"Аккомпанемент в пьесах малой формы". Вопросы к слайдам. Конспект урока.
план-конспект урока по теме

 Юсупова Илюза Исламовна

Влияние пьес малой формы на музыкальное развитие учащегося..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .konspekt_uroka_s_uch-tsey_4_kl._averinoy_p.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

         Показ и комментарии к слайдам:

  1. Слайд  №1. Когда ты была в начальных классах, то уже была знакома с терминами: аккомпанемент, пьеса, малая форма. Сегодня мы немного расширим наш кругозор.
  2. Слайд №2. Как переводится слово аккомпанемент? – Ответ: сопровождать.  Далее расширенный ответ педагога по слайду.
  3. Слайд №3. Какие виды аккомпанемента тебе знакомы? – Ответ: аккомпанемент хору, солисту. Педагог дополняет.
  4. Слайд №4. Что такое пьеса? - Ответ: небольшое музыкальное произведение. Дополнения педагога.
  5. Слайд №5. Основная роль пьес? - Ответ: развивать фантазию. Дополнения педагога.
  6. Слайд №6. Какие типы пьес малой формы ты знаешь? - Ответ: не  знаю их. Педагог: жанровые, кантиленные, программно-характерные, клавирные, виртуозные, эстрадно–джазовые пьесы. Мы сегодня остановимся на: жанровых, кантиленных, программно-характерных и виртуозных пьесах.
  7. Слайд №7. Жанровые пьесы. Поговорим о жанровых пьесах: о чём может нам рассказать аккомпанемент пьесы? Ответ: наверное о многом. Педагог: можем ли по аккомпанементу определить характер пьесы? (весело, печально). – Да. Пример: педагог играет аккомпанемент марша, польки, вальса, баркароллы. Учащаяся определяет соответственно жанр, глядя на слайд с жанрами.
  8. Слайд №8.  Программно – характерные пьесы.  Кабалевский «Клоуны». Педагог и учащаяся обозначают образный круг и исполнительские приёмы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Гл. задача: раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано.
  9. Слайды № 9,10,11.  Какие композиторы писали пьесы малой формы? – Хачатурян А. И., Косенко В. В., Гречанинов А. Т., Прокофьев С. С., Лядов А. К., Чайковский П. И. и др.

Аккомпанемент в пьесах малой формы.

Конспект урока фортепиано

с учащейся  4 класса хорового отделения Авериной Полиной.

Преподаватель Юсупова Илюза Исламовна.

Тема урока: влияние пьес малой формы на музыкальное развитие учащегося.

Цель: развитие навыков  аккомпанемента в пьесах малой формы.

Задачи:   

  1.  взаимосвязь аккомпанемента и жанровой принадлежности пьесы;
  2. влияние аккомпанемента на характер пьесы;

           3) работа над простыми приёмами сопровождения;

           4)совершенствование технических навыков.

План урока:

  1. Вводная часть (10 минут). Показ и комментарии кслайдам.
  2. Работа над аккомпанементом в пьесах малой формы (25 минут).
  3. Обобщение урока (5 минут).

Работа над произведениями:

  1. А. Гречанинов «Мой первый бал».
  2. В. Косенко «Дождик».
  3. Д. Шостакович «Танец».
  4. А. Гладковский «Паяц».

Задачи:   

развивающие:

  • аккомпанемент и жанровая принадлежность пьесы;
  • влияние аккомпанемента на характер пьесы;
  • работа над простыми приёмами сопровождения;
  • совершенствование технических навыков.

 воспитательные

  • формирование коммуникативной культуры поведения и общения;
  • воспитание терпения и усидчивости, внимания, трудолюбия.

        образовательные:

  • формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения аккомпанементом в пьесах малой формы.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости, интеллектуального воздействия.

План урока.

  1. Вводная часть (10 минут). Показ и комментирование слайдов по данной теме.
  2. Работа над аккомпанементом в пьесах малой формы. (25 минут)
  3. Обобщение урока. (5 минут).

                                       Ход урока.

Немного истории.

Появление программной музыки на рубеже XVII-XVIII веков связано с творчеством французских клавесинистов. Пьесы Франсуа Куперена имеют определенное название. Это зарисовки картин природы ("Бабочки", "Тростник", "Пчелы"). Л.К.Дакен, Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперен. Во всех пьесах отправным моментом оказывался звукоизобразительный мотив. Особого расцвета программность достигла в XIX веке - в эпоху романтизма. Композиторы специально раздавали слушателям комментарии-программки.

А. Гречанинов «Мой первый бал».

К какому жанру относится пьеса? – Вальс.

Что является общим для всех вальсов? – 3х-дольность, кантиленное начало, выразительные особенности (контраст эпизодов, агогические моменты - микроотклонения от темпа, где главное быть в контакте с душой).

Аккомпанемент – вальсовый, схема – бас-интервал, навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2-х и 3-х долей.

Определяем форму: 3-х-частная. Iч.-приглашение на танец, IIч. – сам танец (оттеняется иными красками), IIIч. – завершение танца.

Если взять вообще вальсовый аккомпанемент – то он хорошо развивает внутреннюю пульсацию. Наш аккомпанемент немного необычен. В нём пропущены доли – то 2-я, то 3-я. Что это придаёт музыке? – Лёгкость, полётность, детство (игра).

Сыграем его без пропусков – мы слышим в звучании основательность, даже   тяжесть.

При всей пластичности исполнения вальсовой мелодии в гармоническом фоне раскрываем 2 контрастных элемента – глубина звучания баса и лёгкость на 2и3 долях тактов. Здесь ритмически устойчивому сопровождению противопоставляется динамико – агогическая гибкость интонирования мелодии (с придыханиями, трепетом).

Самобытной жанровой характерностью отличаются очень доступные детям- звукоподражательная миниатюры. Как например: В. Косенко «Дождик».

Зримо ощутимыми музыкальными средствами раскрываются картины природы. Дождик какой – тёплый весенний или осенний?

А что происходит в середине пьесы? Дождик перестал ненадодолго, засветило солнышко, капельки короткими звуками. Образ падающих дождевых капелек и дуновение набегающего ветерка воплощён в удобном для исполнения чередовании стаккатных четвертных нот с короткими ниспадающими фигурами восьмых нот на легато. Дождик лёгкий, как будто танцует. А откуда берётся дождь? Из облачка (влага собирается в тучи). Очень органично аккомпанемент в виде терций вливается в общий текст и напоминает нам это облачко. Наш дождик – путешественник – поливает поля и радует людей. В средней части эти терции превращаются в полные аккорды – трезвучия как бы излучают тепло, идущее от выглянувшего солнышка. Приёмы игры такого аккомпанемента: опора на 5 палец, т. к. он даёт цвет гармонии, устойчивую окраску. Роль аккомпанемента  - дополнить общую картину.

Если пьесы подвижного характера в 3-хч. форме, то средняя часть – короткий срединный эпизод передаёт состояние лирического раздумья. В репризной части пьесы и заключительном эпизоде восстанавливается образ экспозиции.

В ином художественном и пианистическом аспектах выявляется жанровая сфера в «Танец» Д. Шостаковича. Для достижения кукольной живости музыки, с острой сменой  настроений по квадратным 4-хтактным построениям Шостакович широко использует ритмо- моторные средства, которые одинакововлияют на развитие у ученика темпо-ритмической целостности исполнения и овладения им навыками мелкой техники. Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику продолжать знакомиться с простыми приёмами сопровождения.  Левая рука – элементы токкатности. Преобладание простейшего позиционного фона, легко исполняемого учеником, помогает сосредоточить ученика на чёткой, подвижной игре в партии правой руки.

Т. о. пьесы малой формы подвижного характера, которые обогащая музыкальное мышление учащегося, активно способствуют развитию его моторики.

Гладковский А. «Паяц» также относится к программно-характерным пьесам.

        Определим характер музыки и, как следствие, характер самого звука. Чтобы облегчить эту задачу, предлагаю  выбрать слова из перечня определений характера звука:

  •    мягкий
  •    легкий
  •    звонкий
  •    отчетливый
  •    глубокий
  •    искрометный
  •    сверкающий
  •    певучий
  •    отрывистый
  •    плавный
  •    слегка расплывчатый
  •    тяжелый
  •    упругий

Можно использовать метод эмоционально – волевого воздействия на ученика, но мы используем метод – интеллектуального воздействия, который основывается на анализе закономерностей музыкального сочинения.Требует от учащегося максимальной сознательности, активности и легче всего приводит к самостоятельностиЧтобы играть выразительно, надо? -правильно фразировать. Правильная фразировка предполагает?  -  знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д.

Итак: музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте при соблюдении следующих условий: - тональность, форма, период, предложения, фразы, мотивы (учащийся осознает строение фразы, деление на мотивы, ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад);

-учащийся владеет средствами инструмента в достаточной  степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;

-учащийся умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

Обобщение урока:

Каждая пьеса несёт в себе определенный замысел. Главная цель при изучении музыкальной пьесы малой формы является достижение понимания замысла композитора и передача его   на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.В то же время, каждый из вышеперечисленных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.  

Чем больше мы играем пьес, тем  большеразвивается наше музыкальное мышление, расширяется круг образов, больше видов аккомпанемента мы узнаем, совершенствуем свои технические навыки.

Домашнее задание: продолжить работу, обозначенную на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...

Пьесы малой формы в репертуаре учащегося ДШИ. Методическое сообщение.

В методическом сообщении  анализируются основные типы пьес малой формы....

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

"Аккомпанемент в пьесах малой формы". Презентация.

Влияние пьес малой формы на музыкальное развитие ученика....