию: просим представить, что он качается на качелях. Упражнение выполняется поочередно каждой рукой: опустить руку вдоль туловища и свободными движениями раскачивать ее вперед-назад, увеличивая амплитуду движения. Можно также попросить выполнить круговое вращение руки.
4. «Разминка для шеи и рук»
Данная разминка необходима для укрепления мышечных групп шейной области и предупреждения перенапряжения в зонах шейных мышц, а также для ощущения максимальной свободы двигательных действий игровых зон рук, в том числе отдельных ее частей, таких как предплечья, кисти и пальцы.
Предлагаем проверить ребенку, получается ли у него также свободно и хорошо выполнять круговые движения головы и кистевые вращения рук, как и предыдущие задания.
Регулярные занятия упражнениями помогают осознанно организовать и активно управлять двигательным процессом. Упражнения необходимо выполнять с начинающими учащимися с первых занятий примерно в течение всего «доинструментального» периода.
Чаще всего приходится совмещать между собой слушание музыки и развитие, например, чувства ритма; пропевание песенок и развитие координационно-двигательных навыков и так далее. В ходе личной педагогической практики нами разработаны следующие упражнения, включающие в себя одновременно несколько видов деятельности, таких как:
1. «Колечки»
Упражнение дает осознание направления и движения определенного пальца и одновременно взаимодействия пальцев между собой.
Правая и левая рука одновременно соединяют в букву «о» большой-указательный (1-2), большой-средний (1-3), большой-безымянный (1-4), большой-мизинец (1-5). Педагогу необходимо следить, чтобы пальцы были круглые, не проламывались в суставах, при этом кончики пальцев соприкасались подушечками.
2.«Встречные колечки»
Данное упражнение способствует максимальной концентрации внимания на процессе взаимодействия пальцев между собой.
Игра напоминает предыдущую, только правая рука начинает с большого-указательного пальцев, а левая рука с большого-мизинца. Сложность в выполнении этого задания состоит в том, что движения в соединении пальцев должно происходить одновременно двумя руками, что у детей не всегда получается. Не следует торопить в этом упражнении ребенка исполнять с подтекстовкой и в определенном ритмическом рисунке, так как это задание сложнее предыдущего, не у всех детей оно получается с первого раза. Можно начинать его выполнять с ровных четвертных длительностей без подтекстовки, затем переходить к более сложному ритмическому рисунку, например:
На - ши паль - чи - ки у - ме – ют
Лов - ко де - лать ко - ле - со.
Как и в предыдущем задании, восьмые исполняются по две каждой парой пальцев.
3. «Краб»
В данном упражнении происходит взаимодействие всех частей руки, начиная с кончиков пальцев и заканчивая плечевым поясом и лопаткой.
Руки ребенка лежат на коленях, свод руки, напоминающий краба, делает движения вперед-назад, перебирая каждым пальчиком. Желательно, чтобы пальцы были круглые и свод руки не проваливался. Можно выполнять это задание в свободном варианте или, по желанию педагога, с определенным текстом и ритмическим рисунком:
Хо - ро – шо жи - вет – ся кра - бу
В мо - ре си - нем и боль - шом.
4. «Подъем»
Упражнение позволяет развить и укрепить все мышечные группы области кисти и, особенно, оснований пальцев.
Руки ребенка также лежат на коленях, пальцы в свободном прямом положении. Поднимать по очереди, начиная с большого, пальцы наверх. Обычно самым «ленивым» оказывается безымянный палец, поэтому следует обратить внимание ребенка на самостоятельность работы этого пальца.
5. «Движения под музыку»
В данных упражнениях задействована не только верхняя часть корпуса, но и нижняя, что, несомненно, является важным в пианистическом развитии.
Просим ребенка представить, что он солдат и ему надо промаршировать «как солдаты на параде». Отметим, что «одним из эффективных методов художественного воспитания является вхождение ребенка в роль другого - живого существа и неживого предмета» . Это перевоплощение дает значимый эффект и для развития двигательных навыков детей. Также педагог под музыку марша (это может быть, например, марш С. Прокофьева) может дать задание на движение и исполнение хлопков, на каждый шаг, а затем, только на шаг левой или правой ноги. Это упражнение тренирует координацию между руками и ногами ребенка, оно же развивает у него и чувство ритма.
«Полька» М. Глинки, при этом задании нужно сразу остановить движение, если музыка прервала свое звучание. Обычно детям, особенно 5-6 летним, бывает трудно выполнить это задание, так как музыка прерывается всегда неожиданно, а они продолжают двигаться дальше по инерции, не сумев остановить движение.
Уже в доинструментальный период следует особое внимание уделять поискам естественных ощущений. Недаром В.Х. Мазель отмечает первичность ощущений и вторичность движений . На самом начальном этапе ознакомления с фортепиано следует сделать особый акцент на развитие осязательных ощущений, занимаясь при помощи карточек с различной поверхностью.
Самым любимым видом деятельности учеников на первоначальных занятиях являются упражнения с карточками, которые можно найти в методических рекомендациях И.Э. Сафаровой. Один комплект дается ученику, другой учителю. Различная поверхность карточек (бусинки, кнопки, воск, спички, наждачная бумага, байка) привлекает внимание и интерес к процессу осязания, обостряется чувствительность кончиков пальцев. А задания по типу «повтори как у меня», когда надо выложить карточки в том же порядке, что у педагога задействуют не только осязательную, но и зрительную память.
Одной из важнейших задач детской фортепианной педагогики является создание выносливого, здорового аппарата ученика, который позволяет решать различные художественные и технические задачи.
Поэтому во время занятий с учащимися следует внимательно наблюдать, пытаться понять ощущения ребенка во время выполнения задания, вовремя исправлять и корректировать их действия. Педагог должен обладать своего рода эмпатией, не только чувств, но и движений и ощущений учащихся. А координационные способности, безусловно, развиваемы, и скорость и степень их развития во многом зависит от целенаправленных педагогических усилий, а также усилий самого обучающегося.
Список используемой литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1971.
2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой – М.: Классика – XXI, 2003.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982.
4. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крито-логос», 1992.
5. Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста. – М.: Советский композитор, 1987.
6. Шмит-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков – Л.: Музыка, 1985. 7. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития
Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: дошкольного, в течение которого развиваются музыкальные данные ребёнка, и первых классов музыкальной школы, когда ребёнок уже обучается...
Методический доклад "Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития".
Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой,творческий и очень индивидуальный процесс.В этот прериод дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их фкус,музыкальные пр...
Доклад значение внеклассной работы
Доклад на педсовет по теме: @Значение воспитательной работы» "Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности" - это определение, предложенное Х.И. Лийметсом и более применимо...
Доклад «Значение игр в развитии мышления у детей с умеренной умственной отсталостью».
В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализованы фундаментальные положения отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно...
Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития
Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям. Навыки разбора и чтения нот. Наполнение процесса разучивания. Концентрация внимания и слуховой контроль....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей»
Классический танец в системе дополнительного образования детей несёт колоссальную нагрузку в воспитании учеников, так как формирует воображение, индивидуальность, способствует формированию отличной фи...
Доклад "Значение уроков музыки для развития личности ребенка"
Доклад на метод. объединение...