Гендерный подход на уроках литературы
статья на тему
В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед учителем – словесником стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod_na_urokah_literatury.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
372.882
Эрдынеева Светлана Намсараевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»,
г. Улан-Удэ, e-mail erdyneeva.sveta@yandex.ru
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мужчины с Марса, женщины с Венеры …
Джон Грэй.
В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед учителем – словесником стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.
Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся, их биосоциокультурные особенности.
В настоящее время, по мнению Е. Н. Каменской, реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости [Каменская, 2006: 17], что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.
Гендерные особенности обучающихся [Метликина, 2013: 2], которые важно знать любому педагогу, можно привести в следующей таблице:
Юноши | Девушки |
Психологический уровень: | |
|
|
Физический уровень | |
|
|
Познавательный уровень | |
|
|
Поведенческий уровень | |
|
|
Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:
- мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить в режиме поисковой активности, делая акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;
- девочки лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время учебной деятельности.
Особый интерес при гендерном подходе к образовательному процессу вызывают уроки литературы, ведь произведения русской классики дают прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности.
Любимые героини А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. - собирательные образы, в них сосредоточены лучшие черты русской женщины: величественная простота, гордость, ум, верность, тепло души, способность сострадать, прощать, любить. Положительные мужские образы олицетворяют решительность, смелость, правдивость, доброту, умение признать свои ошибки, готовность защищать и помогать. Анализ произведений русской литературы позволяет прийти к выводу, что счастье приходит к тем парам, которые смогли понять и принять личностные, мировоззренческие и гендерные различия, сумели сделать их основой для взаимодополнения и духовного обогащения.
Производя анализ текста, также необходимо учитывать гендерные особенности мышления и восприятия, как и при организации любого этапа образовательной деятельности, причём даже вопросы, предлагаемые для анализа, должны быть дифференцированными, например:
Вопросы для девочек | Вопросы для мальчиков |
Определите жанр произведения «…», аргументируйте свой ответ. | Произведение «…» принадлежит к ___ жанру. Докажите данное утверждение. |
Что мы называем эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Почему именно такой эпиграф выбирает автор к этому произведению? | Дайте определение эпиграфа. Как вы понимаете эпиграф: «…»? |
С какой целью автор вводит эпизод «…»? Как автор передаёт душевное состояние главного/ой героя/героини? Какие художественные средства использует? | В этом эпизоде речь идёт о …. Прочтём эпизод еще раз. Какие образы и детали помогают передать состояние главного/ой героя/героини? |
Каким/ой вы представляете себе героя/героиню? Опишите его/её. | Герой совершает следующие действия. Какова цель этих действий? Почему ему это удалось/не удалось? |
В каком состоянии был/а герой/героиня перед данным событием? Каковы были его/её чувства, мысли? | Что означают слова: «…»? Какую мысль хотел/а выразить герой/героиня этой фразой? |
Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с несколько иным взглядом на мир и способами его анализа. Таким образом мы не только облегчаем учащимся процесс восприятия и анализа языкового или литературного материала, но и способствуем установлению атмосферы психологического комфорта, создаём условия для гендерной самоидентификации личности, решаем проблемы социализации
Литература:
- Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход // Директор школы - 2012. – №4.
- Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа: плюс до и после – 2011. – № 9.
- Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике. – Ростов-на-Дону, 2006.
- Метликина Л. С. Гендерный подход на уроках русского языка: проблемы, поиски, результаты // Дайджест журнала «Русский язык за рубежом» - 2013 - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"
В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....
НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.Цел...
Билингвальный подход на уроках литературы в современной школе
Использование билингвального подхода при преподавании литературы в гуманитарной школе является одним из условий для развития творческой составляющей, языковой и коммуникативной компетентностей личност...
Гендерный подход на уроках истории-презентация
Презентация- небольшой образец, как можно использовать гендерный подход на уроках истории...
Гендерный подход на уроках литературы
Гендерный поход в обучении. ...
РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реали...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОЙ ВОСПИТАННИЦЫ
Одна из главных задач современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал, необходимые для реализации личных...