Внеурочное занятие в младшем и среднем звене
материал по музыке по теме

Гашова Анна Юрьевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочка 5 класс26.19 КБ
Файл Внеурочка 7 класс24.03 КБ
Файл Внеурочка 2 класс67.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 06.03.17                                                                                                                                              Учитель:Фомина.И.В.

Класс: 5                                                                                                                                                     Студентка:Гашова Анна

Школа:2

                                                                          Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель деятельности: познакомить с русским свадебным обрядом и особенностями его музыкального сопровождения,

продолжить формировать представления о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского творчества.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен.

Уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов .

Формировать умение анализа музыкального произведения.

Метапредметные:

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства.

Личностные:

Обобщить представления об особенностях мелодического и интонационного строения русских народных песен.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3

5.

6.

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Раскрытие темы занятия

Слушание

Пение

Подведение итогов

Подведение итогов

T

3

7

15

10

5

3

 

3.

Содержание урока. Деятельность учителя.

 Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего занятия «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композитора»,запишим эту тему в тетради.Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

Ребята а кто может сказать что значит фольклор?(народное творчество, чаще всего устное.)А музыкальный фольклор?
(Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.) Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
(Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.)
-О чем же они нам рассказывают?
(О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.)
Все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами. Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе.

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. Мнение молодых людей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.Свадьба – не только личный, но и общественный праздник, именно публичностью регистрировался брак. До принятия христианства на Руси свадебные обряды – единственное подтверждение брака. Свадьба, известная нам, сложилась в XIII – XIV веках, в начале XVI века свадьба игралась по строго установленному чину. Словосочетание «сыграть свадьбу» донесло до наших времён отношение к этому обряду как к серьёзной игре. Главное действующее лицо в ней – невеста. Свадебная игра длилась несколько дней и начиналась со сватовства. Уже в первые моменты свадебной игры начинали звучать свадебные песни.Свадьба состояла из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, девичник, расплетение косы, собственно день свадьбы с застольем и послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил. Для девушки свадьба – всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью – в семью мужа, Это начало новой, неизвестной жизни, уход в чужой мир, и потому свадебные обряды были в чём-то близки похоронным.

Это, собственно, и определило такой жанр свадебных песен как причитания. Перед прощанием или в ходе прощания, семья девушки и невеста поют о счастливом времени, с которым приходится расставаться, и о грустной разлуке, которая наступает. В свадебных причитаниях невеста не только выражает свои переживания по поводу окончания «вольной» девичьей жизни, но и исполняет определённую обрядовую роль.Чтобы вы прочувствовали характер свадебного причитания, давайте послушаем русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно» а вы подумайте какое настроение передает эта музыка?(тревожный, взволнованный,напряжённый)

Какое впечатление произвела на вас песня?В песне мать и дочь как бы разговаривают т.е. песня построена в форме диалога
А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
(В теме матери слышно переживание, призыв к  покорности, смирению с безысходной ситуацией в теме дочери звучит тревога, драма)   В песне мать и дочь как бы разговаривают,песня построена в форме диалога звучит смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда.Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.Рассмотрим некоторые их них.Откройте страницу 31.Что вы видите на этих картинах? Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

М. И. Глинка для оперы «Иван Сусанин» сочинил музыку в духе народной песни. Хор девушек «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» в опере «Иван Сусанин» несет в себе свет, безмятежность, оттеняя один из самых драматических моментов оперы. Он помогает почувствовать трагический смысл происходящего, пережить напряженность развертывающегося на сцене действия: увели враги Ивана Сусанина – отца Антониды. Не вернется он больше в дом.

Сейчас мы послушаем произведение «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам». Скажите, какое настроение передает это произведение?

- Какой хор исполняет?(свадебный хор девушек)
-Что чувствовали и переживали девушки ?
-Какие чувства и настроение у вас вызвало это произведение ? Почему ?

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…»и мелодией в народном стиле «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. Удалось ли Глинке изобразить народную песню?Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. Cуществует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

Ребята а почему очень важно знать обычаи нашей родины,как называется страна в которой мы живем? Как настоящие русские люди мы должны знать много песен про неё,и сегодня мы разучим одну из них,называется она «Мы дети твои-Россия

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ,дирижерский жест.

Скачки ч4,ч5

 Звуковысотный показ.собственный показ

О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший  старинный русский обряд?
Что можно сказать о репертуаре этого ансамбля?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!

               

УУД

Р:Организовать  свое рабочее место под руководством учителя.

Л:Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Принимают и решают поставленную задачу.

К:Учавствуют в  учебном диалоге.

Понимать  жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь:

Различать музыкальные образы в вокальной музыке.                             

Формирование способности вступать в контакт,высказывать свою точку зрения,слушать и понимать точку зрения собеседника.



Предварительный просмотр:

Дата: 10.03.17                                                                                                                 Учитель : Фомина И.В.

Класс: 7в                                                                                                                            Студента:Гашова Анна                                              

Школа: 2                                                                                                                        

                                               

                                                   Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия: «Старинной песни мир»

Цель деятельности: Знакомство с творчеством Ф. Шуберта.

Планируемые результаты:

Предметные:

Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки .

формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь»  

Исполнение песни «Мы дети твои-Россия»

Метапредметные:

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Личностные:

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей  музыкального искусства .

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3

4.

5.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Раскрытие темы занятия

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

15

10

5

2

 

Содержание занятия.Деятельность учителя

Здравствуйте ребята! Ребята послушайте отрывок из произведения,и вспомните ,кто композитор?(слушают отрывок из "Аве Мария") Ребята, кто из вас слышал эту музыку? Может быть, кто-то знает ее автора?Это звучало одно из самых известных произведений австрийского композитора Франца Шуберта.Ребята,подумайте о чем мы сегодня будем разговаривать,прослушав эпигроф нашего сегоднешнего урока:

 Я пел песни и пел их много, много лет.

Когда я пел о любви, она приносила мне страдания,

Когда я пел о страдании - оно превращалось в любовь.

Так любовь и страдание раздирало мне душу.

Ф.Шуберт .Сегодня на уроке мы поговорим об этом замечательном композиторе и его произведениях, а конкретно песнях

Давайте вспомним, что такое песня? (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). Песни бывают не только со словами, но и без слов. Например, баркарола – это песня лодочника, но часто композиторы пишут баркаролы без слов.

Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения. Ответить на этот вопрос мы сможем после ознакомления с жизнью Шуберта.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтенталь в семье школьного учителя. Музыка в их семье занимала очень важное место. Обучаться музыке Шуберт начал с 8 лет. Мальчик обладал не только абсолютным слухом, но и голосом. Он пел в церковном хоре. Свое первое произведение Шуберт сочинил в 13 лет

Ф. Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т.д. Но главное место в творчестве композитора занимал жанр песни (около 600).Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.

Франца отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности, большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми называли «шубертиадами».

Композитор очень чутко относился к теме и подбору стихов для своих песен, обращал внимание на музыкальность стиха. Стихотворение И.В.Гёте "Лесной царь"настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню - балладу "Лесной царь"на немецком языке в исполнении Фишер-Дискау. Ребята,а кто нибудь знает что такое баллада?Откройте учебники на стр.42,найдите это определение.Баллада-это вокальная или инструментальная пьесаромантического характера.Сейчас вы послушаете эту балладу,попробуйте, не понимая текста (если не учили немецкий язык) определить на эмоциональном уровне, что происходит в этом произведении (волнение или покой, радость или страх и т. п.) сколько действующих лиц (4), назовите исполнителя (мужской голос) и особое внимание уделите аккомпанементу (фортепиано).Какой ритм в аккомпонементе и какие события больше подходят к этому произведению?(Драмматургические или лирические)Было ощущение ,что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре.А какой голос исполнял вокальную партию? (бас)что ещё раз говорит о трагических событиях. Вокальная мелодия повторяется, но каждый звучит иначе интонационно.Теперь прослушайте балладу "Лесной царь"на русском языке и после чего вы назовёте действующих лиц и убедитесь насколько вы были правы в своих ощущениях. И самое важное - определите главный образ всего произведения -Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Какие интонации у действующих лиц? Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный, внутреннее беспокойство; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, затеммрачная, злая и даже яростная.Ребята какое чувство у вас осталось от услышанного произведения? (волнение, страх, тревога).Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Какой же образ окутывает всё произведение, является главным, даёт основную эмоциональную окраску? (образ Лесного царя).Кто услышал о чем поется в балладе?О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. А как вы думаете, что завуалировано в образе Лесного царя? (образ смерти)

Как видим, в балладе нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением чувств главных действующих лиц.А если бы вы были композиторами,какую оконцовку придумали бы вы?

Сейчас песни уже другие, современные, не похожие на классические песни. Но темы остаются те же. Шуберт очень любил свою родину.А для нас что такое родина? Как патриоты своей страны мы должны знать хотя бы одну песню про Россию.Сегодня мы исполним песню «Мы дети твои-Россия»

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ,дирижерский жест.

Скачки ч4,ч5

Снятие дирижерским жестом.Обьяснение,собственный показ

 

О каком композиторе мы сегодня разговаривали?Какое произведение слушали?На стихотворение какого поэта оно было написано?С каким жанром мы сегодня познакомились?

               

УУД

Р:Организовать  свое рабочее место под руководством учителя.

Л:Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Принимают и решают поставленную задачу.

К:Учавствуют в  учебном диалоге.

Понимать  жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь:

Различать музыкальные образы в вокальной музыке.                           

Формирование способности вступать в контакт,высказывать свою точку зрения,слушать и понимать точку зрения собеседника.



Предварительный просмотр:

Дата: 14.03.17                                                                                                             Учитель школы: Фомина И.В.

Класс:  2                                                                                                                                 Студентка: Гашова Анна                                                                                                                

Кабинет: 302                                                                                                                          

Школа: 2                                                                                                                          

                                                                                                                                                 

                                                                  Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия: «Музыкальная шкатулка»

Цель деятельности: Познакомить детей с понятием «классическая музыка», именами композиторов — классиков обобщение знаний о театре, как синтетическом виде искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обощить первоначальные сведения о музыкальных инструментах — барабане и скрипке, величайших мастерах — создателях скрипки — Амати и Страдивари 

Метапредметные:

Развитие интереса к музыкальному творчеству

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Личностные:

Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, композиторов.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать интерес к музыкальной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

4.

6

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Раскрытие темы занятия

Подведение итогов

T

7

25

3

5

Содержание урока. Деятельность учителя.

Ребята, расшифруйте, пожалуйста, название занятия. Выписав все буквы, на которые указывают стрелки, поделите их на слова.

http://ped-kopilka.ru/images/147(2).jpg

(«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА».)

Музыка — один из видов искусства. Давайте вспомним, какие еще виды искусства вы знаете. При помощи музыкальных инструментов люди научились выражать свои чувства. Так, например, труба умеет радостно возвещать о победе, барабан — звать в дорогу, саксафон — настраивать на романтический лад, пробуждать нежность, без веселых звуков баяна или гармони не обходится ни один деревенский праздник, а скрипке подвластны все человеческие чувства, недаром ее называют «Королева музыки» Вы наверняка не раз слышали выражение «классическая музыка». Что же это за музыка такая? Слово «классика» в переводе с латинского означает «образцовый». Значит, классическая музыка — та, которая является образцом, примером. Это музыка, написанная давно, выдержавшая испытание временем и не переставшая нравиться людям. Классической музыкой, классикой становятся очень немногие произведения из всех написанных когда-то. Что-то из современной музыки (написанной в наши дни) тоже, возможно, станет классикой, но чтобы это узнать, должно пройти время.

В каждом виде искусства есть свои классики — лучшие представители. Так, например, лучшими композиторами прошлого — классиками — являются Бетховен, Моцарт, Бах, Гайдн... А каких русских композиторов классиков вы знаете? (Ответы детей.) Существует многообразие музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные. Например, к духовым относятся орган и саксафон, к ударным — бубен и барабан, к струнным — скрипка, балалайка, гитара, гусли, рояль.

Кто и когда изобрел первый музыкальный инструмент, сейчас уже никто не скажет — так давно это было. Но ученые сходятся во мнении, что самым первым инструментом, который придумал человек для извлечения из него звуков, был барабан.

Барабан — незаменимый участник военных походов, народных праздников, торжественных церемоний.

«Королевой музыки» называют скрипку. Это красивейший, совершенный по форме струнный инструмент, издающий нежные, выразительные звуки.

Впервые скрипка появилась в Индии очень давно, но с тех пор не раз изменялась ее форма, звучание и размер. Лучше всех научились делать этот инструмент в Италии. Самой известной семьей мастеров-создателей скрипки была семья Амати. Долгое время считалось, что никто не сможет превзойти этих мастеров, создать скрипку более мелодичную и нежную по звучанию. Но у Никколо Амати был талантливый ученик, которому удалось приблизить звук этого инструмента к тембру (окраске) человеческого голоса. Звали этого величайшего мастера Антонио Страдивари.А сейчас давайте поиграем в игру «Угадайка»

Сейчас будут звучать инструменты,а на слайдах фотографии звучащих инструментов ,ваша задача услышать и понять какой инструмент духовой а какой нет.(флейта, орган, скрипка, кларнет.)

Молодцы ребята,следующее задание;На слайдах изображены виды музыкальных произведений, одно лишнее и не относится к музыкальным произведениям,скажите под какой цифрой лишнее? ( на слайде:песня, опера, балет, пейзаж.)

И последнее задание,вы должны по некоторым словам и подводкам ,догадаться о какой песни идет речь,как называется?

  1. В этой песне земноводное съело насекомое. («В траве сидел кузнечик».)
  2.  В какой песне можно повторить таблицу умножения? («Дважды два — четыре».)
  3. В этой песне говорится о преобразовании пасмурной погоды в ясную благодаря некоторому изменению мимических мышц. («От улыбки хмурый день светлей»
  4. В этой песне говорится о том, что лучшее, конечно, впереди. («Голубой вагон»)
  5. Эта песня об ученике, который ничего не проходил и которому ничего не задавали. («Антошка».)

Молодцы ребята,справились со всеми заданиями!

На этой веселой ноте занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...». «Мне понравилось…»

«Я хотел(а) бы..» Спасибо вам за урок,до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми младшего и среднего звена по формированию технико-тактических навыков игры в мини-футбол.

Данный материал является обобщением опыта физкультурно-оздоровительной работы, одним из направлений которой является развитие мини-футбола. ...

Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла.

"Природоведение»  продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физичес...

Занятие Школы актива для среднего звена "Игра собирает друзей"

Конспект занятия Школы актива для среднего звена...

Занятие с группой учащихся среднего звена "Могу ли я отстоять своё мнение"

Материал для работы с группой учащихся социальному педагогу, классному руководителю...

Сценарий Новогодней елки для младшего и среднего звена

Сценарий Новогоднего представления "Новогодние приключения трех поросят" можно использовать для проведения утренника в детском саду и детского представления в школе...