Управление инновационной деятельностью педагогов в рамках работы школьных методических объединений.
материал на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление инновационной деятельностью педагогов в рамках работы школьных методических объединений.
Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной работой по одному или нескольким учебным предметам, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой.
Школьное методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
Школьное методическое объединение (ШМО) – это объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.
Целью деятельности ШМО является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащихся, практического решения проблем межпредметных связей, осуществления преемственности между ступенями обучения.
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда; изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
- обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности; организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области.
Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Понятие «инновация»
Критерии | Инновация |
Масштаб целей и задач | Системный |
Методологическое обеспечение | Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) | Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) | Целостный, продолжительный |
Тип действий | Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация | Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследовании разработок |
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём
В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:
1.Формирование идеи, целеполагание, разработка путей реализации.
2.Освоение на стадии апробации.
3.Распространение новой практики.
4.Рутинизация (устаревание) новшества.
В практической работе наиболее сложными являются вопросы о критериях, показателях инновационной деятельности и стимулировании инновационного потенциала педагога.
Критерии - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизмов управления этими процессами на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Такими критериями могут стать:
- актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
- новизна (степень оригинальности инновационных подходов, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);
- образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие системы образования в целом);
- общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
- полезность (практическая значимость);
- реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
Сложность применения оценочных суждений (критериев) к инновациям состоит в том, что инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.
Как ориентировать учителя к инновационной деятельности и у каждого ли учителя есть инновационный потенциал? Инновационный потенциал – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.
В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение разряда и т.д.
В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.
Как определить готов ли педагог к инновационной деятельности?
Профессионализм человека складывается в основном на протяжении зрелого периода его жизни, то есть в среднем с 20 до 45-50 лет. Темп, скорость, с которой происходит развитие мастерства, различны. Особенно быстро осуществляется профессиональный рост в первые 5-8 лет, когда происходит профессиональное становление. Затем развитие несколько замедляется и возобновляется под влиянием внешних и внутренних побуждающих к этому факторов, в том числе и под влиянием обучения.
Человек получает два рода знаний:
- знания, полученные в ВУЗе, курсах повышения квалификации и т.д.;
- знания, в результате собственной аналитической работы, критического отношения к своему опыту и к самому себе.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.
Учет и систематизация инновационной деятельности. Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа по следующим вопросам:
1.Назовите проблему, над которой Вы работаете? В течении какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?
2.Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?
3.Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?
4.Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?
5.Что изменилось в результате Вашей работы? Подтвердите данными анализа.
6.Ваше мнение об эффективности проводимой работы.
7.Продолжите ли Вы работу над данной темой?
Вместо опрос-беседы можно предложить учителю сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.
- экспертная карта инновационной деятельности учителя
1.Разработчик (ФИО)__________
2.Сфера осуществления инновационной деятельности ___________
3.Тема________________________
4.Цель_________________________
5.Задачи_____________________
6.Стадия развития инновации__________________
7.Масштаб_____________________
8.Форма представления результата___________________
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
Задача заместителя директора по УВР – создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение педагогического опыта:
1.Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, уроков, «Учитель года», и др.).
2.Проведение методических конференций.
3.Участие в районных и республиканских конкурсах.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.
Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций делается заместителем директора по УВР как раздел проблемно-ориентированного анализа в годовом плане работы школы.
Результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:
- знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя;
- создание системы работы с учителем;
- стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
- включенность учителей в решение проблемы школы.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов
Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...
Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2012-2013 учебный год.
Анализ МО за 2013-2014 уч.год...
Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2013-2014 учебный год.
Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год...
Инновационная деятельность педагога в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе...
План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у...
Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность. Содержание, структура, развитие.
Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность.Содержание, структура, развитие....
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...