Как воспитать творческого читателя
проект на тему
Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается… чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_tvorcheskogo_chitatelya.rar | 866.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Как воспитать творческого читателя? С помощью литературно-театральных постановок
Цель : Воспитание духовно-нравственных основ личности при помощи театральных постановок.
Задачи :
*Воспитание творческого читателя
*Формирование у учащихся системы создания литературного образа : от художественного мышления и развития выразительной речи к рождению литературного образа и творческому воплощению его через театральную постановку на сцене школьного театра
*Создание ситуации выбора для максимального обеспечении успешности всем участникам проекта.
Уважаемые коллеги, в работе учителя-словесника, безусловно, много проблем! Одной из них я считаю приобщение детей к чтению художественной литературы.
Вы согласны с этим? В вашей работе такая проблема существует? Ваши дети с удовольствием читают произведения художественной литературы? Поделитесь своими наработками! Как вы справляетесь с этой проблемой? (Предполагаемый обмен мнениями, примерами)
Думаю, что вы согласитесь с тем, что задача учителя не только научить или заставить детей читать. Гораздо труднее воспитать творческого читателя. Что значит – творческого читателя? Кто он, творческий читатель? Давайте порассуждаем. Что должен уметь творческий читатель? (Включается кадр слайда)
*сопереживать;
*понять проблему:
*уметь идти за авторской мыслью;
*ощущать себя в гуще событий;
*соглашаться или не соглашаться с автором.
Конечно, именно такого читателя мы мечтаем видеть на своих уроках. С чего начать? (Включается цитата В.А. Сухомлинского на слайде: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается… чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые открыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватить все сферы активной деятельности, духовной жизни детей: труд, игру, общение с природой, музыку, творчество»)
А каким образом такую работу мы можем организовать на уроке? (Работа со словом, сочинения, объяснения учителя …)
Вывод: Безусловно, вся работа учителя –словесника – это работа со словом, с художественным словом великих писателей, мыслителей человечества. Это замечательно!
Я предлагаю вам познакомиться с моим методом воспитания творческого читателя. Я использую метод литературно-театрального проекта. Это позволяет мне пропустить мудрое писательское слово через сердце ребенка и вернуть его отображенным с помощью творческих умений ребенка и отдать получившийся в их исполнении образ на суд зрителей. Это очень важно, потому что зрители – это их ровесники и единомышленники. Значит, им никак нельзя сфальшивить!
Сейчас мы с вами попробуем проделать что-то похожее на то, как я это делаю. Признайтесь честно, в детстве, да и теперь, мечтали ли вы когда-нибудь побыть хоть ненадолго принцем или принцессой? Конечно, ДА!
Сегодня у нас есть такая возможность. (На слайде кадр №4)
У вас на столе лежит текст сказки Братьев Гримм «Стоптанные башмачки» Его сюжет довольно прост: 12 дочерей у короля, принцев в округе нет – они заколдованы! Дочери по ночам где-то отсутствуют, ни в чем не признаются отцу, а башмачки оказываются стоптанными. Надо раскрыть тайну стоптанных башмачков. Сюжетная линия сказки прослежена - в основном. В таком виде ее невозможно поставить на сцене. Сценарий необходимо дополнить деталями, репликами. Согласитесь – 12 принцев и 12 принцесс, да еще король, солдат, старушка, встретившаяся солдату в лесу – идеальное количество исполнителей для целого класса. И все роли – главные!
Сейчас каждый из вас придумает реплику для своего персонажа: принц, принцесса, король… А нам сразу будет понятно, кто дочь старшая, кто младшая, кто самая любимая, кто капризная, кто …КАКАЯ? Ваш образ зависит только от вас!
(Кадр №5_ Ситуации следующие:
*Поздороваться с королем;
*Объяснить историю с башмачками, но не проболтаться;
*Познакомиться с солдатом;
*Встретиться с принцем и сказать ему только свою реплику;
*Придумать развлечение;
*Придумать реплику на расставание;
*Снова объясниться с отцом.
Пожалуйста, ваши версии, уважаемые коллеги.(Разыграть версии)
Спасибо, уважаемые, коллеги! Ваши версии оказались удачными, в них отразилось главное – стремление к счастью остановить невозможно!
А на нашем спектакле это получилось так. (Просмотр фотографий с выступления и комментарии к ним) Посмотрите, как искренни дети! Они радостно приветствуют отца. В лицах заметно замешательство : только бы не проболтаться! А это младшая – любимая дочь. Она не может обманывать: «Ах, папенька, не спрашивайте меня ни о чем!»
Солдат и Фея. Старушку мы позволили себе заменить на Фею. Тоже волшебница. Да к тому же ее напугал медведь. А солдат ее спас. Иначе , зачем ей рассказывать солдату о проблемах во дворце. А так она за добро платит добром.
Развлечения в гостях у принцев - простор для раскрытия всевозможных талантов детей. Здесь может каждый показать на что способен.
Но отец узнал тайну башмачков! Как теперь быть? Что делать? Снова обманывать или сказать правду? А на лицах у всех – «Ах, что теперь будет?» Самое интересное – в сказке никакого чуда. С принцев спало колдовство потому, что просто прошел положенный срок заклятия. Нам это не подходит. Надо ситуацию нравственного выбора! Солгать или сказать правду? Сказать правду….Но ведь это равноценно тому, что потерять надежду на счастье! Солгать? Снова и снова солгать? Сколько еще это может продолжаться? И … младшая говорит правду. Она не может обманывать. И вот оно - чудо! Колдовство спало! Но не потому что прошел срок, а потому что - в правде – сила. Экзамен на нравственность сдан успешно. И на лицах детей искренняя радость.
(Слайд с цитатой Д.С.Лихачева : «Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед этой ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство,- это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее.»
В заключение я хочу показать вам фрагмент другого спектакля - созданного нами по рассказам А.В.Митяева. Он наш земляк, писатель, участник войны и даже ученик нашей школы . понимаете, учиться в школе имени Героя России и не воспитывать патриотические чувства нельзя. Вглядитесь в лица детей. Они не играют. Они живут в своих героях. (Просмотр фрагмента из спектакля « Митя Корнев и его фронтовые друзья)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать талантливого читателя? Презентация
В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....
Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.
Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....
Воспитать талантливого читателя
Литература – искусство слова… Литература – учебная дисциплина… Как получилось, что, нося одно и то же имя, эти две литературы очень часто не имеют между собой ничего общего? Главная задача школы...
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...
Школьные библиотеки: воспитать Читателя и Патриота
Как привить школьникам уважение к книге и автору? Зачем школьнику быть знакомым с законом об авторском праве? Как обратить внимание учащихся на правовую сторону получения информации из открытых источн...
Консультации для родителей "Как воспитать творческую личность"
поУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...