Технология проектной деятельности
статья на тему
Метод проектов- особая философия образования! Он уникален - ориентирован на достижение целей самими учащимися. Он эффективен - учащиеся приобретают опыт деятельности. Он универсален -- применяется в учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, это обучение в активной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер
Каждый из нас, как учитель, пытается ответить себе на вопрос: как создать такие условия, чтобы учащиеся, осознав важность задачи, смогли решить ее добывая новые знания самостоятельно!
Как организовать учебный процесс, чтобы ученики сами ставили цели и добивались ее реализации, приобретая опыт ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, САМИ получали РЕЗУЛЬТАТЫ и ДОСТИЖЕНИЯ?
Мы нашли выход: МЕТОД ПРОЕКТОВ – особая философия образования!
Опыт работы в команде, взаимопомощь, умение принять решение и готовности за него ответить.
Он уникален – ориентирован на достижение целей самими учащимися.
КАК ПОЗНАТЬ МИР, КАК ПОЗНАТЬ СЕБЯ И СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ?
БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И АКТИВНЫМ – вот главные показатели успешности образования сегодня.
Он эффективен – учащиеся приобретают опыт деятельности.
Всем нам известна китайская мудрость «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь….»….. Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться. И мы знаем, особенность ФГОСов ООО – их деятельностный характер! (ставит главной задачей развитие личности ученика)
Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению значимой проблемы – это и есть УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ!
И он универсален! Универсальность – применение и в учебной и во внеурочной деятельности.
Таким образом, метод проектов включает в себя обучение в активной форме.
Это такая технология, которая является способом организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение жизненно значимой проблемы.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – педагогическая система (технология), возникшая в начале XX века в США, где первоначально его называли методом проблем.
Авторами и идеологами метода стали Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. В России реализовывался С.Т.Шацким, а затем А.С. Макаренко.
Метод проектов – как «ТЕХНОЛОГИЯ»:
- личностно-ориентированного обучения (развитие личности ученика)
-проблемного обучения (Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы)
- системно-деятельностного подхода ( основа- самостоятельная деятельность);
-групповые и исследовательские методы
Воспитательные технологии во внеурочной деятельности:
Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые методы - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. Изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные
вступать в диалог, задавать вопросы...)
- умение вести дискуссию
- умение отстаивать свою точку зрения
- умение находить компромисс
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. –
Умения работать в сотрудничестве
- умения коллективного планирования
- умение взаимодействовать с любым партнером
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет
- ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ИНИЦИАТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ;
- РАЗВИВАТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, РЕФЛЕКСИВНЫЕ);
- ФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ (УМЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СОПРЯЖЕННЫЕ С ОПЫТОМ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);
- РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРИНЦИП СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ;
- РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ
Типы проектов по виду деятельности
- Практико-ориентированный проект (создается социально-значимый продукт: от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);
- Исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам реального научного исследования;
- Информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- Творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Подчиняется жанру творческой деятельности. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.; Формируются креативные способности
- Ролевой, игровой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остаётся открытым до самого конца. Формируются креативные способности, коммуникативность.
- Социальный проект -- Вся деятельность строится вокруг социльно-значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ:
Получение результата (создание конечного продукта) при учебно-познавательной деятельности….
Внешний результат: можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
ВЫВОДЫ:
Метод проектов:
*развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
*развивает творческие способности и самостоятельность;
*ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
*творческий по своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
*при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
*позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Основные требования к проекту ( ПРОЕКТ- это «Пять П»)
- Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком
- Проектирование (планирование) проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных
- Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта
- Продукт является конкретным результатом проекта
- Презентация продукта и защита самого проекта
- Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)
Виды презентаций
- Научный доклад
- Деловая игра
- Демонстрация видеофильма
- Экскурсия
- Телепередача
- Научная конференция
- Инсценировка
- Театрализация
- Игры с залом
- Защита на учёном совете
- Диалог исторических или литературных персонажей
- Спортивная игра
- Спектакль
- Путешествие
- Реклама
- Пресс-конференция и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-35452-1362156711.jpg)
Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-325559-1382809692.jpg)
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."
Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375119-1389273295.jpg)
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-713637-1478594238.jpg)
Технология проектной деятельности - проектные задачи
В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-263320-1699385571.jpg)
Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”
Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-200545-1385992391.jpg)
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...