Опыт воспитательной работы
статья на тему

Селюкова Лариса Николаевна

Опыт воспитательной работы

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. М. Монтень

"Кто самый главный человек в школе?" Большинство из нас ответило бы : "Однозначно, директор". Но из уст родителей можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель", – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важного человека, чем классный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vospit_raboty.docx62.38 КБ

Предварительный просмотр:

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Опыт воспитательной работы

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

                                               М. Монтень

 

        "Кто самый главный человек в школе?"  Большинство из нас ответило бы : "Однозначно, директор". Но из уст родителей  можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель",  – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И,  слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важного  человека, чем классный руководитель.

        Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

       В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому  построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.  Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течение многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы)

I. Индивидуально-групповой компонент.

1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент.

1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент.

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент.

1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.

Ценностно-ориентационный компонент. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Именно приоритет ценностей оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных ориентаций участников воспитательного процесса.

Функционально-деятельностный компонент подразумевает использование в воспитании и развитии школьников разнообразных видов и форм деятельности. Выбор вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения, его структурных подразделений.

Пространственно-временной компонент состоит из таких элементов, как эмоционально-психологическая, духовно-нравственная, предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся, отношения классного коллектива с другими сообществами детей и взрослых и т.д.

 Диагностико-аналитический компонент включает в себя показатели воспитанности учащихся, удовлетворенности жизнедеятельностью в классе, сформированности классного коллектива и др. В соответствии с этим подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде (схема 1).

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

В ходе моей педагогической работы были определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сформированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2. Мастерские общения.

3. Тестирование сформированности коллектива, состояния  межличностных отношений с помощью игр, социометрия.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1. Организационно-деятельностные игры, кл.час       “ Класс, в котором я хотел бы учиться”

2. Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра”

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.

2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности.

В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

1.                изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

2.                проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

3.                сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка.

Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности идет не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. 
Для успешного развития воспитательной системы класса я выделила четыре этапа:

Первый этап – этап проектирования системы 5 класс (преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личных характеристик членов классного сообщества);

Второй этап – этап становления системы 6-7 класс (особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива);

Третий этап – этап стабильного функционирования системы 8-9 класс (активное развитие самоуправленческого начала);

Четвёртый этап – этап обобщения результатов и обновления системы 10-11 класс (характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности класса).

Два года назад наше детское объединение начало работать по направлению "Здоровый образ жизни". Мы сделали выбор в пользу ценностей здоровья и хотим помочь другим людям в решении трудных проблем, повысить уровень информированности по вопросам социально-значимых заболеваний, сформировать навыки безопасного поведения учащихся.

Уровень здоровья учащихся снижается, растет количество учеников, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов зрения и сердечно – сосудистой системы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей  очевидна.

 Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, очень важную задачу - совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли это общество здоровым -  об этом необходимо думать уже сегодня.

Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитывать не только социально активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохранённым физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в нашей школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию программы «Здоровый образ жизни».

Цель программы:

 формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью и развитие своих физических способностей, содействие формированию у учащихся социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

Задачи:

1.Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития .

2.Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

3.Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.

4.Организовать систему профилактической работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5. Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

6.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

К достижению намеченной цели мы движемся в нескольких направлениях: 

1. Организация спортивно-оздоровительной работы.

2.Использование здоровьесберегающих технологий.

3.Формирование навыка личной безопасности учащихся.

4.Профилактическая работа по предупреждению развития «вредных» привычек: табакокурения, токсикомании, наркомании.

5.Профилактика аддикативного поведения.

6.Профилактика преступности и безнадзорности.

Предполагаемые результаты:

  • улучшение показателей интегрального здоровья (физического, психического, социального ) обучающихся;
  • изменение отношения детей к своему здоровью в сторону формирования ценностного отношения к здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • повышение двигательной  социальной и творческой активности обучающихся, развитие здоровых интересов и увлечений;
  • повышение уровня информированности по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

И только во взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса в работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно добиться конечного результата: здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Совершенствуя воспитательную систему, обеспечивая необходимые условия для становления личности, педагогический  коллектив школы старается создать учащимся такие условия, в которых они могли бы расширить своё творчество. Для организации занятий по интересам в школе и МКУК «КДЦ с. Тугулук» работают творческие объединения, кружки, спортивные секции.

Система дополнительного образования определена следующими направлениями:

Клуб восточных единоборств кудо «Голден Вей»

Здоровье ребёнка зависит в первую очередь от семейного  положения: взаимоотношения между родителями, понимании ребёнка, характер занятий с ребёнком, социально-бытовые условия, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимодействия между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребёнок должен уважать и понимать родителей, их мнение и суждение. Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведётся с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребёнок начнёт обучение в школе.

      Работа с родителями ведётся по следующим направлениям:

  • организация родительского всеобуча по данной проблеме;
  • индивидуальные беседы и консультации.
  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт).

В ходе реализации программы  была разработана тематика родительских собраний по формированию у учащихся здорового образа жизни:

1. «Здоровье ребенка в руках взрослых».

2. «Здоровая семья, нравственные аспекты».

3. «На контроле здоровье детей».

4. «Режим труда и учебы».

5. «Физическое воспитание детей в семье».

6. «Алкоголизм, семья, дети».

7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».

8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».

9. «Вредные привычки у детей».

10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».

11. «Вопросы, которые нас волнуют».

12. «Эти трудные подростки».

13. «Взрослые проблемы наших детей».

14. «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

15. «Курение и статистика».

16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или     миф».

17. «Наркотики в зеркале статистики».

18. «Социальный вред алкоголизма».

19. «Психология курения».

20. «Нецензурная брань – это тоже болезнь»

Классный руководитель в формировании здорового образа жизни школьников должен стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов -предметников, медиков, которое бы помогло каждому ребёнку осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области.

Педагогами школы разработан цикл бесед и классных часов, направленных на воспитание здорового образа жизни: 

1–4 классы 

1. Цикл бесед «Гигиена школьника».

2. «Чтобы зубы не болели».

3. «Беречь глаз, как алмаз».

4. «Да здравствует мыло душистое».

5. «О хороших привычках».

6. «Умеем отдыхать».

7. «Загадки доктора Неболита».

8. «Ты и телевизор».

9. «ТВ + здоровье».

10. «Твой режим дня».

11. «Не видать грязнулям счастья».

12. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».

13. Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды».

14. Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках».

15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности при работе с химическими элементами и др.).

16. Занятия по профилактике наркомании.

5–7 классы 

1. Цикл бесед «Гигиена школьника».

2. «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».

3. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

4. «Кто наши враги».

5. «О спорт, ты мир».

6. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».

7. «Режим питания».

8. «Вредные привычки и их преодоление».

9. «Пока горит свеча».

10. «Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек».

11. «Бросай курить – ты уже не маленький».

12. «Память, как ее тренировать».

13. «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».

14. «Сотвори сам себя».

15. «Нет наркотикам».

16. «О ВИЧ-инфекции».

17. Занятия по профилактике наркомании.

8–11 классы 

1. Цикл бесед «Гигиена умственного труда».

2. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».

3. «Вредные привычки и здоровье человека».

4. «Здоровье человека XXI века».

5. «Гармония тела и духа».

6. «Кушайте на здоровье».

7. «Прелести «свободной любви».

8. «Умение управлять собой».

9. «Крик о помощи».

10. «Прощайте, наркотики!».

11. Занятия по профилактике наркомании.

12. «Суд над наркоманией».

13. «Исцели себя сам».

14. «Экзамены без стресса».

15. «Сделан правильный выбор».

16. «Разговор начистоту».

17. Акция «Внимание, СПИД!».

 18. «Не оборви свою песню!».

     В настоящее время воспитательная система нашего класса находится на этапе стабильного функционирования. Активно развиваются самоуправленческие начала.  Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.   Готовясь к четвёртому этапу, мы  постараемся сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); а также будем искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Опыт воспитательной работы учителя МОУ "СОШ № 4" Гречановой Л.Н.

В презентации показана работа классного руководителя с учащимися, родителями, учителями-предметниками. Опыт был презентован на конкурсе "Самый классный классный"  "Учитель года России " 2011 год...

Опыт использования ИКТ в воспитательной работе

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью....

Опыт воспитательной работы

Использование афоризмов, поговорок и пословиц в воспитательной работе с детьми...

Опыт воспитательной работы классного руководителя Запорожцевой Т.А.

Обобщение опыта было сделано в рамках конкурса "Самый классный классный"...

Опыт воспитательной работы в детском объединении «Говорим по-немецки» с учетом мультикультурного характера города Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – мультикультурный город. В историческом аспекте  город был задуман создателем как «Окно в Европу» и строился в соответствии с иностранными практиками градострои...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...