Рабочая программа по предмету "математика" в 5 классе.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "математика" в 5 классе составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_matematika_fgos.doc | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21
ГОРОДА КУЗНЕЦКА
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21
естественнонаучных МБОУ лицея № 21 города Кузнецка
дисциплин МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова
лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 31.08.15г Пр. № 71 от 01.09.15
Пр. № 1 от 31.08.15
Рабочая программа
по предмету «математика»
в 5 классе
Составитель:
учитель математики I квалификационной категории
Горнеева Оксана Дмитриевна
2015 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «математика» в 5 классе составлена на основе образовательной программы основного общего образования по предмету «математика» МБОУ лицея № 21 города Кузнецка, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г, примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г., Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". При составлении рабочей программы учтены рекомендации письма Минобрнауки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости, способной к социальной мобильности;
- формирование представлений о математике как универсальном языке, о значимости математики в развитии цивилизации и научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития;
- развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, культуры речи, способности к адаптации в современном информационном обществе;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Математика является одним из важнейших предметов в образовательном процессе, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Использование новых информационных технологий в современном обществе требует повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их математической подготовки. Многие темы курса математики 5 класса являются базовыми для изучения тем других предметов: физики, информатики, географии, технологии.
Цели изучения математики в 5 классе:
- формирование представлений о математике как универсальном языке, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин;
- воспитание средствами математики культуры личности;
- формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии;
- сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами, получить навыки выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями;
- дать начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, получить навыки составления по условию текстовой задачи несложных линейных уравнений;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями, развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин, развивать пространственные представления, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами.
- получить представления о статистических закономерностях .
- развивать умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Структура учебного предмета.
Содержание курса математики 5 класса объединено как в исторически сложившиеся линии (числовая, алгебраическая, геометрическая), так и в относительно новые (стохастическая линия, «реальная математика», «элементы теории множеств и математической логики»). Отдельно представлены линия сюжетных задач, историческая линия. Особенностью содержания курса математики 5 класса является сквозное изучение линий «элементы теории множеств и математической логики», «история математики», «комбинаторика, статистика и теория вероятностей» в ходе всего учебного года.
Описание основных содержательных линий.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования различных процессов (равномерных, равноускоренных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах. Изучение основ комбинаторики позволит обучающемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Элементы теории множеств и математической логики – данный раздел введен в курс математики согласно ФГОС основного общего образования, но не предполагает дополнительных часов на изучение и встраивается в различные темы курсов математики и информатики. Данный компонент математического образования направлен на формирование представлений о понятиях: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, определение, утверждения, доказательства, пример и контрпример. Данная линия математики призвана вооружить обучающихся умениями задавать множества перечислением их элементов, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях, определять истинность и ложность высказывания, строить сложные и простые высказывания, проводить операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не.
История математики - эта сквозная линия призвана вооружить обучающихся знаниями об истории возникновения математики как науки, её развитии в истории человечества, сформировать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры. Он затрагивает такие темы как появление цифр в процессе счета, шестидесятеричной системы счисления, десятичной записи чисел, рождение и развитие арифметики натуральных чисел, появление нуля и отрицательных чисел в математике древности, старинные системы мер, роль Диофанта, Л. Магницкого и др.
III. Описание места предмета в учебном плане МБОУ лицея № 21 города Кузнецка.
Изучение курса математики 5 класса предусматривает обязательная часть учебного плана МБОУ лицея № 21, согласно которому на изучение предмета «математики» в 5 классе отводится 175 часов из расчёта 5 часов в неделю.
Межпредметные и межкурсовые связи.
При изучении математики в 5 классе можно отметить следующие межпредметные и межкурсовые связи: биология – тема «Проценты», «Среднее арифметическое», история – тема «Шкалы и координаты», технология – «Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Среднее арифметическое», изобразительное искусство - «Угол. Прямой и развёрнутый угол», « Круговые диаграммы».
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики в 5 классе:
В результате освоения курса математики 5 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
- первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умения пользоваться изученными математическими формулами;
- знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
V. Содержание учебного предмета математики 5 класса.
1. Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
4. Площади и объемы.
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить представление обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единицах измерения.
5. Обыкновенные дроби.
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения понятия десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
8. Инструменты для вычислений и измерений.
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
9. Повторение курса математики 5 класса.
Основная цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в курсе 5 класса.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема | Количество часов |
Натуральные числа и шкалы | 18 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 20 |
Умножение и деление натуральных чисел | 21 |
Площади и объемы | 15 |
Обыкновенные дроби | 26 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 |
Умножение и деление десятичных дробей | 25 |
Инструменты для вычислений и измерений | 15 |
Повторение курса математики 5 класса | 22 |
Всего | 175 |
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Номер урока | Тема / содержание | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
Раздел I. Натуральные числа и шкалы (18 ч.) | |||
Тема I | Обозначение натуральных чисел. | ||
1 | Обозначение натуральных чисел | Групповая - обсуждение и выведение определения «натуральное число». Фронтальная - ответы на вопросы, чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел. | 1 |
2 | Обозначение натуральных чисел: решение задач | Фронтальная - чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел.
| 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Обозначение натуральных чисел» | Фронтальная - чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел.
| 1 |
Тема II | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | ||
1 | Отрезок, длина отрезка | Групповая - обсуждение и выведение понятий «концы отрезка», «равные отрезки», «расстояние между точками», «единицы измерения длины». Фронтальная – называние отрезков, изображенных на рисунке. Индивидуальная - запись точек, лежащих на данном отрезке. | 1 |
2 | Отрезок, длина отрезка: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, устные вычисления. Индивидуальная - изображение отрезка и точек, лежащих и не лежащих на нем. | 1 |
3 | Треугольник | Групповая - обсуждение и выведение определений «треугольник», «многоугольник», их элементов. Фронтальная - переход от одних единиц измерения к другим. Индивидуальная - построение многоугольника и измерение длины его стороны. | 1 |
4 | Треугольник: решение задач | Фронтальная - устные вычисления, переход от одних единиц измерения к другим. Индивидуальная - построение многоугольника и измерение длины его стороны; решение задач, выполнение действий. | 1 |
Тема III | Плоскость. Прямая. Луч. | ||
1 | Плоскость, прямая, луч | Фронтальная - устные вычисления, указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точек. Индивидуальная - сложение величин, переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
2 | Плоскость, прямая, луч: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точек. Индивидуальная - запись чисел, решение задач. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Плоскость, прямая, луч» | Фронтальная - устные вычисления и объяснение приемов вычислений; определение видов многоугольников. Индивидуальная - указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точки. | 1 |
Тема IV | Шкалы и координаты. | ||
1 | Шкалы и координаты | Групповая - обсуждение и выведение понятий «штрих», «деление», «шкала», «координатный луч». Фронтальная - устные вычисления; определение числа, соответствующего точкам на шкале. Индивидуальная – переход, от одних единиц измерения к другим; решение задачи, требующее понимание смысла отношений «больше на...», «меньше в...». | 1 |
2 | Шкалы и координаты: решение задач | Фронтальная - устные вычисления; определение числа, соответствующего точкам на шкале. Индивидуальная - изображение точек на координатном луче; переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Шкалы и координаты» | Фронтальная - ответы на вопросы, указание числа, соответствующего точкам на шкале. Индивидуальная - изображение точек на координатном луче; решение задачи на нахождение количества изготовленных деталей. | 1 |
Тема V | Меньше или больше. | ||
1 | Меньше или больше | Групповая - обсуждение и выведение правил: какое из двух натуральных чисел меньше (больше), где на координатном луче расположена точка с меньшей (большей) координатой, в виде чего записывается результат сравнения двух чисел. Фронтальная - устные вычисления; выбор точки, которая лежит левее (правее) на координатном луче. Индивидуальная – сравнение чисел, определение натуральных чисел, которые лежат между данными числами. | 1 |
2 | Меньше или больше: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, сравнение натуральных чисел; запись двойного неравенства. Индивидуальная - изображение на координатном луче натуральных чисел, которые больше (меньше) данного; решение задачи на движение. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Меньше или больше» | Фронтальная – ответы на вопросы. Индивидуальная - доказательство верности неравенств, сравнение чисел. | 1 |
4 | Решение упражнений по теме: «Обозначение натуральных чисел» | Фронтальная - чтение неравенств; указание числа по описанию его места расположения на координатной прямой. Индивидуальная - сравнение чисел, в которых некоторые цифры заменены *; доказательство верности равенства или неравенства. | 1 |
5 | Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы» | Индивидуальная - решение контрольной работы. | 1 |
Раздел II. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 ч.) | |||
Тема VI | Сложение натуральных чисел и его свойства. | ||
1 | Сложение натуральных чисел | Групповая - обсуждение названий компонентов (слагаемые) и результата (сумма) действия сложения. Фронтальная - сложение натуральных чисел. Индивидуальная - решение задач на сложение натуральных чисел. | 1 |
2 | Сложение натуральных чисел: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, заполнение пустых клеток таблицы. Индивидуальная - решение задач на сложение натуральных чисел. | 1 |
3 | Свойства сложения натуральных чисел | Групповая - обсуждение и выведение переместительного и сочетательного свойств сложения. Фронтальная - устные вычисления. Индивидуальная - решение задач на нахождение длины отрезка. | 1 |
4 | Свойства сложения натуральных чисел: решение задач | Групповая - обсуждение и выведение правил нахождения суммы нуля и числа, периметра треугольника. Фронтальная - ответы на вопросы, заполнение пустых клеток таблицы. Индивидуальная - решение задач на нахождение периметра многоугольника. | 1 |
Тема VII | Вычитание. | ||
1 | Вычитание | Групповая - обсуждение названий компонентов (уменьшаемое, вычитаемое) и результата (разность) действия вычитания. Фронтальная - вычитание натуральных чисел. Индивидуальная - решение задач на вычитание натуральных чисел. | 1 |
2 | Вычитание: решение задач | Групповая - обсуждение и выведение свойств вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы. Фронтальная - вычитание и сложение натуральных чисел. Индивидуальная - решение задач на вычитание натуральных чисел. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Вычитание» | Фронтальная - ответы на вопросы, решение задач на вычитание натуральных чисел. Индивидуальная - нахождение значения выражения с применением свойств вычитания. | 1 |
4 | Решение упражнений по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» | Фронтальная - сложение и вычитание натуральных чисел. Индивидуальная - решение задач на вычитание периметра многоугольника и длины его стороны. | 1 |
5 | Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» | Индивидуальная - решение контрольной работы 2. | 1 |
Тема VIII | Числовые и буквенные выражения. | ||
1 | Числовые и буквенные выражения | Групповая - обсуждение и выведение правил нахождения значения числового выражения, определение буквенного выражения. Фронтальная - запись числовых и буквенных выражений. Индивидуальная - нахождение значения буквенного выражения. | 1 |
2 | Числовые и буквенные выражения: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, составление выражения для решения задачи. Индивидуальная - решение задачи на нахождение разницы в цене товара. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Числовые и буквенные выражения» | Фронтальная - ответы на вопросы, составление выражения для решения задачи. Индивидуальная - решение задач на нахождение длины отрезка, периметра треугольника. | 1 |
Тема IX | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | ||
1 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Групповая - обсуждение и запись свойств сложения и вычитания с помощью букв. Фронтальная - запись свойств сложения и вычитания с помощью букв и проверка получившегося числового равенства. Индивидуальная - упрощение выражений. | 1 |
2 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания: решение задач | Фронтальная - устные вычисления, решение задачи на нахождение площади. Индивидуальная - упрощение выражений, составление выражения для решения задачи. | 1 |
3 | «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»: решение задач | Фронтальная - устные вычисления, определение уменьшаемого и вычитаемого и выражении. Индивидуальная - нахождение значения выражения. Тест по теме: «Числовые и буквенные выражения» | 1 |
Тема X | Уравнения. | ||
1 | Уравнения | Групповая - обсуждение понятий «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение». Фронтальная - устные вычисления, решение уравнений. Индивидуальная - нахождение корней уравнения. | 1 |
2 | Уравнения: решение задач | Фронтальная - устные вычисления, решение уравнений разными способами. Индивидуальная - нахождение корней уравнения. Тест по теме: «Уравнение» | 1 |
3 | Решение задач при помощи уравнений | Фронтальная - ответы на вопросы, решения задач при помощи уравнения. | 1 |
4 | Решение задач при помощи уравнений: решение задач | Фронтальная – сравнение чисел, решение задачи выражением. Индивидуальная – решение задачи при помощи уравнения. | 1 |
5 | Контрольная работа № 3 по теме: «Числовые и буквенные выражения» | Индивидуальная - решение контрольной работы 3. | 1 |
Раздел III. Умножение и деление натуральных чисел (21 ч.) | |||
Тема XI | Умножение натуральных чисел и его свойства. | ||
1 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Групповая - обсуждение и выведение правила умножения одного числа на другое, определений названий чисел (множители) и результата (произведение) умножения. Фронтальная - устные вычисления, запись суммы в виде произведения, произведения в виде суммы. Индивидуальная - умножение натуральных чисел. | 1 |
2 | Умножение натуральных чисел и его свойства: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, решение задач на смысл действия умножения. Индивидуальная - замена сложения умножением, нахождение произведения удобным способом. | 1 |
3 | Умножение натуральных чисел и его свойства: решение задач | Групповая - обсуждение и выведение переместительного и сочетательного свойств умножения. Фронтальная - устные вычисления, выполнение действий с применением свойств умножения. Индивидуальная – решение задач разными способами. | 1 |
4 | Умножение натуральных чисел и его свойства: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, объяснение смысла выражений. Индивидуальная - решение задач выражением. Тест по теме: «Умножение натуральных чисел». | 1 |
Тема XII | Деление. | ||
1 | Деление | Групповая - обсуждение и выведение правил нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя, определений числа, которое делят (на которое делят). Фронтальная - деление натуральных чисел, запись частного. Индивидуальная – решение уравнений. | 1 |
2 | Деление | Фронтальная - ответы на вопросы, чтение выражений. Индивидуальная – решение задач на деление. Тест по теме: «Деление натуральных чисел». | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Деление» | Фронтальная - нахождение неизвестного делимого, делителя, множителя. Индивидуальная - решение задач с помощью уравнений. | 1 |
Тема XIII | Деление с остатком. | ||
1 | Деление с остатком | Групповая - обсуждение и выведение правил получения остатка, нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку. Фронтальная - выполнение деления с остатком. Индивидуальная - решение задач на нахождение остатка. | 1 |
2 | Деление с остатком: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, устные вычисления, нахождение остатка при делении различных чисел на 2; 7; 11 и т. д. Индивидуальная - проверка равенства и указание компонентов действия. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Деление с остатком» | Фронтальная - составление примеров деления на заданное число с заданным остатком; нахождение значения выражения. Индивидуальная - деление с остатком; нахождение делимого по неполному частному, делителю и остатку. | 1 |
4 | Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» | Индивидуальная - решение контрольной работы 4. | 1 |
Тема XIV | Упрощение выражений. | ||
1 | Упрощение выражений | Групповая - обсуждение и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания. Фронтальная - умножение натуральных чисел с помощью распределительного свойства умножения; упрощение выражений. Индивидуальная - применение распределительного свойства умножения; вычисление значения выражения, предварительно упрощая его. | 1 |
2 | Упрощение выражений: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, решение уравнений. Индивидуальная - запись предложения в виде равенства и нахождение значение переменной; решение уравнений. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Упрощение выражений» | Фронтальная – составление по рисунку уравнения и решение его; решение задач при помощи уравнений. Индивидуальная - составление условия задачи по данному уравнению; решение задач на части. | 1 |
Тема XV | Порядок выполнения действий. | ||
1 | Порядок выполнения действий | Групповая - обсуждение и выведение правил относительно действий, которые относятся к действиям первой и второй ступени; порядка выполнения действия в выражениях без скобок, со скобками. Фронтальная - нахождение значения выражения. Индивидуальная – изменение порядка действий на основе свойств сложения, вычитания и умножения для удобства вычислений; выполнение действий по схеме. | 1 |
2 | Порядок выполнения действий: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись выражения по данной программе вычислений. Индивидуальная - составление программы вычислений; решение уравнений. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Порядок выполнения действий» | Фронтальная - составление схемы вычислений и нахождение значения выражения; устные вычисления. Индивидуальная - составление программы вычисления выражения; запись выражения по схеме. | 1 |
Тема XVI | Степень числа. Квадрат и куб числа. | ||
1 | Квадрат и куб числа | Групповая - обсуждение понятий «квадрат», «куб числа», «степень», «основание», «показатель степени». Фронтальная - составление таблицы квадратов чисел от 11 до 20. Индивидуальная - представление в виде степени произведения; возведение числа в квадрат и в куб. | 1 |
2 | Квадрат и куб числа: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, запись степени в виде произведения; возведение числа в квадрат и в куб. Индивидуальная - нахождение значения степени. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Квадрат и куб числа» | Фронтальная - нахождение значения переменной, используя таблицу квадратов и кубов. Индивидуальная - нахождение значения выражения со степенью. | 1 |
4 | Контрольная Работа № 5 по теме: «Упрощение выражений» | Индивидуальная - решение контрольной работы 5. | 1 |
Раздел IV. Площади и объёмы (15 ч.) | |||
Тема XVII | Формулы. | ||
1 | Формулы | Групповая - обсуждение и выведение формулы пути, значения входящих в неё букв. Фронтальная - нахождение по формуле пути расстояния, скорости, времени. Индивидуальная - запись формул для нахождения периметра прямоугольника, квадрата. | 1 |
2 | Формулы: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, вычисление наиболее простым способом. Индивидуальная - решение задач по формуле пути. | 1 |
Тема XVIII | Площадь. Формула площади прямоугольника. | ||
1 | Площадь. Формула площади прямоугольника | Групповая - обсуждение и выведение формул площади прямоугольника и квадрата, нахождения площади всей фигуры, если известна площадь её составных частей; определения «равные фигуры». Фронтальная - определение равных фигур, изображенных на рисунке. Индивидуальная - ответы на вопросы, нахождение периметра треугольника по заданным длинам его сторон. | 1 |
2 | Площадь. Формула площади прямоугольника: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение площади фигуры, изображенной на рисунке. Индивидуальная – решение задач на нахождение площади прямоугольника. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника» | Фронтальная – устные вычисления; решение задачи на нахождение площади прямоугольника, треугольника. Индивидуальная – решение задач на нахождение площади прямоугольника, квадрата); переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
Тема XIX | Единицы измерения площадей. | ||
1 | Единицы измерения площадей | Групповая – обсуждение, понятий «квадратный метр», «квадратный дециметр», «квадратный километр», «гектар», «ар»; выведение правил: сколько квадратных метров в гектаре, гектаров в квадратном километре. Фронтальная - нахождение площади фигур; обсуждение верности утверждения. Индивидуальная - переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
2 | Единицы измерения площадей: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение площади квадрата, прямоугольника. Индивидуальная - решение задач на нахождение площади участков и переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
3 | Решение задача по теме: «Единицы измерения площадей» | Фронтальная - решение задач практической направленности. Индивидуальная - решение задач на нахождение площади участка и запись её в арах и гектарах. | 1 |
Тема XX | Прямоугольный параллелепипед. | ||
1 | Прямоугольный параллелепипед | Групповая - обсуждение количества граней, ребер, вершин у прямоугольного параллелепипеда; вопроса: является ли куб прямоугольным параллелепипедом. Фронтальная - называние граней, ребер, вершин прямоугольного параллелепипеда; нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Индивидуальная - решение задач практической направленности на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
2 | Прямоугольный параллелепипед: решение задач | Групповая - обсуждение и выведение формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Фронтальная - решение задач практической направленности на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Индивидуальная - нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда по формуле. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Прямоугольный параллелепипед» | Фронтальная - сравнение площадей; нахождение стороны квадрата по известной площади. Индивидуальная - выведение формул для нахождения площади поверхности куба, суммы длин ребер прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
Тема XXI | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | ||
1 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | Групповая – обсуждение понятий «кубический сантиметр», «кубический метр», «кубический дециметр»; выведение правила, скольким метрам равен кубический литр. Фронтальная - нахождение объема прямоугольного параллелепипеда. Индивидуальная - нахождение высоты прямоугольного параллелепипеда, если известны его объем и площадь нижней грани. | 1 |
2 | Объёмы. Объем прямоугольного параллелепипеда: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, нахождение длины комнаты, площади пола, потолка, стен, если известны её объем, высота и ширина. Индивидуальная – переход от одних единиц измерения к другим. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда» | Фронтальная - нахождение объема куба и площади его поверхности. Индивидуальная - решение задач практической направленности на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
4 | Контрольная работа № 6 по теме: «Площади и объемы» | Индивидуальная - решение контрольной работы 6. | 1 |
Раздел V. Обыкновенные дроби (26 ч.) | |||
Тема XXII | Окружность и круг. | ||
1 | Окружность и круг | Групповая - обсуждение понятий «радиус окружности», «диаметр окружности», «круг», «дуга окружности». Фронтальная - запись точек, лежащих на окружности, лежащих внутри круга, не лежащих на окружности, лежащих вне круга. Индивидуальная – построение окружности с указанием дуг, измерением радиуса и диаметра. | 1 |
2 | Окружность и круг: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, построение круга, сравнение расстояния от центра круга до точек, лежащих внутри круга, лежащих вне круга с радиусом круга. Индивидуальная – построение окружности с заданным центром и радиусом, измерение длин отрезков. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Окружность и круг» | Фронтальная – решение задач практической направленности по теме: «Окружность и круг». Индивидуальная – построение окружности с заданным центром и радиусом, запись точек, лежащих на окружности, лежащих внутри круга, не лежащих на окружности, лежащих вне круга. | 1 |
Тема XXIII | Доли. Обыкновенные дроби. | ||
1 | Доли. Обыкновенные дроби | Групповая - обсуждение того, что показывает числитель и знаменатель дроби. Фронтальная - запись числа, показывающего, какая часть фигуры закрашена. Индивидуальная - решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 |
2 | Доли. Обыкновенные дроби: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, чтение обыкновенных дробей. Индивидуальная - изображение геометрической фигуры, деление её на равные части и выделение части от фигуры . | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Доли. Обыкновенные дроби» | Фронтальная - запись обыкновенных дробей. Индивидуальная - решение задачи на нахождение числа по известному значению его дроби. | 1 |
Тема XXIV | Сравнение дробей. | ||
1 | Сравнение дробей | Групповая - обсуждение и выведение правил изображения равных дробей на координатном луче; вопроса: какая из двух дробей с одинаковым знаменателем больше (меньше). Фронтальная – изображение точек на координатном луче, выделение точек, координаты которых равны. Индивидуальная - сравнение обыкновенных дробей. | 1 |
2 | Сравнение дробей: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, чтение дробей; изображение точек на координатном луче, выделение точек, лежащих левее (правее) всех. Индивидуальная - сравнение обыкновенных дробей. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Сравнение дробей» | Фронтальная - расположение дробей в порядке возрастания (убывания). Индивидуальная - сравнение обыкновенных дробей. | 1 |
Тема XXV | Правильные и неправильные дроби. | ||
1 | Правильные и неправильные дроби | Групповая - обсуждение вопросов: какая дробь называется правильной может ли правильная дробь быть больше 1, всегда ли неправильная дробь больше 1, какая дробь больше - правильная или неправильная. Фронтальная - изображение точек на координатном луче, если за единичный отрезок принять 12 клеток тетради. Индивидуальная - запись правильных дробей с указанным знаменателем; неправильных дробей с указанным числителем. | 1 |
2 | Правильные и неправильные дроби: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение значений переменной, при которых дробь будет правильной (неправильной). Индивидуальная - расположение дробей в порядке возрастания (убывания); решение задач величины данной дроби. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Правильные и неправильные дроби» | Фронтальная – запись дробей, которые больше или меньше данной; ответы на вопросы. Индивидуальная – запись дробей по указанным условиям. | 1 |
4 | Контрольная работа № 7 по теме: «Обыкновенные дроби» | Индивидуальная - решение контрольной работы 7. | 1 |
Тема XXVI | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||
1 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Групповая - обсуждение и выведение правил сложения (вычитания) дробей с одинако-выми знаменателями; записи правил сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями с помощью букв. Фронтальная - решение задач на сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями. Индивидуальная - сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
2 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, решение задач на сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями. Индивидуальная - решение уравнений. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | Фронтальная - сравнение обыкновенных дробей; нахождение значения буквенного выражения. Индивидуальная - сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
Тема XXVII | Деление и дроби. | ||
1 | Деление и дроби | Групповая - обсуждение вопросов: каким числом является частное, если деление выполнено нацело, если деление не выполнено нацело; как разделить сумму на число. Фронтальная - запись частного в виде дроби. Индивидуальная - заполнение пустых клеток таблицы. | 1 |
2 | Деление и дроби: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись дроби в виде частного. Индивидуальная - решение уравнений. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Деление и дроби» | Фронтальная - применение свойства деления суммы на число; сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Индивидуальная - решение задач. | 1 |
Тема XXVIII | Смешанные числа. | ||
1 | Смешанные числа | Групповая - обсуждение и выведение правил, что называют целой частью числа и что - его дробной частью; как найти целую и дробную части неправильной дроби; как записать смешанное число в виде неправильной дроби. Фронтальная - запись смешанного числа в виде суммы его целой и дробной частей. Индивидуальная - выделение целой части из дробей. | 1 |
2 | Смешанные числа: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись суммы в виде смешанного числа. Индивидуальная - запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Смешанные числа» | Фронтальная - запись в виде смешанного числа частного; переход от одних величин измерения в другие. Индивидуальная - выделение целой части числа; запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | 1 |
Тема XXIX | Сложение и вычитание смешанных чисел. | ||
1 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Групповая - обсуждение и выведение правил, как складывают и вычитают смешанные числа. Фронтальная - решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. Индивидуальная - сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 |
2 | Сложение и вычитание смешанных чисел: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение значения выражений. Индивидуальная - решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» | Фронтальная - выделение целой части числа и запись смешанного числа в виде неправильной дроби; сложение и вычитание смешанных чисел. Индивидуальная - решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 |
4 | Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | Индивидуальная - решение контрольной работы 8. | 1 |
Раздел VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч.) | |||
Тема XXX | Десятичная запись дробных чисел. | ||
1 | Десятичная запись дробных чисел | Групповая - обсуждение и выведение правила короткой записи дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, названия такой записи дроби. Фронтальная - запись десятичной дроби. Индивидуальная - запись в виде десятичной дроби частного. | 1 |
2 | Десятичная запись дробных чисел: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, чтение десятичных дробей. Индивидуальная - запись десятичной дроби в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Десятичная запись дробных чисел» | Фронтальная - переход от одних единиц измерения к другим; запись всех чисел, у которых задана целая часть и знаменатель. Индивидуальная - построение отрезков, длина которых выражена десятичной дробью. | 1 |
Тема XXXI | Сравнение десятичных дробей. | ||
1 | Сравнение десятичных дробей | Групповая - обсуждение и выведение правила сравнения десятичных дробей, вопроса: изменится ли десятичная дробь, если к ней приписать в конце нуль. Фронтальная - запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной. Индивидуальная - сравнение десятичных дробей. | 1 |
2 | Сравнение десятичных дробей: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, уравнивание числа знаков после запятой в десятичных дробях с приписыванием справа нулей. Индивидуальная - запись десятичных дробей в порядке возрастания или убывания. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Сравнение десятичных дробей» | Фронтальная - изображение точек на координатном луче; сравнение десятичных дробей. Индивидуальная - нахождение значения переменной, при котором неравенство будет верны; сравнение величин. Тест по теме: «Десятичные дроби». | 1 |
Тема XXXII | Сложение и вычитание десятичных дробей. | ||
1 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Групповая - выведение правил сложения и вычитания десятичных дробей; обсуждение вопроса: что показывает в десятичной дроби каждая цифра после запятой. Фронтальная - сложение и вычитание десятичных дробей. Индивидуальная - решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 |
2 | Сложение и вычитание десятичных дробей: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, решение задач на движение. Индивидуальная - запись переместительного и сочетательного законов сложения при помощи букв и проверка их при заданных значениях буквы. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Фронтальная - разложение числа по разрядам; запись длины отрезка в метрах, дециметрах, сантиметрах, миллиметрах. Индивидуальная – использование свойств сложения и вычитания для вычисления самым удобным способом; решение уравнений. Тест по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 |
Тема XXXIII | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | ||
1 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | Групповая - выведение правила округления чисел; обсуждение вопроса: какое число называют приближенным значением с недостатком, с избытком. Фронтальная - запись натуральных чисел, между которыми расположены десятичные дроби. Индивидуальная - округление дробей. | 1 |
2 | Приближенное значение чисел. Округление чисел: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, решение задачи со старинными мерами массы и длины, округление их до заданного разряда. Индивидуальная - решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей и округление результатов. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Приближенное значение чисел. Округление чисел» | Фронтальная - округление дробей до заданного разряда. Индивидуальная – нахождение натурального приближения значения с недостатком и с избытком для каждого из чисел. | 1 |
4 | Контрольная работа № 9 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | Индивидуальная - решение контрольной работы 9. | 1 |
Раздел VII. Умножение и деление десятичных дробей (25 ч.) | |||
Тема XXXIV | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | ||
1 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Групповая - обсуждение и выведение правил умножения десятичной дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, на 100, на 1000... Фронтальная - запись произведения в виде суммы; запись цифрами числа. Индивидуальная - умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 1 |
2 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись суммы в виде произведения. Индивидуальная - решение задач на умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 1 |
3 | Решение зада по теме: «Умножение десятичных дробей на натуральные чисел» | Фронтальная - умножение десятичной дроби на 10, на 100, на 1000...; округление чисел до заданного разряда. Индивидуальная - решение задач на движение. | 1 |
4 | Решение зада по теме: «Умножение десятичных дробей на натуральные чисел» | Фронтальная - нахождение значения выражения. Индивидуальная - умножение десятичных дробей на натуральные числа. Тест по теме: «Умножение десятичных дробей». | 1 |
Тема XXXV | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | ||
1 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Групповая - обсуждение и выведение правил деления десятичной дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, на 100, на 1000... Фронтальная - деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной. Индивидуальная - решение задач по теме: «Деление десятичных дробей на натуральные числа». | 1 |
2 | Деление десятичных дробей на натуральные числа: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, решение уравнений. Индивидуальная - решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 |
3 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Фронтальная - запись обыкновенной дроби в виде десятичной и выполнение действий. Индивидуальная - решение уравнений. | 1 |
4 | Деление десятичных дробей на натуральные числа: решение задач | Фронтальная - решение задач при помощи уравнений. Индивидуальная - нахождение значения выражения. | 1 |
5 | Решение задач по теме: «Деление десятичных дробей на натуральные числа» | Фронтальная - решение уравнений. Индивидуальная - деление десятичных дробей на натуральные числа. Тест по теме: «Деление десятичных дробей». | 1 |
6 | Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | Индивидуальная - решение контрольной работы 10. | 1 |
Тема XXXVI | Умножение десятичных дробей. | ||
1 | Умножение десятичных дробей | Групповая - выведение правила умножения на десятичную дробь; обсуждение вопроса: как умножить десятичную дробь на 0,1; на 0,01; на 0,001. Фронтальная - умножение десятичных дробей на 0,1; на 0,01; на 0,001; решение задач на умножение десятичных дробей. Индивидуальная - запись буквенного выражения; умножение десятичных дробей. | 1 |
2 | Умножение десятичных дробей: решение задач | Фронтальная – ответы на вопросы, чтение выражений. Индивидуальная - запись переместительного и сочетательного законов умножения и нахождение значения произведения удобным способом. | 1 |
3 | Умножение десятичных дробей: решение задач | Фронтальная - запись распределительного закона умножения с помощью букв и проверка этого закона. Индивидуальная - нахождение значения числового выражения. | 1 |
4 | Решение задач по теме: «Умножение десятичных дробей» | Фронтальная - упрощение выражений; решение задач на нахождение объемов. Индивидуальная - нахождение значения буквенного выражения. | 1 |
5 | Решение упражнений по теме: «Умножение десятичных дробей» | Фронтальная - решение задач на движение. Индивидуальная - решение уравнений; нахождение значения выражения со степенью. | 1 |
Тема XXXVII | Деление на десятичную дробь. | ||
1 | Деление на десятичную дробь | Групповая - выведение правила деления десятичной дроби на десятичную дробь; обсуждение вопроса: как разделить десятичную дробь на 0,1; на 0,01; на 0,001. Фронтальная - нахождение частного и выполнение проверки умножением и делением. Индивидуальная - деление десятичной дроби на десятичную дробь. | 1 |
2 | Деление на десятичную дробь: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись выражений; чтение выражений. Индивидуальная - решение задач на деление десятичной дроби на десятичную дробь. | 1 |
3 | Деление на десятичную дробь: решение задач | Фронтальная - деление десятичной дроби на 0,1; на 0,01; на 0,001. Индивидуальная - решение уравнений. | 1 |
4 | Решение упражнений по теме: «Деление на десятичную дробь» | Фронтальная - решение задачи на движение и составление задач на нахождение стоимости и количества товара, площади поля и урожая, времени, затраченного на работу, с теми же числами в условии и ответе. Индивидуальная - решение примеров на все действия с десятичными дробями. | 1 |
5 | Решение упражнений по теме: «Деление на десятичную дробь» | Фронтальная – решение задач при помощи уравнений. Индивидуальная - решение уравнений; нахождение частного. | 1 |
Тема XXXVIII | Среднее арифметическое. | ||
1 | Среднее арифметическое | Групповая - обсуждение и выведение определения: какое число называют средним арифметическим нескольких чисел; правил: как найти среднее арифметическое нескольких чисел, как найти среднюю скорость. Фронтальная - нахождение среднего арифметического нескольких чисел. Индивидуальная - решение задач на нахождение средней урожайности поля. | 1 |
2 | Среднее арифметическое: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение среднего арифметического нескольких чисел и округление результата до указанного разряда. Индивидуальная - решение задач на нахождение средней оценки. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Среднее арифметическое» | Фронтальная - решение задач на нахождение средней скорости. Индивидуальная - решение задачи на нахождение среднего арифметического при помощи уравнения. | 1 |
4 | Решение упражнений по теме: «Среднее арифметическое» | Фронтальная - решение задач на нахождение средней скорости. Индивидуальная - нахождение среднего арифметического нескольких чисел и округление результата до указанного разряда. | 1 |
5 | Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» | Индивидуальная - решение контрольной работы 11. | 1 |
Раздел VIII. Инструменты для вычислений и измерений (15 ч.) | |||
Тема XXXIX | Микрокалькулятор. | ||
1 | Микрокалькулятор | Групповая - обсуждение и объяснение, как ввести в микрокалькулятор натуральное число, десятичную дробь; как сложить, вычесть, умножить, разделить с помощью микрокалькулятора два числа. Фронтальная - чтение показаний на индикатор; ввод в микрокалькулятор числа. Индивидуальная - выполнение с помощью микрокалькулятора действия. | 1 |
2 | Микрокалькулятор: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, выполнение действий письменно, а затем проверка на микрокалькуляторе. Индивидуальная - нахождение значения выражения с помощью микрокалькулятора. | 1 |
Тема XL | Проценты. | ||
1 | Проценты | Групповая - обсуждение вопросов: что называют процентом; как обратить десятичную дробь в проценты; как перевести проценты в десятичную дробь. Фронтальная - запись процентов в виде десятичной дроби. Индивидуальная - решение задач на нахождение части от числа. | 1 |
2 | Проценты: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись в процентах десятичной дроби. Индивидуальная - решение задач на нахождение целого по части числа. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Проценты» | Фронтальная - перевод процентов в десятичную дробь, перевод десятичной дроби в проценты и заполнение таблицы. Индивидуальная - решение задач, содержащих в условии понятие «процент». Тест по теме: «Проценты». | 1 |
4 | Контрольная работа № 12 по теме: «Проценты» | Индивидуальная - решение контрольной работы 12 . | 1 |
Тема XLI | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | ||
1 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | Групповая - обсуждение и объяснение нового материала: что такое угол; какой угол называется прямым, развернутым; как построить прямой угол с помощью чертежного треугольника. Фронтальная - определение видов углов и запись их обозначения. Индивидуальная - построение углов и запись их обозначения. | 1 |
2 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, запись точек, расположенных внутри угла, вне угла, лежащих на сторонах угла. Индивидуальная - изображение с помощью чертежного треугольника прямых углов; нахождение прямых углов на рисунке с помощью чертежного треугольника. | 1 |
Тема XLII | Измерение углов. Транспортир. | ||
1 | Измерение углов. Транспортир | Групповая - обсуждение и объяснение нового материала: для чего служит транспортир; что такое градус, как его обозначают; сколько градусов содержит развернутый, прямой угол; какой угол называется острым, тупым. Фронтальная - построение с помощью транспортира углов данной величины. Индивидуальная - измерение углов, изображенных на рисунке, и запись результатов измерения. | 1 |
2 | Измерение углов. Транспортир: решение задач | Фронтальная - ответы на вопросы, вычисление градусной меры угла, если он составляет часть от прямого (развернутого) угла. Индивидуальная - нахождение с помощью чертежного треугольника острых, тупых, прямых углов, изображенных на рисунке. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Измерение углов. Транспортир» | Фронтальная - решение задач при помощи уравнения, содержащих в условии понятие угла. Индивидуальная - измерение каждого угла треугольника и нахождение суммы градусных мер этих углов. | 1 |
Тема XLIII | Круговые диаграммы. | ||
1 | Круговые диаграммы: решение задач | Групповая - обсуждение и объяснение понятия «круговая диаграмма». Фронтальная - построение круговых диаграмм. Индивидуальная - заполнение таблицы и построение круговой диаграммы. | 1 |
2 | Круговые диаграммы: решение задач | Фронтальная - устные вычисления; вычисление градусных мер углов по рисунку. Индивидуальная - построение круговой диаграммы распределения суши по Земле, предварительно выполнив вычисления. | 1 |
3 | Решение упражнений по теме: «Круговые диаграммы» | Фронтальная - построение круговой диаграммы распределения дневной нормы питания. Индивидуальная - решение задач на построение диаграмм. | 1 |
4 | Контрольная работа № 13 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений» | Индивидуальная - решение контрольной работы 13. | 1 |
Раздел IX. Повторение курса математики 5 класса (22 ч.) | |||
1 | Натуральные числа и шкалы | Фронтальная - ответы на вопросы; нахождение координаты точки, лежащей между данными точками. Индивидуальная - запись с помощью букв свойств сложения, вычитания, умножения; выполнение деления с остатком. | 1 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Фронтальная - устные вычисления; ответы на вопросы. Индивидуальная - нахождение значения числового выражения . | 1 |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Фронтальная - устные вычисления, ответы на вопросы. Индивидуальная - нахождение значения буквенного выражения. | 1 |
4 | Умножение и деление натуральных чисел | Фронтальная - устные вычисления; ответы на вопросы. Индивидуальная - нахождение значения числового выражения; решение уравнений. | 1 |
5 | Умножение и деление натуральных чисел | Фронтальная - нахождение значения числового выражения. Индивидуальная – решение задач. | 1 |
6 | Площади и объемы | Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - решение задач на нахождение площади и объема. | 1 |
7 | Обыкновенные дроби | Фронтальная - ответы на вопросы; запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Индивидуальная - сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 |
8 | Обыкновенные дроби | Фронтальная - выделение целой части из смешанного числа; сложение и вычитание обыкновенных дробей. Индивидуальная - решение задач, содержащих в условии обыкновенные дроби. | 1 |
9 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Фронтальная – ответы на вопросы; нахождение значения буквенного выражения. Индивидуальная - решение задач на течение. | 1 |
10 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Фронтальная - устные вычисления; упрощение выражения. Индивидуальная - решение задач, содержащих в условии десятичные дроби, при помощи уравнения. | 1 |
11 | Умножение и деление десятичных дробей | Фронтальная - нахождение значения выражения; нахождение значения буквенного выражения. Индивидуальная - решение задачи на нахождение общего пути, пройденного теплоходом, с учетом собственной скорости и скорости течения. | 1 |
12 | Умножение и деление десятичных дробей | Фронтальная - решение задачи на нахождение объема. Индивидуальная - нахождение значения выражения. | 1 |
13 | Инструменты для вычислений и измерений | Фронтальная - ответы на вопросы; построение углов и определение их градусной меры. Индивидуальная - нахождение равных фигур, изображенных на рисунке; построение углов заданной величины. | 1 |
14 | Инструменты для вычислений и измерений | Фронтальная - выполнение рисунков; доказательство равенства углов. Индивидуальная - построение четырехугольника по заданным углам. | 1 |
15 | Решение задач на встречное движение | Индивидуальная - решение задач. | 1 |
16 | Решение задач на движение вдогонку | Индивидуальная - решение задач. | 1 |
17 | Решение текстовых задач | Фронтальная - устные вычисления. Индивидуальная - решение задач. | 1 |
18 | Проценты | Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - решение задач. | 1 |
19 | Решение задач алгебраическим способом | Индивидуальная – решение задач на составление уравнения. | 1 |
20 | Итоговая контрольная работа | Индивидуальная - решение контрольной работы 14 | 1 |
21 | Анализ контрольной работы | Фронтальная – анализ типичных ошибок. Индивидуальная – выполнение работы над своими ошибками. | 1 |
22 | Итоговый урок по курсу 5 класса | Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - перевод одной величины измерения в другую, сравнение чисел, решение задач. | 1 |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
УМК:
1) Виленкин Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А.С., Шварцбурд СИ. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.
2) Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Книга для чтения учащимися 5—6 классов. М.: Просвещение, 2009.
3) Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся к учебнику «Математика. 5 класс» (авт. Н.Я. Виленкин и др.). М.: Мнемозина, 2010.
4) Гришина И.В. Математика. Тесты. 5 класс. Саратов: Лицей, 2014.
5) Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2010.
6) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: Илекса, 2010
ЦОР:
1) ЭОР «Кенгуру. Математика для всех.», 2011 г.
2) тесты и презентации в программах WORD, PowerPoint.
Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Технические средства обучения:
1) Мультимедийный проектор;
2) Компьютер.
VIII. Планируемые результаты изучения курса математики 5 класса.
Обучающийся 5 класса научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
- решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- решать задачи разных типов (на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
- оперировать[2] понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания;
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
- оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.
Статистика и теория вероятностей
- оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое;
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
- решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
[1] Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...