Конспект открытого занятия "Рождественские Святки"
методическая разработка на тему
План проведения "Рождественских Святок" в клубе "Горница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_rozhdestvenskie_svyatki.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО«Городская станция юных туристов»
Конспект
открытого занятия клуба "Горница"
«Рождественские святки»
Педагог
Черкасова Валентина Анатольевна
г. Ногинск
ПЛАН
проведения занятия в клубе «Горница»
Рождественских святок
Тема занятия : Рождественские святки
Цель и задачи занятия :
1.Продолжить изучение Христианских праздников, своеобразное поведение, образ жизни наших дедов и прадедов. Познакомить ребят со своеобразием занятий на Святых вечерах.
2.Выучить колядные песни, заклички на Рождество.
Познакомить ребят с ритуалом Рождественских гаданий. Назвать 2-3 гадания под Рождество Христово.
Изучаемая литература
-Календарь Христианских праздников
-Подборка литературы по Старинным праздникам и обрядам (методический кабинет СЮТур)
-Игры, гулянья, игрища на Старой Руси (Домострой)
План занятия:
1.Подготовка класса к проведению занятий.
2.Одевание детей в русские рубахи и паневы для создания атмосферы того давнего времени, реальной жизни наших дедов и прадедов.
3.Рассказ о быте русской древней деревни, образное представление того места действия, где могли проходить Святые вечера.
4.Русские народные игры и песни
5.Разборка «декорации» после занятия.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети, одетые в русские костюмы, входят в класс, рассаживаются на расставленные заранее стулья, изображающие лавку в избе.
-Ребята, вы готовы к проведению занятия?
2.Изучение нового материала
-Наступила зима, наступили сильные морозы. Давайте с вами поиграем в игру «Представьте себе…» Закройте, пожалуйста глазки… И представьте себе деревенскую избу…. Окошки в избе маленькие, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке… Все сидите на лавках и ждите, когда я, старенькая бабушка, начну рассказывать вам интересную историю…
Жили- были давным – давно такие же, как вы, девочки и мальчики, только носили они не джинсы и водолазки, а длинные расшитые рубахи, поверх них паневы… Кто мне ответит: что такое рубаха ? Что такое панева? Какую повязку носили на голове девочки, какой головной убор был у девок, у молодух и у баб? (Ребята отвечают, тем самым закрепляют пройденный материал).
- Молодцы, как я рада, что вы все запомнили, о чем мы с вами говорили раньше. Слушайте меня также внимательно и сегодня… Так вот, мы находимся с вами в избе. Скажите, пожалуйста, какой праздник ждали люди с приходом зимы?
-Новый год!
-Да Новый год, а для верующих людей, какой Христианский праздник наступить скоро? По старому календарю 25 декабря ?
-Рождество Христово…
-Конечно же, Рождество Христово, самый главный Христианский праздник. Ребята, я не случайно называю числа праздника по старому стилю, потому что это очень важно. Люди ждали Рождество ( 25 декабря). Потом Новый год ( 1 января), а потом Крещение ( 6 января). И вот этот период с 25 декабря по 6 января назывался Святыми Вечерами или Святками. В Святки собирались люди в какой- нибудь избе и проводили там вечера, настроение у них было праздничное, они играли, пели, водили хороводы, славили Христа.
Мы с вами изучали много песен. Как вы думаете, песня «На горе, горе» - Рождественская ? Спойте мне эту песню, пожалуйста… (Ребята исполняют песню, педагог просит разобрать по смыслу и подводит этот разговор к тому, что по содержанию эта песня подходит не к Святкам, а к Масленице. Можно попросить ребят исполнить еще несколько масленичных песен одного и другого праздника, так как в настроении песен есть большая разница)
Ребята, значит эта песня не подходит, а вот хоровод вы знаете «Возле саду…» Исполните мне его, пожалуйста и сами потом ответьте мне, подходит ли этот хоровод?
(ребята исполняют хоровод и определяют сами, что его водили девушки на «Троицу»)
Сейчас я предлагаю вам игру «Курилка», когда сидели в избе на лавках и передавали лучину по кругу… Ну как вы думаете, годится эта игра для Святок?
- Годится, годится, потому что лучина в избе, когда печь топится…
-Молодцы, вы сами догадались, что эта игра Святочная. Так вот такие игры и веселые песни, которые назывались Колядки, пели в первую неделю Святок (до Нового года).
- Кто мне ответит, что такое Колядки?
(ребята отвечают, исполняют колядки, щедринки, овсеньки, о которых они сами слышали на предыдущих занятиях. И сейчас сами поняли, что они подходят к Рождественским Колядкам. Они с удовольствием их поют, пританцовывают. В этот момент педагог рассказывает им о Колядке, об играх и хулиганствах, которые устраивали Колядовщики скупым хозяевам. Рассказывает о тех случаях озорства, которые ребятам интересны, а о некоторых вещах знают сами дети, и они дополняют рассказ педагога.
В этом разделе занятия следует рассказать, как встречали Новый год, что являлось ритуальной едой в этот праздник? Как накрывали Новогодний стол, что означает зерно в Новый год и т.д.. Чем больше забавных историй рассказывают детям, тем больше они это запоминают.
А теперь слушайте дальше…Все о чем я вам рассказала, это все происходило в первую неделю Святок, а после Нового года наступала неделя Святок. В эту неделю в основном гадали. Собирались так же, как мы с вами сейчас на вечеринку и начинали гадать. Гадали в основном девушки, хотели узнать свою судьбу на Новый год, в основном про женихов…
Я могу показать Вам несколько гаданий. Они не страшные, можно выучить с ребятами такие:
-кладут под подушку имена, написанные на листочках, а утром вытаскивали один листок. Какое имя вытащите, так жениха и зовут.
- Выходили на улицу, из поленницы вытаскивали полено с закрытыми глазами. Какое бревно вытащишь, такой жених и будет.( можно еще рассказать гадания, а можно сказать, когда наступят Святки, мы с вами будем гадать… )
Ребята, теперь вы знаете, что такое Рождественские Святки?
Все запомнили?
-Интересно жили ваши бабушки и дедушки? Мы с вами тоже, когда все изучим о наших предках и сами попробуем также жить. Вот что еще вы должны знать о Святках. Каждый святой вечер заканчивался веселой, любимой песней. Какая ваша любимая песня?
-«Ой со вчера с полуночи…»
-Я хочу, чтобы вы закончили наши Святки этой песней, исполните ее, пожалуйста, так, чтобы мне и петь и плясать захотелось вместе с вами.
Ребята начинают исполнять эту песню. Каждый куплет запевает кто-то один. Ребята развеселились так, что им захотелось плясать. Педагог поет и пляшет вместе с ними. После исполнения песни
3. Подведение итогов занятия
-Ребята, интересно прошло занятие? Узнали вы для себя что- нибудь новое? Спасибо вам большое ! Если хотите еще попеть, то пойте, захотите еще поиграть в игры, которые вы знаете, то поиграйте после перерыва.
(Ребята обычно играют в их любимые игры).
ПЕСНЯ «ОЙ, СО ВЕЧЕРА С ПОЛУНОЧИ»
1.
Ой, со вчера с полуночи
Голова болела
2
Ой, да головушка моя болела
Гулять захотела
3
Ой, да гулять, гулять захотела
В зеленую рощу
4
Я пойду ли, молоденька
В зеленую рощу
5
Я сорву ли, молоденька
Зеленое дерево
6
Я сделаю молоденька
Гусли звончатые
7
Заиграйте мои гусли,
Гусли звончатые
8
Ой, со вчера с полуночи
Голова болела…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Рождественские святки"
Занятия проводятся в рамках клуба "Горница" Цель: Познакомить детей со святочными забавами....
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...