Семинар "Игровые технологии в группах общей начальной подготовки в ДШИ"
презентация к уроку на тему

Бабушкина Ольга Владимировна

 На протяжении всей истории  человечества  игра  являлась  одним из самых важных средств передачи  жизненного  опыта, помогала сохранить  народную  культуру,  язык,  традиции.    Феномен    игры  состоит   в  том,  что,   являясь  развлечением,    она способна перерасти   в обучение,   в  творчество,  в   терапию. Игровые педагогические технологии способны  разбудить активность детей, научить оптимальным способам осуществления  учебной  работы. 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии в группах общей начальной подготовки «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.

Слайд 2

Глоссарий Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ( Б.Т.Лихачев ). Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением ( Г. К. Селевко ) Дида́ктика (др.-греч. διδ ακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .

Слайд 3

Цели игровых технологий Дидактические Воспитательные Развивающие Социальные

Слайд 4

К лассификации педагогических игр Деление игр по виду деятельности По характеру педагогического процесса По характеру игровой методики По игровой среде

Слайд 5

Направления работы в группах раннего эстетического развития -Игры на общение (коммуникативные, хороводные) -Пальчиковая гимнастика -Игры - потешки - Игры с предметами -Игры с подражательными движениями -Игры с ловлей -Игровая гимнастика -Хороводные игры и танцы -Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр) -Развитие музыкально-слуховых представлений -Игра на шумовых и звуковысотных инструментах. -Танцевально-ритмическая гимнастика

Слайд 6

И гра – одно из эффективных направлений гуманизации школы Экспериментальным путём доказано, что в условиях игрового общения участников игры активность детей выше в среднем в 2,5 раза по сравнению с другими видами сотрудничества.

Слайд 7

Дидактическая игра Признаки дидактической игры: наличие учебной цели (помимо собственно игровой); ограниченность по времени; подчинённость жёстко фиксированным правилам (в большинстве случаев).

Слайд 8

дидактические игры творческие игры; игры – соревнования; игры – упражнения; игры с раздаточным материалом.

Слайд 9

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Семинар

 «Игровые технологии в группах общей начальной подготовки  в ДШИ».

(в рамках проекта «Школа молодого педагога»)

Подготовила и провела Бабушкина О.В.

  • (Слайд 1) Игровые технологии в группах  общей начальной подготовки (ОНП) в ДШИ.

Значение  игры  невозможно  переоценить.  На протяжении всей истории  человечества  она  являлась  одним из самых важных средств передачи  жизненного  опыта  от  поколения  к  поколению,  а,  значит, способствовала   продолжению   жизни  народа, сохранению им своей культуры,  языка,  традиций,  фольклора – своей  уникальности.  Через игры  дети   и   молодёжь    постигали   секреты    взаимоотношений   с природой,  друг  с  другом,  обучались  тонкостям различных ремёсел, основам  трудовой деятельности. Феномен    игры  состоит   в  том,  что,   являясь  развлечением,  отдыхом,   она способна перерасти   в обучение,   в  творчество,  в   терапию.

  • (Слайд 2) Глоссарий

Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые, в общем, отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

  • (Слайд 3) Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

(Слайд 4)  Классификации   педагогических     игр

Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам:

1.Деление игр по виду деятельности на

- физические (двигательные)

- интеллектуальные (умственные)

- трудовые

- социальные

- психологические.

2.По характеру педагогического процесса выделяют:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3.По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это:

- предметные,

- сюжетные,

- ролевые,

- деловые,

- имитационные,

- игры-драматизации.

4.По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают

- игры с предметами и без них,

- настольные,

- комнатные,

- уличные,

- на местности,

- компьютерные и с ТСО,

- с различными средствами передвижения.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой деятельности ученья.

«Педагогические игровые технологии в группах ОНП»

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и  культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

  • ( Слайд 5) Направлениями работы являются:

-Игры на общение (коммуникативные, хороводные)

-Пальчиковая гимнастика

-Игры - потешки

-Игры – массаж

-Игры с предметами

-Игры с подражательными движениями

-Игры с ловлей

-Игровая гимнастика

-Хороводные игры и танцы

-Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)

-Развитие музыкально-слуховых представлений

-Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.

-Танцевально-ритмическая гимнастика

Занятия с элементами игры включают:

-конкурсы, позволяющие увидеть то, о чём не было известно раньше

игры, которые научат и помогут узнать много нового, познакомят детей друг с другом

-праздники, на которых встречаются ребята из разных групп, а также их родители

Всем хорошо известно, что только этот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт ребёнку, который основан на добровольности и интересе. Поэтому сегодня игра рассматривается как одно из эффективных направлений гуманизации школы

(слайд 6)  Игра – одно из эффективных направлений гуманизации школы.

Экспериментальным путём доказано, что в условиях игрового общения участников игры активность детей выше в среднем в 2,5 раза по сравнению с другими видами сотрудничества.

        Маленькие дети любят отождествлять себя со сказочными персонажами, поэтому на уроках и во внеурочное время они охотно включаются в педагогически организованные игры-путешествия, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры с элементами труда и игровые праздники.

  • (Слайд 7) Дидактическая  игра

Один из лучших способов обучения – это дидактические игры, основанные на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, а так же принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. 

 Требования к проведению дидактических игр

         Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

         Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

         По мнению известного  психолога Л.С. Выготского, ребёнок в игре на голову выше своего среднего уровня, потому что применение игровых форм обучения: повышает внимание учащихся (как непроизвольное - интерес, яркость, привлекательность, так и произвольное – необходимость следовать правилам и т.п.), а это важное условие для эффективной познавательной деятельности; увеличивает объём и длительность запоминания, так как в игре активизируются различные виды памяти (непроизвольная, произвольная, словесно – логическая, наглядно – образная, эмоциональная); формируется творческое воображение, развивается фантазия; доставляет учащемуся радость и удовольствие.

Эти игры отличаются от собственно детских игр тем, что в детской игре игровая деятельность является самоцелью. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.

Основные образовательные возможности дидактических игр.

Дидактические игры способствуют:

-углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;

-активизации познавательной деятельности;

-развитию познавательного интереса, интереса к предмету;

-формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;

-развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей;.

Игры, (игровые элементы) могут применяться на всех этапах традиционного урока, но чаще всего используются при закреплении, применении, повторении, проверке знаний учащихся.

(Слайд 8) Классификация дидактических игр (по И.Я.Ланиной):

творческие (ролевые)  игры, в которых  все действия участников определяются порученной им ролью («Суд над…»,  «Защита темы», «игры-путешествия» и пр.);

игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);

игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады, опыты и т.п.)

игры с раздаточным материалом (дидактическое лото, домино и т.п.);

деловые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Вакансия», «Контракт», «Патентное бюро», «Пресс – конференция» и др.).

Заключение

Игровые педагогические технологии, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал специальной физической подготовки учебно-тренировочных групп и групп начальной подготовки секции гимнастики

Материал специальной физической подготовки разработан для групп первого и второго годов обучения (групп начальной подготовки - НП), а также для гр...

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности группы начальной подготовки второго года обучения по спортивной гимнастике (юноши)

   Работа предназначена тренерам - преподавателям,  инструкторам по физической культуре и спорту. Рассчитана для детей 6 - 8 лет.             Д...

Использование игровых технологий на занятиях по футболу группы начальной подготовки

  Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет проводится при помощи упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимально темпе,...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...