рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе рассчитана на 140 часов ((3 часа из обязательной части учебного плана, 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений. Материал дополнен часами, направленными на формирование литературоведческих компетенций учащихся, в том числе по теме «Литературный Саратов»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_6_2017-2018.docx | 70.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________(Шилова А.В.) Протокол № 1 «28» августа 2017 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с. Калининское ___________(Айсина О.В.) «29» августа 2017 г | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское ____________(Губанова И.М.) «30» августа 2017 года |
Рабочая программа педагога
по литературе 6 класс
на 2017-2018 учебный год
Тороповой Любови Михайловны,
учителя русского языка и литературы
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2017
- Пояснительная записка
Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями.
Примерные программы по учебным предметам: «Литература» 5-9 классы. Авторская программа «Литература» 5-9 классы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области.
Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области .
Рабочая программа по «Литературе» предназначена для реализации в МОУ-СОШ с. Калининское. Ориентирована на учащихся 6 класса. Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология» 4 часа в неделю, 140 часов в год (3 часа из обязательной части учебного плана, 1 час из части, ормируемой участниками образовательных отношений. Материал дополнен часами, направленными на формирование литературоведческих компетенций учащихся, в том числе по теме «Литературный Саратов»
- Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников 6-го класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» 6 класс» должны проявиться в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.
Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала
- Проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного
- Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героев, давать оценку их поступкам
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
- Учится понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
5.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты изучения курса
Учащиеся должны
Знать:
- ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Уметь:
- анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формировать собственное отношения к произведениям русской литературы - понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы
3. Содержание учебного предмета «Литература» 6 класс (140 часов)
Введение (1 ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (3 ч.)
Обрядовый фольклор (1 ч.). Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки (1 ч.)— малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы (3 ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века (1 ч.)
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века (42 ч.)
Иван Андреевич Крылов (3 ч.). Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин (15 ч.). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч.). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев ( 2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев ( 2ч.). Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет ( 3 ч.). Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетиза-
ция конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов ( 4 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков (3 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов ( 1 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ( 2 ч.)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град»
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Из русской литературы XX века ( 27 ч.)
Андрей Платонович Платонов ( 2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин (1 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин ( 5 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне ( 3 ч.)
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев ( 2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин ( 4 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов ( 1 ч.). Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер (2 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века ( 3 ч.)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Писатели улыбаются ( 3 ч.)
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России
(Обзор) ( 1 ч.)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы ( 10 ч.)
Мифы народов мира ( 1 ч.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот ( 1 ч.). «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер ( 1 ч.). Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей ( 7 ч.)
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Теория литературы (8 час.)
Внеклассное чтение. Литературный Саратов. (8 час.)
4. Тематическое планирование по литературе в 6 классе (105 часов)
4.1.
Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Количество уроков внеклассного чтения | Количество уроков развития речи |
Введение | 1 | |||
Устное народное творчество | 7 | 2 | 2 | |
Из древнерусской литературы | 3 | 1 | ||
Из русской литературы XVIII века | 2 | 1 | ||
Из русской литературы XIX века | 59 | 2 | 8 | 2 |
Из русской литературы XX века | 43 | 2 | 4 | 4 |
Из литературы народов России | 3 | 1 | 1 | |
Из зарубежной литературы | 10 | 6 | 1 | |
Всего | 140 | 4 | 21 | 12 |
4.2. Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе на 2016-2017 г.
Всего 140 часов
№ | № в теме | Тема урока | Дом.задание | Дата План факт | Примечание | |
1 | 1 | Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг | Задания 3, 4 с. 5 | |||
| ||||||
2 | 1 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | Задания 1,5 с. 10 | |||
3 | 2 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен | Составить тезисный план по теме «Обрядовый фольклор» | |||
4 | 3 | Пословицы и поговорки | Задания 3, 7 с. 16, 17 | |||
5 | 4 | Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | ||||
6 | 5 | Теория литературы. Художественные средства изобразительности в произведениях устного народного творчества. | Выписать из обрядовых песен по 3 эпитета и сравнения. | |||
7 | 6 | Литературный Саратов. Обрядовый фольклор. | Подбор материала по изученной теме. | |||
| ||||||
8 | 1 | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | Задания 2, с. 23. Составить тезисный план | |||
9 | 2 | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | Прочитать статью «Русская басня, с. 26 | |||
10 | 3 | Художественные средства изобразительности в древнерусской литературе. | Индивидуальные задания | |||
| ||||||
11 | 1 | Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха» | Задания 3, 5 с. 30 | |||
12 | 2 | Басни И.А. Крылова «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | Задание 4, с. 37. Сделать иллюстрации | |||
13 | 3 | Басни И.А. Крылова «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | Задание 4, с. 40, 43 | |||
14 | 4 | Контрольная работа по теме «Басни» | Чтение статьи с. 45-51, составить план | |||
15 | 5 | Сравнения, олицетворения, метафоры в баснях И.А.Крылова. | Найти средства изобразительности в басне по выбору. | |||
| ||||||
16 | 1 | А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.М. Пущину» | Задание 3 , с. 53 Чтение наизусть стих. | |||
17 | 2 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | Задание 2, с. 55 | |||
18 | 3 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | Задание 4, с. 57 | |||
19 | 4 | Литературоведческий анализ одного из стихотворений А.С.Пушкина. | Закончить анализ. | |||
20 | 5 | А.С.Пушкин в истории литературного Саратова. | Подбор материала. | |||
21 | 6 | История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Изображение русского барства (глава 1) | Статья на с. 59-63, ответить на вопросы с. 63 | |||
22 | 7 | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы 2,3) | Перечитать гл. 4,5, озаглавить их | |||
23 | 8 | Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы 4,5) | Перечитать главы 6, 7, озаглавить их | |||
24 | 9 | Что заставило Дубровского стать разбойником | Перечитать 9-9 главы, озаглавить их, пересказ эпизода | |||
25 | 10 | Учитель (главы 8-10) | Перечитать главы 11-16, озаглавить их | |||
26 | 11 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы 11-16) | Выразительное чтение главы 17 по ролям и озаглавить их | |||
27 | 12 | Два мальчика (глава 17) | Перечитать главы 18, 19, озаглавить их | |||
28 | 13 | Развязка романа «Дубровский» (главы 18-19) | Ответить на вопросы с. 141 | |||
29 | 14 | Роман Дубровский и другие виды искусства | Составить план сочинения по одной из тем | |||
30 | 15 | Художественный средства изобразительности в романе «Дубровский» | Подготовка к сочинению. | |||
31 | 16 | Подготовка к сочинению | Написать сочинение по одной из тем | |||
32 | 17 | А.С. Пушкин «Повести Белкина» | Задания с. 144,145 | |||
А.С. Пушкин «Повести Белкина» | Пересказ понравившегося эпизода | |||||
33 | 18 | А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | Чтение по ролям. | |||
34 | 19 | А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | Задание с. 14, подготовить сообщения о М.Ю. Лермонтове | |||
35 | 20 | М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи» | Ответить на вопросы с. 151 | |||
36 | 21 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» | Творческое задание с. 155 | |||
37 | 22 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес» | Ответить на вопросы с. 158, 159,160 | |||
38 | 23 | Художественные средства изобразительности в произведениях М.Ю.Лермонтова. | ||||
39 | 24 | Творческая работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова | Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» | |||
40 | 25 | Литературный Саратов. К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя. | Подбор материала по теме. | |||
41 | 26 | Литературный Саратов. К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя. | Чтение произведений И.С.Тургенева | |||
42 | 27 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | Подготовить характеристику мальчиков | |||
43 | 28 | Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» | Пересказ одной из историй, рассказанных мальчиками | |||
44 | 29 | Рассказы героев «Бежина луга» | Выписать изобразительно-выразительные средства в описании пейзажа | |||
45 | 30 | Изобразительные средства в творчестве И.С.Тургенева | Игдиидуальные задания. | |||
46 | 31 | Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Задание 3, с. 191 | |||
47 | 32 | Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг» | Прочитать статью с. 193, 194 | |||
48 | 33 | Литературный Саратов. Саратовские страницы в жизни Н.Г.Чернышевского. | Изучить записи в тетрадях. | |||
49 | 34 | Литературный Саратов. Саратовские страницы в жизни Н.Г.Чернышевского. | Чтение произведений Ф.И.Тютчева | |||
50 | 35 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева | Ответить на вопросы с. 196 | |||
51 | 36 | Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева | Задание 2 ,с. 197 | |||
52 | 37 | Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева | Выразительное чтение одного из стихотворений Ф.И.Тютчева. | |||
53 | 38 | Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета | Задание 6 , с. 204 | |||
54 | 39 | Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | Выучить стих. наизусть (по выбору) | |||
55 | 40 | А.А. Фет. Стихотворения «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…) | Задание с. 209 | |||
56 | 41 | Художественные средства изобразительности в произведениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | Выписать из стихотворений тропы. | |||
57 | 42 | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | Задание с. 210-212 | |||
58 | 43 | Н.А. Некрасов. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога» | Выразит.чтение частей 1 и 2 стих. «Железная дорога» | |||
59 | 44 | Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Выразит.чтение частей 3 и 4 стих. «Железная дорога» | |||
60 | 45 | Н.А. Некрасов. Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа | Ответить на вопросы с. 221, задание на с. 220 | |||
61 | 46 | Трехсложные размеры стиха | Прочитать статью с. 224-226, ответить на вопросы | |||
62 | 47 | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра | Выписать цитаты из текста | |||
63 | 48 | Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша» | Ответить на вопросы с. 268, 269 | |||
64 | 49 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши | Ответить на вопросы с. 270 | |||
65 | 50 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | Задание с. 271 | |||
66 | 51 | Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова | ||||
67 | 52 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» | Ответить на вопросы с. 281 | |||
68 | 53 | Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» | Составить вопросы для викторины | |||
69 | 54 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова | С. 282-287, подготовить сообщения | |||
| ||||||
70 | 1 | Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого | Выразительное чтение одного из стих. | |||
71 | 2 | Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого | Наизусть стих (по выбору) | |||
72 | 3 | Литературный Саратов. Саратовский край в жизни А.К.Толстого. | Подбор материала по изученной теме. | |||
73 | 4 | Анализ стихотворения | Подготовиться к контрольной работе | |||
74 | 5 | Контрольная работа по литературе 19 века | Прочитать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» | |||
| ||||||
75 | 1 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа | Задание 3, с. 16 | |||
76 | 2 | Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | Ответить на вопросы с.19 | |||
77 | 3 | А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои | Задание 5, с. 39 | |||
78 | 4 | А.С. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни | Задание 5,с. 40 | |||
79 | 5 | «Алые паруса» как символ воплощения мечты» | Письменный анализ эпизода | |||
80 | 6 | К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. | Чтение стихотворений поэтов. | |||
81 | 7 | К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. | Выучить наизусть стихотворение по выбору. | |||
82 | 8 | А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок» | Прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок» | |||
83 | 9 | А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | Творческое задание, с. 50 | |||
84 | 10 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова | Написать отзыв, с. 50 | |||
| ||||||
85 | 1 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | С.55-59 | |||
86 | 2 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» | |||
87 | 3 | Исай Тобольский – поэт, фронтовик, гражданин | Чтение стихотворений И.Тобольского | |||
88 | 4 | Саратов в творчестве Н.Е.Палькина | Чтение стихотворений Н.Палькина | |||
89 | 5 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Герои рассказа | Творческое задание , с.82 | |||
90 | 6 | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Составить план рассказа, с.84 | |||
91 | 7 | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | ||||
92 | 8 | В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники | Задание с. 122 | |||
93 | 9 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» | С. 122, 123 (вопросы) | |||
94 | 10 | Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» | Написать сочинение | |||
95 | 11 | Средства изобразительности в произведениях В.Распутина | Выписать литературные тропы из рассказов В.Распутина по выбору учащихся. | |||
| ||||||
96 | 1 | В.М. Шукшин «Критики». Особенности героев Шукшина | Задание с. 137, 138 | |||
97 | 2 | Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина | Задание с. 139, 140 | |||
98 | 3 | Герои В.М.Шукшина | Пересказ понравившегося эпизода. | |||
99 | 4 | Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники | Задание 7, с. 157 | |||
100 | 5 | Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Смысл названия рассказа | Написать сочинение | |||
| ||||||
101 | 1 | Стихотворения о природе А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова | Задание с. 160, 163 | |||
102 | 2 | Стихотворения о природе А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова | Задание с. 167 | |||
103 | 3 | Стихотворения о природе А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова | Выучить одно из стихотворений по выбору | |||
104 | 4 | Литературный Саратов. Марксовские поэты. | Чтение стихотворений по выбору. | |||
| ||||||
105 | 1 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | Задание с. 172 | |||
106 | 2 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | Прочитать мифы о Геракле | |||
| ||||||
107 | 1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | Составить план мифа, сделать иллюстрации | |||
108 | 2 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | |||
109 | 3 | Мифы Древней Греции. | Пересказ одного из мифов. | |||
110 | 4 | Мифы Древней Греции. | Подготовка к контрольной работе. | |||
111 | 5 | Легенда об Арионе | Задание с. 187 | |||
| ||||||
112 | 1 | Гомеровский эпос | Задание с. 201 | |||
113 | 2 | Гомеровский эпос | Ответить на вопросы с. 217 | |||
114 | 3 | Гомеровский эпос | Подготовиться к контрольной работе | |||
115 | 4 | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | С. 218-220 | |||
116 | 5 | Внеклассное чтение. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы | Задание с. 220 | |||
117 | 6 | Внеклассное чтение. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы | Прочитать балладу «Перчатка | |||
118 | 7 | И.Ф. Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести | Задание с. 227 | |||
119 | 8 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | С. 245, 246 | |||
120 | 9 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Задание с. 244, 245 | |||
121 | 10 | А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц» | Творческое задание с. 265 | |||
122 | 11 | А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц» | Задание с. 265 | |||
123 | 12 | Реализация заданий рубрики «Проект» | Индивидуальные задания | |||
124 | 13 | Реализация заданий рубрики «Проект» | Подготовиться к итоговой контрольной работе | |||
125 | 14 | Итоговая контрольная работа | Работа с тестами | |||
126 | 15 | Итоговая контрольная работа | Работа с тестами | |||
127 | 16 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | Пересказ понравившегося произведения | |||
128 | 17 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | Сообщение о любимом писателе. | |||
129 | 19 | Внеклассное чтение. Любимые сказки. | Пересказ одной из сказок. | |||
130 | 20 | Внеклассное чтение | Подготовить сообщения о любимом писателе | |||
131 | 21 | Художественные средства изобразительности. Повторим изученное. | Работа с тестами. | |||
132 | 22 | Внеклассное чтение. | Чтение любимых произведений | |||
133 | 23 | Литературный Саратов. Виртуальная экскурсия в музеи. | Чтение любимых произведений | |||
134 | 24 | Литературный Саратов. Виртуальная экскурсия в музеи. | Чтение любимых произведений | |||
135 | 25 | Внеклассное чтение | Подготовить кроссворды | |||
136 | 26 | Разгадывание кроссвордов | Подготовиться к литературной викторине | |||
137 | 27 | Литературная викторина | Индивидуальные задания | |||
138 | 28 | Заключительный урок. Задание на лето | ||||
139 | 29 | Резерв | ||||
140 | 30 | Резерв |
5.Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процеса
I. Печатные пособия:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М. : Просвещение. 2012.(стандарты второго поколения)
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/(А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011. 3. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. 11-е издание. - М.: Просвещение, 2014.
4. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. 11-е издание. - М.: Просвещение, 2014.
5. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель В.Я. Коровина. - 17-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
6. Коровина В.Я. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ В.Я Коровина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.., Холодкова Л.А.. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
8. Василенко Л.П. Литература. 5-8 классы: Методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2002. – (Серия «Поурочное планирование»)
9. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. программы 68 и 102 часа. 2-е издание . М.: «Вако», 2004. (В помощь школьному учителю)
10. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 6-й класс: К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс.: Методическое пособие/ Н.А. Миронова. – М.: Изд. «Экзамен», 2014 (Серия. «Учебно-методический комплект»)
11. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/авт.-сост. Н.В. Егорова, Б.А. Макарова. –М.: «ВАКО» 4-е, 2014.
14. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение. 2015
II. Информационно - коммуникативные средства:
- Электронное приложение к учебнику «Литература». 6 класс. Фонохрестоматия . В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Изд. - М.: Просвещение , 2015.
- Шедевры русской живописи (СД)
- Большая детская электронная энциклопедия (СД)
III. Наглядные пособия:
- Портреты поэтов и писателей XVIII-XX вв.
- Шедевры русской живописи: альбом. М. : Белый Город, 2007.
IV. Интернет-ресурсы.
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubrikon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык». www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор.
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://uroki.ru Образовательный портал «Учёба»
www.uroki.ru Поурочные планы, методическая копилка, информационные
технологии в школе и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....