Опыт воспитательной работы в детском объединении «Говорим по-немецки» с учетом мультикультурного характера города Санкт-Петербург
статья

Миронова Оксана Ильдаровна

Санкт-Петербург – мультикультурный город. В историческом аспекте  город был задуман создателем как «Окно в Европу» и строился в соответствии с иностранными практиками градостроительства. В современном аспекте город проводит большое количество международных культурных мероприятий, имеет большой поток туристов из разных стран, студенческие обмены, Санкт-Петербург приглашает работать иностранных деятелей культуры и искусства и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitatelnyy_potentsial_tekst.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт воспитательной работы в детском объединении «Говорим по-немецки» с учетом мультикультурного характера города Санкт-Петербург

 

Миронова Оксана Ильдаровна

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №21

Василеостровского района Санкт-Петербурга

имени Э.П. Шаффе

Санкт-Петербург – мультикультурный город. В историческом аспекте  город был задуман создателем как «Окно в Европу» и строился в соответствии с иностранными практиками градостроительства. В современном аспекте город проводит большое количество международных культурных мероприятий, имеет большой поток туристов из разных стран, студенческие обмены, Санкт-Петербург приглашает работать иностранных деятелей культуры и искусства и т.п.

Согласно Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»[1], социокультурное пространство Санкт-Петербурга среди прочих обладает такими характеристиками как:

- поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, демократичностью городского сообщества;

- инновационный и творческий характер петербургской жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России;

- открытость города миру, проявляющаяся в направленности на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и создавал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.

Таким образом, нашему городу изначально характерны разные типы культур, жизнь горожан сопряжена с творчеством и инновациями, Санкт-Петербург открыт мировому сообществу и настроен на постоянную коммуникацию с ним. Социокультурное пространство города создает условия для решения актуальных задач воспитания юных петербуржцев. Реализация задач требует консолидации усилий различных субъектов воспитательного процесса с максимальной актуализацией социокультурного потенциала Санкт-Петербурга.

Ключ к пониманию данного типа культуры (или культурный код[2]) – это своего рода информация, позволяющая идентифицировать культуру.[3] Соответственно, если мы хотим понимать город, в котором мы живем, и его культуру, нам нужно научиться воспринимать эту информацию и делиться ею с другими людьми. 

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей,[4] перед государством и обществом стоят цели по  обеспечению прав ребенка на развитие, личностное самоопределение, самореализацию, а также расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере образования.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[5] целями государства и общества являются создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации, а также развитие культуры межнационального общения.

Воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.[6] В этой связи перед участниками воспитательного процесса встает задача изучения нескольких иностранных языков, а также истории и культуры иноязычных государств. Этим и занимается наше детское объединение, знакомя детей с немецким языком. Попутно мы изучаем наш город Санкт-Петербург через призму деятельности иностранных (в нашем случае - немецких) деятелей культуры, науки, искусства, инженерии, политики. Для чего это нужно? Для того чтобы дети видели свою малую Родину не только через призму истории и культуры России, но и «глазами» иностранцев, как в историческом, так и современном контексте. В свою очередь, такой взгляд необходим для формирования в будущем у детей навыков разумного заимствования иностранного опыта, способностей к критическому мышлению и объективному  анализу и сравнению жизни (в самом широком понимании этого слова) города Санкт-Петербурга и иностранных городов. Это может помочь в выборе будущей профессии, формированию деловых и коммуникативных качеств будущего работника.

Приведем простой пример: участие в конкурсе экологических проектов Института им. Гете. В рамках проекта «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» Конкурс был призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются. Школьники исследовали экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагали конкретные идеи и проводили акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности. Победители 3 тура ездили в 2019 г в Бремен на Международную молодежную экологическую конференцию и презентовали свои проекты на немецком языке. Возраст: 7-11 классы.[7]  Новый опыт не только владения языком, но и презентации информации, работы в команде, а также коммуникации. Кроме того, полезные навыки постановки и решения экологической проблемы в собственном регионе.

Основная цель работы в нашем детском объединении – заинтересовать. Если у обучающегося присутствует здоровый интерес к занятиям, обучение идет легко и непринужденно, с большой отдачей и хорошими результатами. Поэтому мы не занимаемся только языком и не посвящаем 100% времени занятиям немецкой грамматикой. Сначала мы ставим перед собой задачи, отвечающие реальным интересам учеников, а после - их выполняем. Пример: дети моего  объединения интересуются литературой в большей степени, чем другими аспектами немецкоязычной культуры. Мы читаем в оригинале немецких и австрийских авторов и что наиболее ценно – переводим и фиксируем собственный литературный опыт перевода (например, стих. Г.Гейне о Лорелей). Обучающимся нравится видеть результат собственного труда. В будущем мы планируем издать сборник таких переводов. С точки зрения воспитания, это ценнейший опыт – создать что-то свое, завершенный продукт культурного исследования, основываясь на текстах уже состоявшихся и признанных авторов.

Кроме того, к системе воспитательной работы  в детском объединении относятся:

  1. Изучение грамматических, лексических, коммуникативных аспектов немецкого языка на уровне А1-А2 в соответствии с Европейской градацией уровней иностранных языков. Воспитательный процесс на базе изучения иностранного языка и культуры начинается с грамматических и лексических основ. Освоение иностранного языка посредством выполнения несложных упражнений, разучивания песен, стихотворений, диалогов, прослушивания аудио-текстов и т.д. – все это закладывает базу, на которую в дальнейшем настраивается информационно-ознакомительный аспект изучаемого предмета.
  2. Общение с носителями языка по Skype. Данный формат воспитательной работы призван формировать и совершенствовать коммуникативные навыки детей и, самое главное,  - избавиться от языкового барьера, который сопутствует изучению иностранного языка (особенно в подростковом возрасте). Темы для обсуждения мы подбираем преимущественно сравнительного характера. Например, «жизнь школьников Санкт-Петербурга и Гамбурга (Гамбург – немецкий город побратим Санкт-Петербурга)», «необычные театры и кинотеатры Берлина и Санкт-Петербурга» и др.
  3.  Экскурсии – посещения исконно немецких мест  – это часть культуры Санкт-Петербурга. Например, немецкая слобода на Васильевском острове (Аптека Пеля, Школа К. Мая, Смоленское кладбище и др.), немецкий квартал Петрикирхе, Петришуле (где училась основательница нашей школы Эмилия Павловна Шаффе), Готическая капелла в Петергофе. Во время экскурсии мы стараемся представить, как жили обитатели этих мест, как работали, чем занимались в выходные дни, во что верили, общались ли с коренным населением нашего города или жили обособленно в немецкой слободе. Свои представления ребята подкрепляют соответствующими литературными источниками. «Они держались друг друга. Как свидетельствует бытописатель Петербурга XIX века А. Башуцкий, лица среднего состояния, принадлежавшие к ядру иностранной общины, всегда выступали хранителями языка и традиций. Если приезжий - немец и ремесленник, «он записывается в свой немецкий цех; имеет старшинами немцев; берет в учение мальчиков немцев; покупает товар у немцев..он женат на немке, детей его принимала бабка немка; они воспитываются в его законе..и ходят в немецкие школы..он преимущественно у немца покупает даже хлеб..»[8] 

Исторические факты о немецких местах в Санкт-Петербурге мы фиксируем в презентациях или видео-отчетах, а потом добавляем в них собственную интерпретацию событий, то как ребята понимают и «видят» картины из жизни немцев XVIII-XIX вв. в нашем городе.

   Такие занятия имеют целью воспитание духовно-нравственных ценностей, к которым относятся  индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации).[9] 

Экскурсии и прогулки помогают увидеть, чем и кем жил наш город в прошлом и позапрошлом веках, что из этого сохранилось, как сейчас на жизнь современного петербуржца влияют «немецкие» места и связанные с ними традиции. В пример можно привести рассуждения ребят об истории зданий Завода им. Козицкого (в советское время) на 6-7 линиях Васильевского острова. В XIX в. это был завод по производству телефонного и телеграфного оборудования «Сименс и Гальске», принадлежавший немецкому предпринимателю Э.В. фон Сименсу. В настоящее время часть его площадей отданы под бизнес-центр, некоторые очевидно пустуют. Ребята предположили, что большие заводские помещения с огромными окнами, можно было бы перепрофилировать под арт-пространство (по примеру музея современного искусства АРТМУЗА, который находится на месте бывшего завода по производству музыкальных инструментов на 13 линии Васильевского острова). Свои предложения и рассуждения они изложили в форме рисунков с подписями на немецком языке.

  1. Общие проекты школы и Института им. Гете (семинары, библиотечные чтения, выставки), участие в конкурсах Института им. Гете и олимпиадах др. образовательных и культурных центров, посещение концертов в Петрикирхе. Такие мероприятия опять же позволяют воспитать в ребенке желание взаимодействовать с другими людьми, участвовать в командной работе, выдвигать свои собственные творческие инициативы и самое главное – не бояться заявить о себе, показать свою работу в объединении в течение года и сформировать желания и стремления к новым целям.

Данный пункт в полной мере отвечает запросам Концепции воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы», в которой отмечено развитие социальной компетентности обучающихся и создание условий для роста личностных достижений в различных видах деятельности за счет включения в проектную, исследовательскую деятельность, систему дополнительного образования, организацию конкурсного и олимпиадного движения в педагогическом со-бытии детей и взрослых. Это одна из базовых составляющих воспитательных систем в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

  1. Знакомство с принципами работы культурных и научных мест Санкт-Петербурга, где изучают немецкий язык (Институт им. Гете, языковые курсы Дойч-Клуб, языковые курсы при Петрикирхе, Центр международных обменов), а также учебных заведений широкого профиля, в которых работали (или работают) немецкие деятели науки. Это помогает формированию внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, интереса к своей будущей профессии. Санкт-Петербург является городом большого количества учебных заведений, история основания которых подчас связана именно с иностранными учеными. Знакомство с этой страницей истории города позволяет воспитать в ребенке уважение к интернациональному характеру многих областей знания, понять, почему город был задуман как «Окно в Европу» и как сейчас «функционирует» это окно. Наш город невозможно представить без влияния немецких ученых мужей (например, первые годы своего существования Академия наук состояла исключительно из иностранцев, из 16 ее членов 14 были немцами; среди ученых-немцев, приглашенных в XVIII в. в  Петербург, было немало выдающихся людей: Л. Эйлер, А.Лексаль, Н.Фукс, Ф.Шуберт, подготовивших своими руками почву для расцвета Петербургской математической школы[10]).

К системе воспитательной работы в нашем объединении, кроме вышеперечисленного, также можно отнести просмотры фильмов и мультфильмов на занятиях на языке оригинала, викторины и тематические соревнования по страноведению, конкурсы чтецов стихотворений на языке оригинала.

Во все выше перечисленные элементы воспитательной системы нашего объединения активно включены родители наших ребят, что в полной мере соответствует Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (раздел III, п.1 «содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей»). Семья, как наиважнейший субъект воспитательной деятельности для ребенка, помогает в процессе освоения нового материала (родители выполняют с детьми небольшие домашние задания – смотрят вместе фильмы и мультфильмы на немецком языке), принимает участие в экскурсиях, поездках, поддерживает в осуществлении школьных проектов, участии в олимпиадах и праздниках.

Диаграмма успеха

Измерения осуществлялись посредством контроля посещаемости занятий, праздников, фестивалей, участия в олимпиадах и конкурсах, а также анкетирования на предмет интересующих тем в рамках программы.

Диаграмма успеха применения данной системы воспитательной работы показывает, что мотивация обучающихся к познанию нового, самостоятельному анализу информации и сравнению различных видов культур и языков повышается в среднем на 35-40 процентов с момента начала учебного года, о чем свидетельствует прогресс в посещаемости занятий,  повышение творческой инициативы и интереса к разнообразным темам объединения.

В заключение хотелось бы отметить, что культурный код – это ключ к пониманию данного типа культуры. Он спрятан в некой форме информации, которая помогает понять поведенческие реакции, присущие тому или иному народу или жителям какого-либо региона. Не всегда культурный код можно описать конкретными словами. Некоторые источники утверждают, что это культурное бессознательное явление — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но может проявляться в поступках[11]. Я бы добавила  - может проявляться в общении людей и их отношении к культуре, в том числе своего города. Это и обсуждение вечно дождливой погоды в городе на Неве, и красоты белых ночей и, графика разводки мостов Санкт-Петербурга, и премьеры спектакля в одном из многочисленных театров нашего города. Сюда же можно отнести воспитанность и вежливость, в общественных местах, в школе, в семье (не только по отношению к другому человеку, но и к животным, к природе, к результату человеческого труда), опять же особый «багаж знаний» о родном городе, истории его основания и развития. Все это, а также язык общения, живая повседневная речь, говорят о культурной осведомленности человека.  Главные «формирователи» петербургского культурного кода – это люди – коренные петербуржцы, а так же приезжие. Попадая в город, они влияют на него, формируя новые элементы языка (молодежный сленг, например), новые объекты искусства, новые научные исследования, промышленные технологии, архитектурные решения и др. Но и город влияет на них, прежде всего, своей социокультурной средой и историческим наследием. Формирование культурного кода, получается процесс постоянный и как бы идущий по кругу.

Дети и подростки, как участники этого процесса, во многом зависят от грамотного воспитательного воздействия старшего поколения. Дополнительное образование помогает воспитывать современного культурного человека. Обращение к потенциалу городской среды в воспитательной практике позволяет школьникам значительно пополнить свой историко-культурный багаж, освоить «петербургский культурный код» - принятые в обществе ценности, нормы и правила поведения, выработать индивидуально личностное отношение к месту своего жительства, осознать себя полноправными членами городского сообщества, ответственными за судьбу города, его настоящее и будущее[12]. Так как формирование петербургского культурного кода – процесс живой и не прекращающийся, участники воспитательного процесса все время используют накопленные предками знания и умения, в том числе и об иностранной составляющей Санкт-Петербурга, его  мультикультурном прошлом и настоящем. Этому способствуют экскурсии, погружения в языковую среду, общение с носителями языка, участие в олимпиадах и другие, выше изложенные мною элементы воспитательной системы. Так молодое поколение ярче чувствует свою сопричастность к истории и культуре города, что позволяет осмыслить себя и генерировать новые идеи в отношении будущего нашего города и его жителей.

Список использованной литературы:

  1. Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник. — 2008. – 150 с. 
  2. Бузинов В.М. Десять прогулок по Васильевскому. – СПб.:ИТД «ОСТРОВ», 2008. – 200с.
  3. Мудрик А. В. «Воспитание» / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993.

Список интернет-источников:

  1. static.government.ru 
  2. dic.academic.ru
  3. ru.wikipedia.org
  4. goethe.de
  5. consultant.ru


[1] Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»//Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 16.01.2020 №105-р, источник consultant.ru

[2] Энциклопедия культурологи, источник dic.academic.ru

[3] Википедия, источник ru.wikipedia.org/wiki/Культурный_код

[4] Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г №1726р, источник static.government.ru

[5]Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение Правительства 29.05.2015 г №996р, источник static.government.ru

[6] Мудрик А. В. «Воспитание» / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. 

[7] Информация взята с сайта Института им. Гете goethe.de

[8] Бузинов В.М. Десять прогулок по Васильевскому. – СПб.:ИТД «ОСТРОВ», 2008. – 200с., илл. -  с.130-131.

[10] Бузинов В.М. Десять прогулок по Васильевскому. – СПб.:ИТД «ОСТРОВ», 2008. – 200с., илл. -  с.133.

[11] Википедия, источник ru.wikipedia.org/wiki/Культурный_код

[12] Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»//Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 16.01.2020 №105-р, источник consultant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Организация выставки детских творческих работ «Вода и еда – всем людям нашей планеты» в рамках совместного проекта Санкт-Петербурга и Загреба

Экологическое образование – комплексная задача, которую можно решать самыми разными способами. Дополнительное образование детей в этом смысле имеет важную особенность – оно дает возможность использова...

Заочная экскурсия по городу Санкт-Петербургу "Ученые-физики на карте города"

Представленный материал - продукт Проекта по изучению учащимися открытий и биографий ученых физиков: Константинов  Б.П. ,  Курчатов И.В.,  Попов А.С. Сахаров А. Д Циолковский К, Э. Рент...

Опыт оценки и анализа реализации воспитательной составляющей в детских объединениях технической направленности.

В материале обобщен опыт эмпирического анализа воспитательной составляющей образовательного процесса....