Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.
учебно-методический материал (9 класс)

Представлекние работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галина Г.Р

 

Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка. Представление опыта работы

За последние годы значительно возрос уровень преподавания учебных предметов в школе, происходит внедрение современных образовательных технологий. Творчески работающие учителя добиваются прочного освоения учащимися программного материала по своему предмету. И все же грамотность детей оставляет желать много лучшего. Проблема повышения грамотности учащихся всегда волновала, и будет волновать учителей словесников. Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких.

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Основной целью представленной работы является теоретическое обоснование и практическое использование различных видов работ по формированию орфографической зоркости учащихся.
Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету в работе предлагаются занимательные, игровые формы обучения.

Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм

Умение замечать при письме орфограммы (написания, определяемые правилами орфографии) является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Поэтому сразу же как на первоочередную задачу, от успешного решения которой зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму, программа указывает на необходимость выработать умение видеть при письме орфограммы.
Сформировать это умение можно разными способами: на основе представления о сильной и слабой позиции фонем в речевом потоке, путем развития интуиции замечать те случаи письма, когда можно допустить ошибку

Для формирования навыка графического обозначения орфограмм помогают различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный, дидактические игры.

Диктант- одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся. Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны хорошо понять содержание текста, правильно записать каждое слово и его грамматическую форму, каждое предложение, понимая его строение и структуру , определяя начало и конец.

В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный , графический. Словарный, творческий, свободный.

Предупредительный- один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания.

Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм.

Зрительный- один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.

Выборочный – вид слухового или зрительного диктанта. Ученики записывают под диктовку( или списывают из книги) не весь текст, а лишь те слова или словосочетания, в которых есть трудные орфограммы или грамматические формы по изучаемой теме.

Словарный- вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.

Творческий диктант- вид упражнения для развития самостоятельной связной речи учащихся. По своему характеру близок к изложению по опорным словам или к свободному диктанту. Вариантами творческого диктанта могут служить следующие упражнения:
1)По изучаемой грамматической теме класс подбирает и тематически разбирает близкие по значению опорные слова, составляет с ними словосочетания, предложения, связный текст;2)дети прочитывают текст, самостоятельно выделяют слова, обязательные для использования, затем записывают текст с употреблением указанных слов.

Свободный- вид диктанта, близкий к изложению. Следует подобрать интересный для восприятия и доступный для понимания текст, а после его прочтения провести беседу по содержанию. Затем текст читается по абзацам, учащиеся записывают тех их них, которые запомнили. Свободный диктант ценен тем, что при его выполнении могут проявиться самостоятельность и творческие возможности учеников.

Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила- неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильные написания.
Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей. можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.

Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний.

Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым . занимательным формам работы.
Ребята любят игру, но проведение ее требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости. Предварительная подготовка- это определенный эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных  вопросов в данном случае особенно неуместны. Естественно, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре. Доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа.

Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения.
Главное- работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограммы. В работе освещены методы и подходы к обучению учащихся с целью выявления сложных написаний...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в школе-интернате для детей с ОВЗ

В данном сообщении даны приёмы работы на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для развития грамотного письма....

Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучени...