Логопедическая работа в классах для детей с ОВЗ, имеющих ТНР
материал на тему

Степанова Екатерина Евгеньевна

Представляю вашему вниманию мой доклад на районном семинаре для учителей-логопедов и учителей начальных классов Пушкинского района СПб, проходивший 24.03.2017 г. в ГБУ ДО Дворец творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.75 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx621.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 409 Пушкинского района

Логопедическая работа в классах для детей с ОВЗ, имеющих ТНР

Учитель-логопед

СТЕПАНОВА Е.Е.

2016-2017 учебный год

     

        В 2013 – 2014 учебном году на базе ГБОУ школы № 409 Пушкинского района был открыт класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих тяжёлые нарушения речи (ТНР).  Сейчас в школе 4 таких класса, в которых обучается 40 человек.

        Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Одна из таких категорий детей с особыми образовательными потребностями – дети с ТНР, которые испытывают трудности в обучении вследствие нарушенного речевого развития.  Общее недоразвитие речи у них отягощено такими диагнозами, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание.

       Образовательная деятельность в классах для детей с ОВЗ регламентируется ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», где говорится: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». Под специальными условиями понимаются условия, удовлетворяющие особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Одно из них -  обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (АООП НОО). Существует два варианта такой программы: первый вариант – для речевых школ, где сроки обучения пролонгированы; второй вариант предполагает, что обучающиеся с ТНР получат образование, соответствующее по конечным достижениям образованию их сверстников, в те же сроки,  но обучаясь в отдельном классе массовой школы. Наша школа реализует второй вариант программы. Её содержание разработано в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ).

        К особым образовательным потребностям детей с ТНР относятся также логопедическое сопровождение на протяжении всего периода обучения  и наличие специальных технических средств обучения: методических пособий, дидактических материалов, специального оборудования, компьютерных программ. Учащиеся зачисляются в класс на основании заключения ТПМПК. В нашей школе они осваивают основные учебные дисциплины в малокомплектном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе, в группе продлённого дня находятся совместно со сверстниками из массового класса, а также внеурочно посещают коррекционно-развивающие логопедические  занятия.

         Контингент учащихся с ТНР составляют преимущественно выпускники логопедических групп. Однако сложность речевых расстройств не позволила полностью скорректировать их устную речь в дошкольном возрасте. Речевые нарушения носят системный характер и захватывают в той или иной степени все стороны речевого развития. У учащихся на момент поступления в 1 класс:

  • сохраняется полиморфное нарушение звукопроизношения, когда нарушены несколько групп звуков (шипящие, соноры, аффрикаты);
  • не развит фонематический слух: затруднена дифференциация оппозиционных фонем по артикуляторным и акустическим признакам;
  • не сформированы или частично сформированы операции фонематического анализа и синтеза;
  • недостаточный, ниже возрастной нормы, словарный запас;
  • множественные аграмматизмы при словоизменении и словообразовании, а также при согласовании слов во фразовой речи;
  • отсутствие связной речи – невозможность составить рассказ по картинке, последовательно изложить события по серии сюжетных картин.

       Впоследствии обнаруживаются предпосылки к возникновению нарушений письменной речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии.          Трудности овладения письменной речью проявляются, как правило, в виде смешанной дисграфии.  Как показывает практика,  именно в период обучения детей грамоте, правилам орфографии наблюдается всплеск орфографических ошибок, которые переплетаясь с дисграфическими, приобретают стойкий характер. Учителям следует обращать внимание на такие ошибки, как пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание служебных слов, нарушение границ предложений. Это поможет своевременно выявить детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, и направить их на ПМПК.

          На коррекционно-развивающую область учебным планом школы предусмотрено 7 часов внеурочной работы в неделю. Коррекция специфических ошибок письма и чтения проводится на подгрупповых логопедических занятиях 2 раза в неделю с использованием УМК Е.В.Мазановой.  Мною разработана рабочая программа, рассчитанная на 4 года обучения и направленная на профилактику и коррекцию смешанной дисграфии.  Кроме того, в 1 классе дополнительно проводятся:

  1. индивидуальные  занятия  по постановке и автоматизации звуков, обогащению словарного запаса, развитию связной речи;
  2. фронтальные занятия «Произношение», направленные на формирование навыка фонематического анализа и синтеза, закрепление связи между звуком и буквой в период обучения грамоте, развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

         Формирование произношения тесно связано с обучением грамоте, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква.        

         Подводя итог, хочется сказать о планируемых результатах.  Заканчивая 4-й класс в нашей школе, учащиеся  переходят в 5-й класс массовой школы, что подразумевает снятие статуса «ребёнок с ОВЗ». Это и является основной  целью нашего педагогического коллектива в работе с детьми с ТНР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа в классах для детей с ОВЗ, имеющих ТНР учитель-логопед первой квалификационной категории СТЕПАНОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 409 Пушкинского района

Слайд 2

Классы для детей с ОВЗ, имеющих ТНР ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. ТНР (тяжёлое нарушение речи) – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

Слайд 3

Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г (статья 79) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ)

Слайд 4

Особые образовательные потребности учащихся с ТНР Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП НОО) Коррекционно-развивающее сопровождение учащихся на период обучения (занятия с логопедом, психологом) Использование специальных учебных пособий, дидактических материалов, технических средств обучения

Слайд 5

Краткая характеристика речи учащихся с ТНР

Слайд 6

Коррекционно-развивающая область 1. Индивидуальные занятия: коррекция нарушений устной речи (1 класс) 2.Подгрупповые занятия: профилактика и коррекция смешанной дисграфии (1 – 4 класс) 3.Фронтальные занятия «Произношение» (1 класс)

Слайд 7

Учебно-методический комплекс УМК для коррекции дисграфии . Автор-составитель: МАЗАНОВА Е.В. УМК для занятий по произношению

Слайд 8

Планируемые результаты стремление к совершенствованию собственной речи; умение чувствовать красоту художественного слова; владение навыками смыслового чтения и грамотного письма; умение адекватно использовать речевые средства; владеть монологической и диалогической формами речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Специфика логопедической работы в классах-группах"

Специфика логопедической работы в классах-группах (с детьми с ограниченными возможностями здоровья) специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП.

Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП....

Программа групповой логопедической работы 1 класс

Программа предназначена для групповой логопедической работы с обучающимися 1 класса с ЗПР...

Презентация к докладу по теме: "Логопедическая работа в классах НОДА"

Данная презентация подготовлена для сопровождения доклада по этой теме....

Методическая разработка "Особенности коррекционно-логопедической работы в группах для детей с ОНР III уровня".

Цель исследования: изучение методов и способов коррекции дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов....

Особенности логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом.

Международный форум «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» ФГАОУВО «КФУ», кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики....

программа логопедической работы 8 класс легкая умственная отсталость

Коррекционная программа по логопедии составлена ндля обучающихся 8  класса на основе адаптированной основной общеобразователньой программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной...