Технология проектной деятельности
статья на тему

Иванова Наталья Львовна

Метод проектов- особая философия образования! Он уникален - ориентирован на достижение целей самими учащимися. Он эффективен - учащиеся приобретают опыт деятельности. Он универсален -- применяется в учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, это обучение в активной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер

Каждый из нас, как учитель, пытается ответить себе на вопрос: как создать такие условия, чтобы учащиеся, осознав важность задачи, смогли решить ее добывая новые знания самостоятельно!

Как организовать учебный процесс, чтобы ученики сами ставили цели и добивались ее реализации, приобретая опыт ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  САМИ получали  РЕЗУЛЬТАТЫ и ДОСТИЖЕНИЯ?

Мы нашли выход: МЕТОД ПРОЕКТОВ – особая философия образования!

Опыт работы в команде, взаимопомощь, умение принять решение и готовности за него ответить.

Он уникален – ориентирован на достижение целей самими учащимися.

КАК ПОЗНАТЬ МИР, КАК ПОЗНАТЬ СЕБЯ И СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ?

БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И АКТИВНЫМ – вот главные показатели успешности образования сегодня.

Он эффективен – учащиеся приобретают опыт деятельности.

Всем нам известна китайская  мудрость «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь….»…..     Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться. И мы знаем, особенность ФГОСов ООО – их деятельностный характер! (ставит главной задачей развитие личности ученика)

Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению значимой проблемы – это и есть УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ!

  И он универсален! Универсальность – применение и в учебной и во внеурочной деятельности.

Таким образом, метод проектов включает в себя обучение в активной форме.

Это такая технология, которая является способом организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение жизненно значимой проблемы.

МЕТОД  ПРОЕКТОВ –  педагогическая система (технология), возникшая  в начале XX века в  США, где первоначально его называли методом проблем.
Авторами и идеологами метода стали Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик.  В России реализовывался  С.Т.Шацким, а затем А.С. Макаренко.
Метод проектов –  как «ТЕХНОЛОГИЯ»:

- личностно-ориентированного обучения (развитие личности ученика)

-проблемного обучения (Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы)

- системно-деятельностного подхода ( основа- самостоятельная деятельность);

-групповые и исследовательские методы

Воспитательные технологии во внеурочной деятельности:

Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые методы -  умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. Изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные

вступать в диалог, задавать вопросы...)
- умение вести дискуссию
- умение отстаивать свою точку зрения
- умение находить компромисс
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
 –

Умения работать в сотрудничестве

- умения коллективного планирования
- умение взаимодействовать с любым партнером
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет
- ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ИНИЦИАТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ;
- РАЗВИВАТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, РЕФЛЕКСИВНЫЕ);
- ФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ (УМЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СОПРЯЖЕННЫЕ С ОПЫТОМ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);
- РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРИНЦИП СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ;
- РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ

Типы проектов по виду деятельности

  • Практико-ориентированный проект (создается социально-значимый продукт: от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);
  • Исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам реального научного исследования;
  • Информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • Творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Подчиняется жанру творческой деятельности. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.; Формируются креативные способности
  • Ролевой, игровой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остаётся открытым до самого конца. Формируются креативные способности, коммуникативность.
  • Социальный проект -- Вся деятельность строится вокруг социльно-значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ:

Получение результата (создание конечного продукта)  при учебно-познавательной деятельности….

Внешний результат: можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

ВЫВОДЫ:

Метод проектов:
*развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
*развивает творческие способности и самостоятельность;
*ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
*творческий по своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
*при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
*позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Основные требования к проекту ( ПРОЕКТ- это «Пять П»)

  1. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком
  2. Проектирование (планирование) проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков  и ответственных
  3. Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта
  4. Продукт является конкретным результатом проекта
  5. Презентация продукта и защита самого проекта
  6. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)

Виды презентаций

  • Научный доклад
  • Деловая игра
  • Демонстрация видеофильма
  • Экскурсия
  • Телепередача
  • Научная конференция
  • Инсценировка
  • Театрализация
  • Игры с залом
  • Защита на учёном совете
  • Диалог исторических или литературных персонажей
  • Спортивная игра
  • Спектакль
  • Путешествие
  • Реклама
  • Пресс-конференция и т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»

   Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...