Мастер-класс "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"
методическая разработка на тему

Бережная Наталья Алексеевна

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта.

Задачи:   

- создание условий для профессионального общения;

- распространение педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса

 

Ход мастер-класса

1.      Организационный момент

2. Сообщение темы, целей и  задач работы.

3. Презентация педагогического опыта.

4. Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_v_dela_ty_dobrye_vlozhi_vse_luchshee.docx34.24 КБ
Файл master-klass.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка мастер-класса

Тема:

«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»

Учитель истории и обществознания,

тренер – преподаватель ОРКСЭ,

Бережная Наталья Алексеевна,

I квалификационная категория

с. Благодарное, 2014 г.

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта.

Задачи:   

- создание условий для профессионального общения;

- распространение педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей и  задач работы.

3. Презентация педагогического опыта.

4. Рефлексия

  1. Организационный момент. 

Добрый день, уважаемые коллеги! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Давайте мы  улыбнёмся друг другу  и пожелаем доброго дня и отличного настроения!  

А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра».

  1. Сообщение темы, целей и  задач работы.

Тема доброты и милосердия не только актуальна, но и злободневна в наши дни. В современном мире такие качества, как доброта, милосердие, начали уступать место себялюбию, эгоизму, черствости, равнодушию, хамству, высокомерию. Дети стали равнодушными и холодными, не замечают чужих страданий. И лишь иногда, сделав самое малое для кого-то, гордятся своим поступком.

Поэтому главная цель нашей работы - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость, доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Сегодня  я хотела бы представить несколько фрагментов классного часа в 5 классе на тему «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».

Моя методическая идея заключается в том, чтобы не просто выстроить диалог с детьми, вовлечь их в беседу, а с помощью интерактивных методов сделать этот процесс ярким, запоминающимся, следовательно, более  эффективным.

   Актуальность проведения часа общения по данной теме была обусловлена анализом проведенного анкетирования на тему «Добр ли ты?», все учащиеся набрали от 4 до 8 баллов. А это означает – «Твоя доброта – вопрос случая: ты добр не с каждым».

 Полученный результат анкетирования был неожиданным и неприятным, т.к. в 4 классе ребята изучили курс ОРКСЭ, в рамках которого формируются нравственные качества человека. Все уроки ОРКСЭ основаны на идеях добра, совести, справедливости, достоинства, уважения к человеку.

Поэтому цель классного часа: расширить знания школьников о доброте и  её роли в жизни каждого человека. Были поставлены следующие задачи:  

  • Пробудить стремление к самоанализу своих поступков; мотивировать детей на совершение добрых поступков;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • воспитывать у детей положительные качества, способность к совершению добрых дел во благо других людей;
  • развивать творческие способности.
  1. Презентация педагогического опыта.
  1. Определение темы урока. Постановка целей.

Ребята, послушайте стихотворение и  подумайте, о чем мы будем говорить?

Добро и зло творить всегда 
Во власти всех людей, 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней. 
(Слайд )

(Ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях. Тема нашего часа общения: «В дела ты в добрые вложи все лучшее своей души» (слайд 2)

Ребята, мы с вами провели анкетирование на тему «Добр ли ты?» При анализе получены следующие результаты:

Твоя доброта - вопрос случая: ты добр не с каждым. Старайся быть ровным со всеми, чтобы не было обид.

Ребята, подумайте, что мы сегодня можем сделать, для того чтобы изменить результат нашего анкетирования?

Какова цель нашего часа общения сегодня?

(Варианты ответов).

Наша цель сегодня  выработать правила, с помощью которых доброта для нас станет образом жизни, а не делом случая. (слайд № )

2. Работа по теме урока

Учитель: У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми.
Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.
Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера.

 Какие положительные качества человека вы знаете?

А какие отрицательные? (обсуждение, слайд № 3) (Чуткость, отзывчивость, трудолюбие, лень, щедрость, грубость, жадность, честность, лживость, смелость, трусость, доброжелательность, вредность).

А теперь каждый из вас выберет те качества, которые присущи лично ему и в  один лист напишет положительные, на другой - отрицательные.

Сколько положительных качеств у вас получилось? Отрицательных?

Посмотрите, как много у вас положительных качеств. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить? (избавиться от них)

Прием «Мусорное ведро». Посмотрите ребята (показываю мусорное ведро), что это?
Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.
Сверните в комочек листы, на которых вы написали отрицательные качества и выбросите в корзину.
Упражнение «Волшебный фонарик».
Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А замечая достоинство другого, мы наполняемся ими.
А у меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим фонариком друг на друга (по цепочки) и назовем, какие есть у нас  качества, достойные уважения.

Самое главное нравственное качество человека это – доброта.

Ребята, с понятиями добро и зло мы с вами познакомились в 4 классе на уроках ОРКСЭ.

Так давайте вспомним, что же такое добро?

Добро -  нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

Как вы считаете, любой ли добрый поступок будет добрым? Чтобы ответить на этот вопрос,  прочитаем древнюю китайскую сказку. (Чтение по ролям)

 Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

 Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

 Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов?- спросил император.

-У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император.

Тогда мудрец сказал:

-У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорчённый император.

На это мудрец сказал:

- И добро надо делать с умом.

Ум без добра - плохо.

Но и добро без ума - не лучше.

Работа с текстом (осмысление).

  • Действительно ли император был добрым?
  • Почему добрые намерения причинили непоправимое зло?

Какое правило  поможет  удержаться нам от совершения таких поступков? (Вместе с учащимися выводим первое правило)

Правило первое  «Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело».(слайд 4)

Нужно делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Добрый человек думает не только о себе, но и о других, учитывает чужие интересы.

Посмотрите сценку и скажите, чьи интересы учитывали герои сценки.

Сценка «Цветы для бабушки». 
Вася: А сейчас, ребята, вы увидите… 
Входит Коля с букетом цветов. 
Вася: Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками (Коле). Тебе не стыдно? 
Коля: Почему мне должно быть стыдно? 
Вася: Что это за лютики-цветочки? Ты бы ещё бантик прилепил! 
Коля: А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей цветы. 
Вася: Вот уж не знал, что ты любишь цветы! 
Коля: Причём тут я? Бабушка очень цветы любит. У неё праздник, и я хочу её порадовать! 
Вася: А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с бабушкой, и с дедушкой. Их праздник – это и мой праздник. 
Коля: Прекрасно. Я тоже стараюсь делить радость… 
Вася: Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку! 
Коля: Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься. 
Вася: Причём тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок. Важно внимание. 
Коля: А что ты маме подарил? 
Вася: Маме – щенка. 
Коля: Твоя мама, наверное, любит животных? 
Вася: Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека. То есть меня. Вот щенок и живёт у нас. Вот у бабушки скоро день рождения, а я всё не могу придумать, что ей подарить. 
- Как можно охарактеризовать участников этой сценки? (Мальчик Коля проявил такие качества, как любовь и внимание к бабушке. Второй участник диалога показал, что любит только себя.)

 А как же нужно поступать?

 Правило второе: «Думай не только о себе, но и о других, учитывай чужие интересы». (слайд 5)

Ребята,  доброта это сложное чувство и не всегда бывает легко поступить по-доброму. Сейчас я раздам вам ситуации из жизни, и мы с вами подумаем, порассуждаем, как в этих ситуациях поступил бы добрый человек.

 «Ситуации из жизни». Работа в парах.
1) Вы находитесь в компании знакомых со своим приятелем. Ваш приятель, не стесняясь вашего присутствия, нагло врет. Как вы поступите в такой ситуации?
- Как поступить по-доброму? Промолчать или остановить?

- Если ты промолчишь - это по-доброму будет по отношению к другим?
- А если ты остановишь его, то все поймут, что он обманщик.

Вывод: Промолчать - это не значит быть добрым. Со злом нужно бороться. Ведь если его не остановить, он и дальше будет приносить этим вред людям. Нужно быть смелым и решительным.

2) В классе перед доской кто-то растоптал мел. Приходит учитель, спрашивает, кто это сделал, никто не сознается. Придется убирать дежурным. Вы знаете, кто это сделал.
- Как вы считаете, как поступил человек, который не сознался? Почему? Если ты виноват, то нужно признать свою вину и убрать за собой.
- А те, кто промолчал, они как поступили?

Вывод: Доброта – это не только когда человек не ударит слабого, не обидит словом, но пройдет мимо зла. А когда человек совершает добрые дела и по- настоящему чувствует несправедливость, зло, унижение человека человеком и борется с этим.

Какое правило поможет нам поступить правильно?

Правило третье: «Борись  со злом и несправедливостью» (слайд 7)

Ситуация 3.

У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя  освободить её от контрольной.

 Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми, и  материал обязана знать?

Каковы ваши действия в данном случае?

Ситуация 4.

Вы стоите в большой очереди в магазин. Пожилой человек хочет купить без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.

Как вы поступите? Ситуация 5.

Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили  неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него  внимания.

Как вы поступите?  

Правило четвертое: «Помогай людям» (слайд 8)

Учитель: Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли равнодушие, грубость на здоровье человека. Оказывается, они могут иметь самые серьезные последствия. Половина сердечных болезней – результаты грубости и равнодушия.

Хорошие поступки человека говорят о том, что он добрый, воспитанный человек. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.


-Как вы понимаете такое выражение: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

-А как бы вы хотели, чтобы относились к вам? (Помогали в трудную минуту, не обзывали, не обижали).

Вывод: Если вы хотите, чтобы к вам относились хорошо, по-доброму, то и сами должны поступать хорошо.

Правило пятое: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» (слайд 10)

Ребята, вспомните, какая у нас сегодня была цель? (слайд 11)

Выработать правила, с помощью которых доброта для нас станет образом жизни, а не делом случая.

Мы ее достигли?

Я все эти правила занесла в памятку, сегодня я вам ее дарю и хочу, чтобы вы никогда их не забывали. (Учитель раздает памятки)

Обещаете следовать нашим правилам доброты? (Да)

Учитель. Молодцы, ребята, потому что поступать по законам доброты - это красиво, почетно, главное – захотеть… и научить свое сердце быть чутким, добрым. Ведь так прекрасно, когда ты можешь помочь своим близким, товарищам, родителям, педагогам вежливым словом и добрым делом.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

Прием «Коллаж»

Перед нами чистый лист ватмана. Давайте наполним его добрыми делами.

- Сначала построим дома, чтобы у каждого человека был собственный дом;

- Потом посадим деревья, цветы (приклеиваем на ватман).

- Сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.

- Для детей сделаем песочницу.

- Покормим голодного щенка.

(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация. (Звучит песня «Дорогою добра»).

Учитель. — Ребята, посмотрите, как прекрасен этот мир!

 

Ребята, я надеюсь, что теперь доброта для вас действительно станет образом жизни, а не делом случая. Спешите делать добро

   Видео ролик о доброте (Приложение)

  1. Рефлексия. Уважаемые коллеги! Как вы считаете, насколько эффективны, могут быть предложенные приемы на ваших уроках? Для оценки результативности ответьте на вопросы:

Занятие прошло результативно, т.к.

а) теперь могу применить предложенные приемы в преподавании своего предмета,

б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам,

в) свой вариант ответа.

Ваши замечания и пожелания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души» Учитель истории и обществознания, тренер – преподаватель ОРКСЭ МБОУ « Благодарновская СОШ», Бережная Наталья Алексеевна, I квалификационная категория

Слайд 2

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней.

Слайд 3

«В дела ты в добрые вложи все лучшее своей души» Цель: выработать правила, с помощью которых доброта для нас станет образом жизни, а не делом случая.

Слайд 4

Чуткость, отзывчивость, трудолюбие, лень, щедрость, грубость, жадность, честность, лживость, смелость, трусость, доброжелательность, вредность.

Слайд 5

Правило первое «Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело».

Слайд 6

Правило второе «Думай не только о себе, но и о других, учитывай чужие интересы»

Слайд 7

Правило четвертое «Борись со злом и несправедливостью»

Слайд 8

Правило пятое «Помогай людям»

Слайд 9

Правило седьмое «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»

Слайд 10

Цель: выработать правила, с помощью которых доброта для нас станет образом жизни, а не делом случая.

Слайд 11

Правила поведения доброго человека Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело Думай не только о себе, но и о других, учитывай чужие интересы Борись со злом и несправедливостью Помогай людям Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души

Воспитывать толерантность,  дружелюбие, вдумчивое отношение  к окружающим людям;  дать представление о многообразииформ проявления красоты в человеке.Развивать чувство товариществ...

В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души

Занятие -мастерская для учащихся 5-6 классов...

Классный час: « В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души»

Человеколюбие общества, семьи, отдельных людей определяется по отношению к старикам и детям.  Быть внимательными, добрыми учат нас телевизионные передачи, известные люди нашей страны....

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

"В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души"

Методическая разработка классного часа...

Сценарий мероприятия «Час общения с элементами игры «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».

Сценарий мероприятия «Час общения с элементами игры «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».Цель: повышение социальной компетентности учащихся.Задачи: 1)познакомить учащихся с общечеловеческими...