«Фомирование универсальных учебных действий учащихся средствами предмета «история»»
опыты и эксперименты на тему

Елисеева  Анастасия Васильевна

  Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Презентация  "Фомирование универсальных учебных действий учащихся средствами предмета "история""  http://yadi.sk/i/u7UsONaW3Ldj4C 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx439.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Фомирование универсальных учебных действий учащихся средствами предмета «история»

Учитель первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ»

Шерстюк Анастасия Васильевна  

с. Городки

Изменения, происходящие сегодня  в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Остановимся на некоторых из них:

  • Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
  • Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
  • Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

1. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

2. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

3. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

4. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

      На уроках истории  дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями,  понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные  УУД. ( Самое главное  -это обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения.  Нужно научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды  чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления (революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например, в национально-освободительной борьбы, реформации  и т.д.

Приведу ряд примеров из моей практики по формированию УУД на уроках истории.

       Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы действий:

 I этап - личностный,

II этап - профессиональный, если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

 - Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:

 - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками;

 - с земляками, народом;

 - с твоей Родиной;

 - со всеми людьми;

 - с природой;

 - объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

 - испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

      К важнейшим личностным результатам при изучении истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

      На уроках истории я использую игровые технологии, применяю такие игры такие как: «История в лицах», «История в датах», «Найди лишнее», «Выбери правильный ответ», «Найди современников», «Найди ошибки» (примеры).

Такие задания направлены на определение своего личностного отношения к историческим событиям.

На уроках истории использую метод проектов, особенно при изучении краеведческого материала. Посещаем школьный музей, дети разбиваются на группы и по желанию готовят проект. Наиболее интересными были: «Что я знаю о войне», «Мои родственники - труженики тыла», «Мой дедушка был разведчиком». Личностные УУД формируются и при дифференцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности. Таким образом, на этом этапе очень важно опираясь на активный поиск собственного «Я», на стремление ученика к самовыражению дать ему эту возможность на уроке.

Главным условием работы современного учителя должно быть проявление заинтересованности педагога в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Итогом процесса обучения в рамках курса Истории является формирование всесторонне развитой, толерантной личности, с ярко выраженной гражданской позицией, умеющей анализировать происходящие в современном мире социально - экономические и политические события и явления, опирающейся на опыт прошлых поколений и думающий о последствиях своей деятельности в будущей истории человечества

В блок регулятивных УУД включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предопределение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

На уроках истории древнего мира я использую следующие задания по формированию регулятивных учебных действий:

  1. Прослушайте стихотворение. О каком государстве идет речь?

Я перед древностью склоняюсь,
И храмов древних гордый вид,
И вид прекрасных пирамид
Объять вниманием стараюсь.
Не знаю лучше уголка
Для отдыха я на Земле,
Где здорово тебе и мне,
Где так нечасты облака.

Разделите свою тетрадь на две части, в 1 части запишите, что вы уже знаете об этом государстве, во 2 части, чтобы вы хотели узнать из истории этого государства.

В ходе выполнения задания обучающиеся выполняю следующие действия:        

1.Определение темы урока

2. Задачи урока ( что мы будем изучать ..)

3. Целеполагание

 Следующее задание предполагает контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона:

 Выполните задание из рабочей тетради, часть 1, задание №45.

Найдите ошибки:

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям,- то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было пройти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.  Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

Какие ошибки допущены рассказчиком, опишите и исправьте эти ошибки.        Выполняется действие: найти исторические ошибки в тексте, объяснить выделенные ошибки.

      Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые.

На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.

Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.

Практика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения-миниатюры.

Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Практикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Провожу «мозговые штурмы», «исторические суды», «интеллектуальное кафе», «встреча с интересным человеком», интервью и др.

Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию.

Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса, а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.

Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний.

Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.

Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками. Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.

Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.

Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции.

Познавательные универсальные учебные действия – один из четырех блоков, входящих  в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся. Для учителя важно понимать, что их формирование зависит от структурных компонентов, которые для простоты восприятия структурируем в таблицу 1.

Таблица 1 – Классификация составных частей познавательных УУД

Умение

Действие

Сравнивать и выделять

признаки, по которым сравниваются объекты

признаки сходства

признаки различия

главное и второстепенное в изучаемом объекте

существенные признаки объекта

Анализировать

  1. разделять объект на части
  1. располагать части в определенной последовательности
  1. характеризовать части этого объекта

Делать выводы

  1. находить главное в изучаемом явлении или объекте
  1. устанавливать главную причину явления
  1. кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие

Схематизировать

  1. разделять объект на части
  1. располагать части в определенной последовательности
  1. определять связи между частями
  1. оформлять графическое изображение

Таблица 1 указывает, что для того чтобы сформировать умения, учитель должен знать, какие действия они в себя включают. Она является руководством к действию учителя, который в ходе систематической работы должен получить сформированные познавательные универсальные учебные действия, характеризующиеся конкретными умениями.  Это своеобразный инструментарий для проведения диагностики перечисленных умений и их критериев, которая  определяет пути развития и реализации этих составляющих УУД.

  В таблице 2 представлены приемы познавательных УУД и их операционные характеристики.

Таблица 2 – Приемы  и операционные  характеристики  познавательных УУД

УУД

Приемы

Характеристика

  1. Общеучебные универсальные действия

Выделение и формулирование познавательной цели

Самостоятельное действие ученика

поиск и выделение необходимой информации

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

знаково-символические  (моделирование)

преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

структурирование

применение навыков составления схем и таблиц

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

рефлексия способов  и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

смысловое чтение

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

определение основной и второстепенной информации

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

формулирование

проблемы

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  1. Универсальные логические действия

анализ объектов  

выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

Доказательство

синтез

составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

анализ

выделение существенных и несущественных признаков

установление аналогии

выбор оснований и

критериев

сравнения, классификация объектов

подведение под понятия

выведение следствий

выдвижение гипотез

их обоснование

  1. Постановка и решение проблемы

формулирование

проблемы

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Конкретизируем содержание  познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках  истории и обществознания:

- овладение приёмами анализа  исторического события, документов;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение  сравнивать, приводить контрпримеры;

         - постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом;  

- создание на уроках игровых ситуаций, что позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических и обществоведческих фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие, или же понятий, событий,  связанных со сферами общества.   Вопросы в игре не должны быть очень простыми и сложными. Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к глубокому осмыслению темы.

Технологии формирования УУД

Технологии формирования УУД

Основные составляющие технологии

Технологии развивающего обучения

 

Технология  деятельностного метода Л.Г. Петерсон  

Концепция В.В. Давыдова – личностно-ориентированное обучение

Концепция Л.В. Занкова – проблемно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Технологии компетентностного подхода

Технология проектного обучения

Технология критического мышления

Технология «Портфолио»

Технология «Дебаты»

Технология ТРИЗ

Исследовательские методы обучения

Игровые методы обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Технологии системно-деятельностного подхода

Технологии модульно-блочного обучения

Технологии КСО

Технологии лекционно-семинарского обучения

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий, ученики в качестве итоговой работы выполняют такие виды работ:  работа с источником, составление характеристики исторического деятеля, составление простого и сложного плана, «интервью с исторической личностью», работа с картой и др.

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

Таким образом, формирование УУД – это приоритетное направление  в  результатах освоения учебного  предмета  «история».

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают
ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков

Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков           ...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...