Использование игровых технологий на занятиях по футболу группы начальной подготовки
методическая разработка по физкультуре

    Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет проводится при помощи упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимально темпе, применять много упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на полях стандартных размеров.

   Ознакомление начинающих футболистов с основным группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствуй формированию интереса детей к футболу.

  Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых тактических действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5х5, 6x6, на площадках с ограниченными размерами, а также подвижных играх. Для воспитания игрового мышления не обходимо широко использовать различные средства, в том числе и подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.

  По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tgrovyh_tehnologiy.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 9»

Методическая разработка

На тему: «Использование игровых технологий на занятиях

по футболу группы начальной подготовки»

Выполнил: Гнедов П.А.

Тренер-преподаватель СДЮСШОР № 9 г.о. Самара

Самара, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…....3

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ..…..4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА …………………………………………..…..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….….….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...…….……..19

ВВЕДЕНИЕ

   Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет проводится при помощи упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимально темпе, применять много упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на полях стандартных размеров.

   Ознакомление начинающих футболистов с основным группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствуй формированию интереса детей к футболу.

   Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых тактических действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5х5, 6x6, на площадках с ограниченными размерами, а также подвижных играх. Для воспитания игрового мышления не обходимо широко использовать различные средства, в том числе и подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.

   По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

   В связи с этим подбираемые к тренировкам подвижные игры должны помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков футбола. Играя в грамотно и планомерно подобранные тренером специализированные или вспомогательные подвижные игры, юные футболисты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма.

   Для повышения общей результативности проводимых тренировок рекомендуемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и оперативно варьироваться - усложняться или упрощаться по усмотрению тренера, исходя из конкретно складывающейся спортивной ситуации.

   Таким образом, подвижные игры играют значительную роль в процессе профессионального совершенствования юных футболистов, воспитывая основные физические и жизненно важные качества необходимые будущим футболистам, подвижный игра подготовка юный футболист.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

2.1 Организация проведения подвижных игр юных футболистов

Подвижные игры для развития двигательных качеств очень интересны юным футболистам. Участвуя в них, можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения организоваться на площадке, быстро выбрать правильное решение.

Польза подвижных игр в футболе - и в том, что они дают возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, правильно относиться к победам и поражениям.

Надо знать, что интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны.

Выбор игры зависит также от наличия подходящего места и инвентаря, а также от количества футболистов, которые желают принять участие в игре. Если игроков не более 10 человек, то лучше не делить их на команды, а играть вместе с водящим.

Водящего выбирают разными способами:

- его назначает тренер, который проводит игру;

- выбирают сами играющие;

- игроки используют жребий (например, считалку).

В играх, где нет водящего, соревнование проходит обычно между двумя или несколькими командами. Играть интереснее и честнее, когда участники команд равны по силам.

Подбирая игру или эстафету, тренер должен учитывать подготовку играющих и не допускать, чтобы подопечные отказывались принимать в команду ребёнка со слабой физической подготовкой.

Необходимо учить детей, что в играх надо заботиться о тех, кто менее подготовлен, и не укорять таких играющих, если они в чем-то уступили своим соперникам.

Включение в занятия футболом подвижных игр, использование игрового метода повторения изучаемого двигательного действия активизирует внимание тренирующихся, улучшает их эмоциональное состояние.

Овладевая техникой футбола, школьники в играх совершенствуют свои двигательные способности. В данных условиях подвижные игры выступают как вспомогательный, дополнительный метод.

Последовательность применения игр на тренировках должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит от тех педагогических задач, которые ставятся на тренировке.

Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Поэтому при изучении элементов футбола подбирать игры следует по степени их трудности для юных футболистов и в определенной последовательности.

Одна из основных тренерских задач - научить детей играть не только на занятии под руководством тренера, но и уметь организовать и провести игру самостоятельно.

На тренировке подбор упражнений и подвижных игр осуществляется с учетом задач занятия, содержания основного тренировочного материала, возможностей секции и интересов юных футболистов. В содержании тренировки подвижные игры следует включать в различные её части. В основном они должны применяться в основной части тренировки. Подбирая игры для занятия, тренер должен учитывать его задачи, тренировочный материал, физическую нагрузку в игре, условия работы.

Все упражнения по обучению двигательным навыкам, которые предлагает юным футболистам тренер, могут быть использованы для развития двигательных качеств. Это подтверждает мысль о том, что при обучении двигательным навыкам может быть использован метод сопряженного обучения: можно одновременно обучать двигательным навыкам и развивать определенные физические качества. Здесь все зависит от количества повторений и использования метода обучения.

Несомненно, подвижные игры больше используются на начальном этапе тренировок футболистов.

2.2 Подвижные игры для развития быстроты юных футболистов

«Рывок за мячом»

Применяется с 7-9 лет.

Цель: развитие быстроты юных футболистов.

Содержание:

Дети делятся на 2 команды, каждая рассчитывается по порядку и строится за линией старта. Руководитель с мячом в руках располагается напротив команд в 10 м от линии старта. Бросая мяч вперед, он называет какой - либо порядковый номер. Игроки названного номера бегут за мячом. Кто овладел мячом, приносит команде очко.

Время игры:

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не сделает по 3 рывка.

Побеждает команда, получившая большее количество очков.

«Переправа»

Применяется с 7-10 лет.

Цель: развитие быстроты футболистов.

Содержание:

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний.

Можно изменить способ передвижения (прыгать на обеих ногах из стойки или из приседа, бежать и пр.). Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три самых выносливых прыгуна.

По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.

2.3 Подвижные игры для развития дистанционной скорости юных футболистов

«Круговые салки»

Применяется с 7-9 лет.

Цель: развитие дистанционной скорости футболистов.

Содержание:

Две равные команды располагаются кругами: один наружный, другой внутренний, лицом к центру.

По сигналу ребята продвигаются легкими прыжками (приставным шагом) по кругу. Один круг - влево, другой - вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.

По свистку все останавливаются. Игроки наружного круга должны быстро присесть, а внутреннего - быстро обернуться (расцепив руки) и осалить тех, кто не успел присесть. Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, только круги движутся в обратную сторону. Время игры: Игра длится до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями. По правилам игроки наружного круга не должны отходить от внутреннего более чем на один шаг (иначе салить трудно). Побеждает команда, игроки которой сумеют осалить за равное количество попыток больше игроков.

«Сумей догнать»

Применяется с 7-8 лет.

Цель: развитие скоростной выносливости.

Подготовка: играют 20 человек.

Содержание:

Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковом расстоянии друг от друга.

Например, если играют 16 человек, то на 400-метровой дорожке они встают на расстоянии 25 м один от другого.

По сигналу все участники начинают бег с низкого или высокого старта. Задача каждого - не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди стоящего. Осаленные выбывают из игры и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку.

Время игры: играют до тех пор, пока не останется один человек - победитель.

2.4 Подвижные игры для развития выносливости юных футболистов

«Поезда»

Применяется с 7-9 лет.

Цель: развитие выносливости.

Содержание:

Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов.

Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15-20 метров ставят стойку или другой предмет.

По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию не разъединившись и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т.е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем, затем - третий и т.д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

«Гонка с выбыванием»

Применяется с 7-8 лет.

Цель: развитие выносливости.

Содержание:

С помощью флажков или кеглей размечается круг диаметром 10-15 м и на нем проводится линия старта - финиша.

По сигналу все участники одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух) из игры выбывает тот, кто последним пересекает контрольную линию старта - финиша. Постепенно игроки, выносливость которых развита не очень хорошо, отсеиваются. Победителем является тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок.

Варианты: по решению тренера участники могут бежать с набивными мячами, с рюкзаками весом 5-6 кг или надеть пояс с отягощением. Игра может быть дана в конце основной части тренировки для развития выносливости.

2.5 Подвижные игры для развития внимания и мышления юных футболистов

«Живые ворота»

Применяется с 9-10 лет

Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, развитие внимания и мышления.

Сопряженное воздействие: обучение ведению и обводке.

Задача: забить гол в «живые» ворота.

Содержание. Участвуют две команды по 10-12 человек, игра проводится 2-3 мячами.

Каждая команда имеет двое «живых» ворот (ворота составляют 2 игрока, соединенных гимнастической палкой длиной не менее 1 м), которые не имеют права играть в углах площадки. Футболисты «живых» ворот, не отпуская гимнастической палки, имеют право участвовать в игре, происходит их периодическая смена. Живые ворота могут состоять из футболистов разных команд.

Правила: во всех случаях мяч, ушедший с игровой площадки, вводится с боковой и лицевой линий ударом по неподвижному мячу.

Время игры: 10 мин.

Выигрывает команда, забившая больше мячей.

«Выгони мяч»

Применяется с 9-10 лет.

Цель: развитие внимания и мышления, отработка ударов.

Содержание:

На противоположных сторонах площадки отмечают две «коновые» линии, расстояние между ними - 10-12 м.

Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из команд начинает игру. Учащиеся поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту «кона», отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии «кона», то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию «кона». Игрок, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Правила игры: встречая мяч, играющий может выйти за «коновую» линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до «кона», играющий также штрафуется.

“ День и ночь “

Применяется с 9-10 лет.

Цель: развитие внимания, реакции, ловкости, скорости

Содержание: По середине площадки, размеченного флажками, начерчивается линия, на которой выстраивается у шеренги, каждая команда в отдельную шеренгу, спиной один до одного, игроки двух команд. С обоих сторон средней линии на расстоянии 20 метров размещаются на одной линии. Одна команда называется “ День “, а вторая “ Ночь “.

Тренер, который находится сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: “ День “, “Ночь “, “День “, “Ночь”, игроки в настоящее время стоят на местах и слушают внимательно. Называя несколько раз команды, тренер после небольшой паузы неожиданно для игроков громко называет одну команду. Игроки названной команды мгновенно втекают от игроков второй команды за финишную линию, а игроки другой команды настигают их. Настигать игроков разрешается к финишной линии. Игрок, который настигает игрока команды, которая втекает, и затронул его рукой, получает для своей команды одно очко. Догонять можно лишь одного игрока.

Игра продолжается несколько раз подряд. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.

Примечание. Тренер должен так руководить игрой, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Физическая культура

Класс

6 класс

Тип урока

вводный

Тема урока

Спортивные игры. Футбол. Техника ведения, остановки, удара мяча

Цель урока

Закрепление навыков и умения по технике ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движений и на месте.

Основные термины, понятия

Ведение мяча, остановки мяча, удар серединой подъема

Методы обучения

Игровой, метод соревнования, наглядный, метод упражнения, круговая тренировка, работа в группе

Место проведения

спортивный зал 

Инвентарь

Свисток, футбольные мячи по количеству занимающихся, двое футбольных ворот, конусы, манишки.

Планируемые результаты  урока

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:  в доступной форме объяснять правила выполнения ведения остановки удара мяча, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

(компоненты культурно - компетентностного опыта (приобретенная компетентность):

познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;

регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время игры в футбол

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, поточная, индивидуальная.

Книгопечатная продукция: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников: В.И. Лях  5-9 классы. - М.:Просвещение,2012г.-104с.

Технические средства обучения:презентация

Экранно-звуковые пособия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Построение; приветствие.  

Настроить детей на работу.

Слушают
и обсуждают тему урока.

Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний

Вопрос. Ребята, какие элементы техники игры в футбол Вы знаете?

-Молодцы ребята.

- Сегодня мы будем с вами изучать умение техники ведения, остановки, и удар мяча серединой подъема.

Беседа по теме: «Что такое ОФП и СПФ». Объясняет, что такое ОФП и СПФ и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению

* класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»

* выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте/

Повторение правила Т/Б на уроках

* направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках

(руки на пояс, спина прямая).

* на пятках (руки за головой, спина прямая)

 на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, прыжками в широком шаге, с подскоками, спортивная ходьба, с высоким подниманием бедра, из захлестом голени назад, приставными шагами правым левым боком, с ускорениями, равномерный бег

Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

 Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Выполняют упражнения.

Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовительным ученикам ведения, остановки, удара мяча серединой подъема

Использовать ИКТ.

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Изучение нового материала.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться.

Проводит подготовительные упражнения:

 Ходьба на носках,

 Ходьба на пятках, ходьба на внутренней и внешней стороне стопы в полу приседе, в полном приседе, прыжками в широком шаге с подскоками, спортивная ходьба

Обратить внимание на положение тела

Выполнение элемента со страховкой.

Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Навыки и умения техники ведения мяча, остановки и удару мяча серединой подъема

Выполнение элемента со страховкой.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

.

V. Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогает обучающимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, само страховку.

Ведение мяча правой ногой по прямой внешней частью стопы к стене, разворот, мяч в руки не брать. Ведение мяча назад. То же самое левой ногой. Ведение мяча между фишками.

Ориентировать обучающихся на согласованность действий при выполнении заданий.

Выполняют  учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники владения

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

VI. Первичное осмысление и закрепление

Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания. Проводит дыхательные упражнения

Выполняют упражнения.

Выполняют дыхательные упражнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

VII. Рефлексия.

 Итоги урока.

Игра на внимание  «Класс смирно!»

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

- Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу
по вопросам:

- Чему новому Вы сегодня научились?

– Какие упражнения для развития ОФП и СФП  вы знаете?

– Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание?

/отвечают по поднятой руке/

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание

Выполняют игру.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендации и программа для учебно-тренировочных групп в футбольных школах в возрасте от 7 до 10 лет имеет огромное значение в процессе многолетней подготовки юных футболистов. На этом этапе закладывается фундамент, на чем в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболиста.

При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формировании систем организма, двигательных и других функции, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой.

При планировании учебно-тренировочной работы в группах 1-го и 2-го годов обучения обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей и подростков, которые отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки при обучении. Если возрастной период с 7 до 10-11 лет можно назвать относительно спокойным и является наиболее благоприятным для развития «чувства мяча». В это время объяснение, рассказ не приводят к серьезным сдвигам в обучении технике футбола и знакомство с механизмами ударных действий и разными по форме (относительно более простыми) действиями с мячом происходит практически спонтанно. Поэтому примерно до 10 лет методом обучения является игра.

Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера - в детские годы. Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод имеет ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль подвижной игры, ее распространение и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали подвижную игру весьма полезной для физического воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания футболистов младшего школьного возраста. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие юного футболиста.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств юных футболистов: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев С.Н. , Полишкис М.С. Футбол. Поурочная программа для УТГ и групп СС Москва, 1986

2. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания /И. Е. Берлянд. - Кемерово: Алеф, 1992.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э.Берн - СПб.: Лениздат, 1992.

4. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

5. Вадченко Н. Подари себе праздник / Н. Вадченко, Н. Хаткина. - Д.: ИКФ «Сталкер», Харьков: Фолио, 1996.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопр. психологии. - 1966.

7. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника /О. С. Газман // Вопр. психологии. - 1981. - № 2. - С. 68-76

8. Гайдаренко Е.Б. Игры. Забавы. Развлечения для детей и взрослых / Е.Б. Гайдаренко - Д.: ИКФ Сталкер», Харьков: Фолио, 1997.

9. Гриженя В. Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе. Советский спорт, 2005

10. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков /А.А. Демчишин, В.Н. Мухин. - Киев: Здоровье, 1989.

11. Кетов Г.Б. Игра и её роль в физическом воспитании: Методическое пособие/ Авторысоставители: Кетов Г.Б., Чарный Б.М. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001

12. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. /И.М. Коротков. - М.: Ф и С, 1971. -129 с.

13. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре. 1 - 4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планировании/ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО,2004.

14. Коротков, И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. /И.М. Коротков, Л.В. Былеева и др. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. -229 с.

15. Кузнецов А. С. Настольная книга детского тренера (I этап 8-10 лет) Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе «Олимпия. Человек» Москва. 2007

16. Лихачев В.С. Подвижные игры на занятиях по физическому воспитанию: Пособие/ Сост.: В.С. Лихачева. - Воронеж: ВГПУ,1999.

17. Лихачева В.С. Игра в процессе физического воспитания /В.С. Лихачева - Воронеж: ВГПУ, 2005 - 100 с.

18. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях - М ., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

План-конспект учебно-тренировочного занятия по футболу группы начальной подготовки.

План-конспект учебно-тренировочного занятия по футболу может быть использован при подготовке тренера к занятиям НП-2...

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...

Техника обучения игры в футбол групп начальной подготовки в ДЮСШ

      Техника игры в футбол сложна и многообразна, тем более если вести подготовку юных футболистов уже занимающихся футболом 3-4 года, и имеющих 1 разряд. Вдумчивая работа препо...

Конспект учебно-тренировочного занятия для обучающихся группы начальной подготовки по футболу (возраст воспитанников 9-10 лет)

Тема занятия: «Ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы»Форма занятия: Учебно-тренировочное.Задачи:  1. Обучение ведению мяча внутренней и внешней частью стопы....

Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки.

Образовательная программа  по футболу для       групп начальной подготовки....