"Повышение качества знаний по биологии, работа с мотивированными детьми"
статья на тему
В сообщении содержатся формы работы с мотивированными детьми на уроках биологии, и внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_vysokomotivirovannymi_detmi_na_urokah_biologii.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение качества знаний по биологии, работа с мотивированными детьми».
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования обозначено одно из основных направлений: развитие системы поддержки талантливых детей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Таким образом, успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого. Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.
Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:
Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Работа с такими детьми имеет свои особенности, так как для них характерно:
- Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
- Большая независимость в суждениях;
- Тонкое чувство юмора;
- Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
- Яркий темперамент.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию эти дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко эти дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Формы работы с мотивированными детьми
В работе с такими детьми наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:
- проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
- кружки, факультативы и элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента.
- олимпиады;
- проведение предметных недель;
- свободное самообразование;
- походы и экскурсии. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул.
- научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
- Обучение в профильных классах.
- Участие в Интернет-олимпиадах.
Остановлюсь на некоторых из опыта своей работы.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Использование современных педтехнологий позволяет мне сделать уроки насыщенными, продуктивными, интересными для ребят, где они могут проявить свои способности.
Одной из продуктивных я считаю технологию развития критического мышления. Она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). В ходе урока школьники определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта, учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, организуется ситуация общения, обмена мнениями, они активно перестраивают свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы. Использую технологию критического мышления при проведении вводных уроков биологии по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся»(7класс) «Бактерии»(6кл).
Большинство уроков по биологии (Человек) в 8 классе провожу по модульной технологии. Сущность ее состоит в том, что ученик должен учиться сам, а моя роль осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учащийся сам достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
При опросе домашнего задания использую различные приёмы:
- Например, для класса прозвучит вопрос «Опишите путь крови по большому кругу кровообращения», а для мотивированного ребёнка «Вам сделали укол в правое предплечье, как лекарство достигнет икроножной мышцы?» и остальные с интересом послушают его рассуждения.
- Сравни клетку бактерий и растения, найди сходства и различия
Особенное место в моей работе с мотивированными детьми занимает метод проектов– обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
Информационные проекты я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, книжек-раскладушек, в старшем звене ребята создают и компьютерную презентацию.
Такая работа повышает мотивацию к учебе, интерес к предмету, формирует навыки работы с разными источниками информации.
На уроках биологии предлагаю ребятам выполнить краткосрочные проекты (мини-проекты), такие как:
Написать мини-сочинение. Так в 8 классе при изучении темы «Кровь и кровеносная система» учащиеся выполнили работы на темы «Нужна ли кровь человеку?», «Мой пламенный мотор». Цель проекта: обобщить знания по предмету, используя интеграцию школьных предметов (биологии и литературы).
Считаю, что в курсе биологии исследовательский метод применяется практически на всех лабораторных работах Такая деятельность, несомненно, способствует развитию исследовательских умений.
Довольно интересным для учащихся 5-6 классов является написание сказок, стихов. Для выполнения такой формы творческого проекта школьникам требуются знания по теме, они придумывают героев, используя при этом биологические термины.
Считаю, что работа с детьми с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом требует пристального внимания и должна проводиться системно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
"Пути и средства повышения качества знаний" (из опыта работы)
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование ...
План по повышению качества знаний по биологии
План по повышению качества знаний по биологии на 2016-2017 учебный год...
РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ...
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....