Выступление на ШМО кл руководителей
материал на тему
Выступление на ШМО кл руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kanikulyarnogo_vremeni.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ура! Каникулы!!!»
Программа
«Организация каникулярного времени школьников как средства
социализации детей и подростков»
Разработала: Рогачевская Г.В. руководитель ШМО кл.рук. |
2016г.
Содержание:
2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность 6
3. Педагогическая технология 8
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность деятельности 19
Раздел 1
Информационный
1.Тема опыта: «Организация каникулярного времени школьников как средство социализации детей и подростков».
2. Опыт работы представлен следующими материалами:
- Комплексная программа «Ура! Каникулы!»
- Игровой алгоритм программы;
- Программа «Летней оздоровительной кампании»;
- Программа подготовки и участия юношей 10 класса в военных
сборах старшеклассников на базе военного городка;
- Программа организации экологической деятельности школы во время каникул;
- Программа организации спортивной деятельности школы во время каникул;
- Организация работы летнего трудового отряда школьников, созданного на базе городского «Центра занятости»;
- Сценарии мероприятий детского оздоровительного лагеря «Радостания»;
- Социальный проект «Школьный дворик»;
- Материалы, размещенные в СМИ;
3. Степень новизны опыта:
Данный опыт работы направлен на усовершенствование содержания деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков и применение новых педагогических технологий.
4. Способ получения нового:
Новизна представленного опыта раскрывается через усовершенствование отдельных сторон педагогического труда, комбинацию элементов современных методик, эвристику.
5. Содержательно-целевая направленность опыта:
Опыт направлен на поиск новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности МОУ «Темп» по организации каникулярного отдыха детей и подростков, связан с содержанием образования, педагогическими технологиями, методической работой.
6. Длительность функционирования опыта:4 года
Раздел II
Технологический
1. Актуальность опыта
В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.
Понятие «Каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях. Следуя определению В.И.Даля, каникулами надо было называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». В XX столетии слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив основную характеристику: это время, когда у детей нет занятий в учебных заведениях общего среднего или профессионального образования.
Но школы в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. МБУ СОШ № 48 имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В школе накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности в период каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.
Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.
Сложные социально-экономические и политические перемены, происходящие в стране, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности.
Цель работы педколлектива школы в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Задачи:
- создать необходимые условия для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков;
- совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение и программно-методическое обеспечение по вопросам организации каникулярного отдыха;
- организовать мониторинг деятельности школы в каникулярное время.
Ожидаемые результаты:
- расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия
- осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
- реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
- профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений;
- развитие и укрепление материальной базы учреждения.
2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность
Анализируя практику деятельности нашего учреждения дополнительного образования детей, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:
- оздоровительная;
- развлекательная;
- игровая;
- образовательная;
- трудовая.
В полной мере реализовать указанные виды деятельности в МОУ «Темп» позволяют следующие условия:
- Месторасположение (школа № 3, парковая зона, городской ДК, районная библиотека, городской краеведческий музей);
- Благоприятное экологическое окружение;
- Высокопрофессиональный кадровый состав;
- Достаточная материальная база (кабинеты для деятельности отрядов, игровые комнаты, актовый зал, кабинеты для работы творческих объединений, спортинвентарь).
Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:
- постоянный поиск совершенствования форм и содержания деятельности отдыха, оздоровления и занятости детей;
- модернизация программно-методического обеспечения на интерактивной основе;
- формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;
- создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.
Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:
- Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
- Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучении, воспитание, развитие).
- Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип творческого сотрудничества.
3. Педагогическая технология
Организация каникулярного отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности МБУ СОШ № 48.
Возможности школы способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:
- дополнительную учебу по личной инициативе;
- общественную деятельность;
- углубленное знакомство с ценностями культуры;
- техническое творчество;
- труд по желанию и оплачиваемая работа;
- прикладной труд;
- художественное самодеятельное творчество;
- спорт и физическая культура;
- общение с природой и экологические занятия;
- общение по интересам, любительские занятия, игры.
Используя многолетний опыт организации каникулярного отдыха детей, мы организуем и проводим деятельность по следующим направлениям:
- нормативно - правовое и информационное обеспечение;
- программно-методическое обеспечение каникулярного отдыха;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое и финансовое обеспечение;
- организация контроля.
В ходе реализации данных направлений выполнялись мероприятия:
- педагогический совет учреждения по вопросам организации каникулярного отдыха детей;
- участие в районном семинаре организаторов летнего отдыха детей;
- участие в районном семинаре по организации летнего оздоровления;
- разработка и утверждение программы деятельности трудовых отрядов, организованных на базе городского «Центра занятости»;
- подбор кадров из числа педагогов и учащихся;
- инструктаж по соблюдению правил техники безопасности и охране жизни и здоровья детей;
- разработка мероприятий по оздоровлению;
- заключение договоров по обеспечению жизнедеятельности школы в каникулярный период, по оздоровлению детей из малообеспеченных семей, по организации рабочих мест для несовершеннолетних с ЦЗН г. Нижнеудинска;
- вовлечение детей в летние экологические формирования.
Работа педагогического коллектива направлена на решение следующих задач:
- создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью неформального общения и участия во всех видах практической творческой деятельности;
- укрепить физическое и психическое здоровье детей, используя разнообразные формы организации оздоровления.
В дни школьных каникул МБУ СОШ № 48 работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными мероприятиями. В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.
Циклограмма программы «Каникулы»
В основе организации каникулярного отдыха детей и подростков лежит вариативно-программный подход.
Вариативно-программный подход – это предоставление детям и подросткам возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Так учителя и педагоги дополнительного образования, работающие в летнем оздоровительном лагере «Радостания» реализуют образовательные программы различной направленности, в которой дети знакомятся с основами той или иной деятельности. В условиях летнего оздоровительного периода ребенок может реализовать свои интересы и потребности даже по нескольким программам.
Многообразие программ - подтверждение профессионализма педагогического коллектива, так как свидетельствует о возможности удовлетворения широкого круга интересов детей и подростков, реализуемых в деятельности отрядов, творческих объединений. Содержание каждой программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков, позволяющих ему быть успешным в деятельности и авторитетным среди сверстников и взрослых.
В сферу организации деятельности в каникулярное время также включены многие учреждения социального комплекса: образовательные учреждения, библиотека, краеведческий музей, кинотеатр и т.д. Более 500 человек (детей из различных социальных групп и взрослых) становятся участниками программы «УРА! Каникулы!».
В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 4 этапа:
I этап - осенние каникулы
Традиционной формой работы в осенние каникулы стали: спортивно – массовые мероприятия для старшеклассников, учащихся среднего звена, младших школьников. Мероприятия по подготовке учащихся к муниципальному этапу ВОШ и реализация программы туристско-краеведческой и экологической деятельности
II этап - зимние каникулы
Во время зимних каникул открывает свои двери Школа «Психология семейных отношений», участниками которой становятся старшеклассники школы. В ходе проведения занятий в школе решаются задачи по воспитанию ответственного родительства, формированию ответственного поведения и пропаганде здорового образа жизни.
Программа «Школы будущих родителей» выделяет четыре этапа в жизни молодого человека, которые носят названия: «Я взрослею», «Я влюбляюсь», «Я женюсь» и «У вас будет ребенок».
Разнообразные формы организации в мастерских школы: интерактивные игры, тренинги, мастер – классы, ток-шоу, мозговые штурмы позволяют сделать каждый день ярким, запоминающимся. В работе Школы «Психология семейных отношений» принимают участие педагоги МБУ СОШ № 48 и специалисты в самых разных областях деятельности: юристы, медики,
парикмахеры, косметолог, фотограф, стилист, парикмахер, психологи центра психологической диагностики и коррекции, специалист центра социальной поддержки семьи и детей.
В Школе «Психология семейных отношений» подростки не только учатся, но и общаются со сверстниками, отлично проводят свое свободное время, так как одной из задач этих мероприятий является совершенствование досуговой деятельности подростков во время каникул. В последний день работы Школы каждый участник получает свидетельство.
В период зимних каникул стали традиционными:
- конкурс совместных мероприятий детей и родителей всех классов школы;
- новогодние праздники для учащихся всех классов;
- «Рождественские посиделки»;
- новогодние спектакли театрального коллектива школы;
- участие детей в школьном конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку, в 2013 – 2014 году прошел конкурс «Елка своими руками»
Оформление школы, декорации – все это результат работы классных коллективов.
III этап – весенние каникулы
Во время весенних каникул продолжается работа педагогического коллектива по вовлечению учащихся школы в исследовательскую деятельность. В течение марта месяца в школе проходят конференции для старшеклассников «В мир поиска, в мир, в мир науки!», Исследователь природы», для младших школьников «Первые шаги в науку». Победители школьных конференций становятся участниками муниципальных конференций. Участвуют в региональных предметных олимпиадах «Географический олимп», «Лучший биолог», проводимых ИГУ и БГУЭП. Принимают участие в конкурсах, организованных для учащихся в рамках областного форума «Образование Приангарья». А также реализуется программа по профориентации «Открытые двери». Происходят встречи старшеклассников с педагогами и студентами ПЛ – 7, СПТУ – 48, «Перспективы». Организуются выезды старшеклассников в г. Иркутск, Красноярск на ярмарку учебных заведений области и края.
IV этап - летние каникулы
Летние каникулы занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени МБУ СОШ № 48 и по продолжительности и по оздоровительно-образовательному потенциалу.
Формы организации работы с детьми в летний период:
- Школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания
«Радостания».
- Работа трудовых отрядов «Школа добра», созданных на базе ГЦЗ.
- Участие школьников в городских массовых мероприятиях
по благоустройству и озеленению города.
- Реализация социального проекта «Школьный дворик».
- Реализация программы экологического воспитания учащихся
школы.
- Военные сборы для учащихся – юношей.
- .Организация выезда учащихся школы в экологический лагерь
«Ольхон» на Байкале.
- Участие обучающихся школы № 48 в работе муниципального
лагеря труда и отдыха «Пчелка» СЮН.
- Участие обучающихся школы в Международном конкурсе
«Эрудиты планеты».
- Участие обучающихся школы во Всероссийском лагере «Эврика» Малой Академии наук Обнинска.
Игровой алгоритм лета
Игровая деятельность в организации работы с детьми в летний период не случайно является ведущей. Среди других видов деятельности игру выделяет наибольшая привлекательность для большинства детей, так для них это природосообразная, естественная деятельность, изначально мотивированная. Игра ребенка - это праздник.
Говоря о значимости игрового алгоритма в организации деятельности детей в летний период, нужно отметить, что наиболее значима только та деятельность, которая наиболее привлекательна для большинства детей.
Причем очень важно, чтобы выбранная деятельность была органически свойственная природе конкретного учреждения, а не взята напрокат «со стороны» только потому, что это, хорошо получается у других.
Выбор игровых моделей обоснован тем, что в нашем центре имеются все условия для реализации полидеятельности игры:
- творческий коллектив педагогов разнообразного профиля;
- наличие материально-технической базы;
- достаточное методическое обеспечение игрового процесса.
Нам удалось создать такие игровые модели, которые позволили детям наиболее полно реализоваться.
Игровой алгоритм «Созвездие игры» представляет собой длительную комплексную игру, состоящую из ряда разнообразных творческих занятий, действий, игровых программ и праздников.
Цель алгоритма: сплочение детского коллектива в совместной творческой деятельности.
В начале смены ребятам предлагается найти клад, но для успешных поисков необходимо знать подсказки, координаты нахождения «сокровищ». Эти подсказки дети добывают в течение всей смены.
Игра важна в развитии ребенка. Игровая ситуация позволяет раскрыться порой еще нереализованным способностям и задаткам личности, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» (Я. Корчак)
Так игровой алгоритм программы «Дорогою добра» направлен на воспитание отзывчивости, сострадания, потребности помогать другим и на создание условий для формирования новых дружеских связей и взаимоотношений детей.
Целью данного алгоритма является создание благоприятных условий для содержательного отдыха, оздоровления детей через разнообразные виды работы, для формирования у детей и подростков позитивных жизненных установок.
Игровой проект программы «Радостания ТВ» направлен на создание творческой атмосферы, воспитание потребности помогать друг другу, на создание условий для формирования новых дружеских связей и взаимоотношений детей.
Цель этой длительной игры - через мероприятия, проходящие в форме известных телевизионных программ, помочь ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, создать для него ситуацию успеха и подарить ему «Минуту славы».
На время проекта актовый зал или летняя концертная площадка превращаются в «телевизионную студию», мероприятия становятся «телевизионными программами».
Но самое главное, самое яркое мероприятие во всех «телевизионных сезонах»- это «Минута славы», на котором ребёнок может показать то, что он умеет делать лучше других, или то, чему он научился на «Темп ТВ».
Игровой алгоритм «Я живу в Нижнеудинске» был разработан и реализован в год празднования 365-летнего юбилея родного города и позволил детям прожить период летнего отдыха, полный радости, творчества и успеха, помог ощутить себя настоящим жителем своего города, активным гражданином своей страны.
Традиционные городские мероприятия:
- праздник, посвященный Международному Дню защиты детей;
- Праздник, посвященный «Дню России»
Интересен опыт по воспитанию на традициях народной культуры. Это фольклорно - игровые программы:
- «Осенние посиделки»;
- «Мисс - Весна»;
- «Красная горка»;
Оздоровительная работа в летний период
Одна из главнейших задач каникулярного периода - оздоровление детей. Спортивные состязания способствовали восстановлению физического здоровья детей после учебного года и являются одним из пунктов реализации программы «Здоровье».
Программа по оздоровлению реализуется полностью, что подтверждено высоким процентом оздоровления детей (свыше 80%). Утренняя зарядка на свежем воздухе, подвижные игры, воздушные и солнечные ванны, туристические походы, сбалансированное качественное питание – неполный перечень оздоравливающих процедур в течение лета. Дети питались полноценно и разнообразно.
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность деятельности
С учетом приоритетных направлений развития Российского образования педагогический коллектив МБУ СОШ № 48 видит в рамках реализации программы «Ура! Каникулы!» следующие ориентиры:
- полноценное проживание каждым ребенком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;
- использование каникул для позитивной социализации детей и подростков, их физического, интеллектуального и нравственного развития;
- сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей, подростков и педагогов.
Наибольшую эффективность деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков обеспечивают:
1. Материально - технические условия:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительской платы, спонсорской помощи;
б) наличие спортивных залов, актового и тренажерного залов, игровой и спортивной площадок, спортивный и игровой инвентарь.
2. Кадровые условия.
В реализации программы участвуют:
- начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- заместитель начальника лагеря – отвечает за работу педагогов –
воспитателей;
- педагоги-воспитатели – организуют работу отрядов;
- отрядные вожатые, из числа старшеклассников – помощники воспитателей;
- спортинструктор – организует спортивно-оздоровительную работу;
- музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия;
- педагоги дополнительного образования – ведут кружковую работу.
3. Педагогические условия:
- соответствие направления и формирования работы целям и задачам,
- создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятиях;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов.
5. Результативность опыта
Результативность деятельности МБУ СОШ № 48 по организации каникулярного отдыха детей и подростков систематически отслеживается через сбор информации и диагностику.
Главный показатель результативности работы – личностный рост детей и подростков, который выражается в:
- приобретении новых знаний и умений (71%);
- развитии личностных качеств и способностей (69%);
- развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому (-61%);
- положительном отношении к социально-значимой деятельности (76%).
По итогам организации каникулярного времени детей и подростков можно выделить следующие результаты:
2012 – 2013 учебный год
- школа – лауреат областного конкурса «Лучшая летняя оздоровительная кампания», конкурсе по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
По данным медицинского наблюдения за ходом деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радостания»: процент оздоровления детей за прошедшие 3 года остается стабильно высоким - свыше 80%, что свидетельствует об оптимальных условиях и качественной реализации программы «Здоровье».
Раздел III
Внедренческий
Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Опыт работы обобщен в муниципальном образовательном учреждении МБУ СОШ № 48 и ИПКРОИО. Данный опыт может быть использован образовательными учреждениями в работе с детьми и подростками полностью или фрагментально.
Положительные результаты в организации каникулярного отдыха детей и подростков возможны при совместной работе образовательных учреждений, специалистов различных областей, использовании инфраструктур города.
Главная идея опыта – создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности.
Опыт работы был представлен на методических мероприятиях
Год | Методические мероприятия |
2012 - 2014 | Участие в семинаре организаторов каникулярного отдыха детей муниципального района -подготовка и проведение презентации работы по организации каникулярного отдыха детей в школе на августовской конференции учителей района; - выступления педагогов из опыта работы по организации каникулярного отдыха детей и подростков; - участие в методической выставке «Вот оно какое, наше лето!» в рамках педагогической конференции; - фотовыставка о летнем отдыхе учащихся школы. - участие в областном конкурсе «Лучшая летняя оздоровительная кампания», конкурсе по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; |
Таким образом, сложившаяся система работы хорошо вписывается в учебный и воспитательный процесс, поскольку она построена в соответствии с современными подходами к обучению и воспитанию детей, направлена на создание необходимых условий для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков, формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении.
Заключение
Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за время учебы напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Система организации каникулярного отдыха детей и подростков МБУ СОШ № 48 отвечает реалиям сегодняшнего дня и выделяет приоритеты: развитие детей, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка.
Ценность системы организации каникулярного отдыха детей и подростков МБУ СОШ № 48 состоит в том, что созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их физического и психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Разнообразие деятельности педколлектива позволяет организовать интересный и многоплановый отдых детей в каникулярный период.
Мы призваны организовать взаимодействие ребенка с миром, включить его в общение, в разнообразную значимую для него деятельность на основе выбора и осмысления происходящего.
Хорошим подтверждением этого являются слова Ш.А. Амоношвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Наша педагогическая проза – неутомимая забота о ребенке в ту часть времени года, когда занятия в школе не проводятся и когда у детей по законному праву должна быть долгожданная пора «отдохновения».
Использованная литература:
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.
- Башлий Е.В. Игровая методика как одна из форм активных методов обучения. // Дополнительное образование. № 4, 2004.
- Барканов С.В. Педагогическая проза о лете. // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.
- Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 4, 2003.
- Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 2, 2008.
- Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 1997.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Высшая школа, 2002.
- Детская психодиагностика и профориентация. / Под редакцией Столяренко Л.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 1999.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно – методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: Сюжетно – ролевая игра. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1988.
- Летний отдых детей. Работа клубов по месту жительства для подростков. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 1, 2005.
- Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СП/б: Каро, 2006.
- Мордасова Н.С. Тропами истории // Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2004.
- Метик Н.В., Константинова Т.В. От проектирования смены - к моделированию жизни // Дополнительное образование и воспитание, 2004, № 1.
- Общая психология. /Под редакцией Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1991.
- Педагогика. / Под редакцией В.А. Сластёнина – М.: Школа – пресс, 2000.
- ПедСовет. Газета для учителей начальной школы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008 г.
- Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
- Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Школьные Игры и Конкурсы. Приложение к газете «ПедСовет». М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2007.
- Шмаков С.А. Идеология каникул: смысл и значение.
// Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.
Приложение
Содержание программы.
№ | мероприятия | сроки | ответственный |
1. | Изучение с педагогическим коллективом нормативных документов “об организации досуга детей во время каникул и летнего отдыха”. | октябрь | администрация |
2. | На совещании при директоре рассмотреть вопрос об организации каникулярного времени, летнего отдыха и труда детей из различных семей. | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
3. | Издать приказы “Организация досуга детей во время каникул”, “Организация труда и отдыха детей в летний период”. | октябрь | директор |
4. | Обеспечить выполнение воспитательного плана работы по разделам“Семья”, “Подросток”, “Здоровье.” | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
5. | Составить план-график пятой трудовой четверти, включающий организацию работы бригад:
| апрель | заместитель директора по воспитательной работе |
6. | Составить списки, содержащие данные об отдыхе детей в летний период. | май | социальный педагог |
7. | Классным руководителям составить списки, содержащие информацию о планировании летнего отдыха учащихся классов, в том числе из неполных семей. | май | педагоги |
8. | Пропаганда правильной, здоровой организации свободного времени учащихся во время осенних, зимних, весенних каникул и летнего отдыха. | в течение года | социальный |
9. | Организация работы летнего оздоровительного лагеря «Радостания». | июнь | директор заместитель директора по воспитательной работе |
10. | Организация отдыха детей - сирот, детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, опекаемых детей в школьном оздоровительном лагере «Радостания» и загородных лагерях по льготным путёвкам. | май | социальный педагог |
11. | Организовать беседы и встречи с инспектором ГИБДД с целью профилактики ДДТП в каникулярное время:
| в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
12. | Организовать работу родительского лектория с рассмотрением вопросов:
| в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
13. | Организовать работу “Круглого стола” для родителей детей из неполных семей и неблагополучных, где рассмотреть вопрос о занятости детей на летний период. | май | социальный педагог |
14. | Организация и участие школьных команд эрудитов в конкурсах, олимпиадах, сменах различного уровня в каникулярное время: - экологический лагерь «Ольхон»; - международный турнир «Эрудиты планеты»; - всероссийская смена «Эврика» Малой академии наук города Обнинска; - летний лагерь труда и отдыха «Пчелка» муниципальной станции юных натуралистов. | июнь - август | заместитель директора по воспитательной работе |
15. | Организация исследовательской деятельности учащихся в каникулярное время: - подготовка материалов для исследовательских работ, - участие обучающихся в работе ученических исследовательских конференциях «Исследователь природы», «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», и т.д. | октябрь, январь, март, июнь - август | директор |
17. | Организация профилактических бесед с врачом-наркологом и врачами-специалистами. | в течение года | социальный педагог |
18. | Составить перечень мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся школы во время каникул. | август | социальный педагог |
19. | Организовать работу студий, творческих объединений и спортивных секций в школе во время каникул. | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
20. | Обеспечить занятость в каникулярное время учащихся группы «риска». | в течение года | социальный педагог |
21. | Составить списки учащихся, содержащие информацию о планировании летнего отдыха детей группы “риска”. | май | социальный педагог |
22. | Обеспечить гражданское, эколого-краеведческое, художественно-эстетическое, патриотическое воспитание учащихся в каникулярное время. | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
23. | Обеспечить занятость учащихся во внеурочное и каникулярное время в УДО, вести пропаганду достижений этих учащихся в спорте, художественном и техническом творчестве. | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе, учителя |
24. | Направить работу Совета школы по пути организации и разнообразия досуга детей во время каникул и летний период. | в течение года | директор, председатель Совета школы |
25. | Обеспечить развитие и укрепление связей школы с социально-педагогическими комплексами муниципального района: Центр «Доверие», ДЮСШ, Школа бокса, стадионы «Труд» и «Локомотив» | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе, |
26. | Организация и проведение рейдов:
| в течение года | администрация школы |
27. | Создание социального паспорта школы. Обеспечить его постоянную корректировку и уточнение. | в течение года | социальный педагог |
28. | Организовать профориентационную работу. Обеспечить решение вопросов продолжения обучения и трудоустройства подростков 16-17 лет, а также трудоустройства учащихся на летний период. | в течение года | заместитель директора по воспитательной работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
"Классный руководитель"-выступление на МО классных руководителей
Материал выступления включает презентацию выступления "Новые подходы к образованию воспитательного процесса"...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....