Преемственность в работе учителя-логопеда школы и ДОУ
методическая разработка по теме

Кононова Светлана Александровна

Преемственность в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_uchitelya-logopeda_doklad.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. В настоящее время многие педагоги и специалисты, работают в инновационном режиме, целостно видят развитие ребенка (педагогический, психологический, логопедический, медицинский аспекты, что позволяет им осуществлять свою деятельность на основе системы учета индивидуальных достижений воспитанников, их потребностей и особенностей развития, а также обладать компетенциями и владеть технологиями, обеспечивающими реализацию ФГТ и ФГОС НОО.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Целью преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Новые стандарты (ФГОС) требуют реализации определенных целей:

развитие физических качеств - укрепление физического здоровья;

формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание.

Таким образом, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Мы решили сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  1. Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
  1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
  2. Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
  3. Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

Строить сложные предложения разных видов;

Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

Находить слова с определенным звуком;

Определять место звука в слове;

Составлять предложения из 3-4 слов;

Членить простые предложения на слова;

Членить слова на слоги (части);

Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;

Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

Иметь представления о сезонных явлениях природы;

Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

  1. Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
  6. Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
  7. Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

        Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

        Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

 

 1.

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 2.

Звуковая сторона речи

  • правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

        

     

      Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

     Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

     

3.

Фонематический слух

  • различать отдельные фонемы (основные звуки) на слух в сильных и слабых позициях;
  • различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих, шипящих и свистящих, соноров;
  • уметь повторять слоговые ряды со звонкими и глухими, шипящими и свистящими, сонорными звуками;
  • уметь выделять звук из слога и слова;
  • придумывать слова с заданным звуком;
  • определять наличие звука в названиях картинок;

Недоразвитие фонематического слуха проявляется в трудностях овладения навыком чтения и письма.  При чтении ребенок путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого.  В письме заменяет  буквы, обозначающие  звонкие согласные на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том), заменяет твёрдые на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

 4.

Функции языкового анализа

  • делить предложения на слова;

  • делить слова на слоги;

  • уметь выделять все звуки в словах;

  • устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

  • слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

  • пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

  • пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

  • перестановки букв (комната – «конмата»);

 5.

Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

  • точно подбирать слова;
  • уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле); 
  • подбирать метафоры (например: туча комаров);
  • использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
  • подбирать и использовать в речи  синонимы (например: храбрый – смелый – отважный), антонимы, существительные с обобщающим значением.

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 6.

Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоиз-менения

б) Навыки словооб-разования

  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

        

  • употреблять различные предлоги;

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  •  согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

  • ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
  • пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

  • ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

  • замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

  • замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

     Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

     Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 7.

Связная речь

  • уметь отвечать на вопросы и задавать их;
  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • уметь пересказывать содержание литературных текстов (сказки, рассказа);
  • описывать окружающие предметы,
  • составлять рассказы о предметах по плану, предложенному взрослым;
  • составлять рассказ по серии сюжетных картин;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности;
  • строить сложные предложения разных видов.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

  1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  2. Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  3. Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  4. Знаки +, =, >, <;
  5. Название текущего месяца, последовательность дней недели;
  6. Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  7. Соотносить цифру и число предметов;
  8. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  9. Пользоваться арифметическими знаками действий;
  10. Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  11. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
  12. Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  13. Ориентироваться на листке клечатой бумаги.

Первый тест - для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него интерес к обучению?

Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ  - плюс один балл, за отрицательный - 0 баллов.

1. Хочет ли Ваш малыш идти в школу?

2. Привлекает ли  ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?

3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять  какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?

4. Как ваш ребенок чувствует себя  в присутствии незнакомых людей - свободно и непринужденно?

5. Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?

6. Знает ли Ваш ребенок несколькостихотворений наизусть? Может он их рассказать?

7. Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множнственное?

8. Умеет ли Ваш ребенок  читать по слогам или целыми словами ?

9. Умеет ли малыш считать до двадцати  и в обратном порядке?

10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?

11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?

12. Малыш любит раскрашивать и рисовать  простые картинки?

13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?

14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?

15. Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?

16. Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива - фрукты)?

17. Может ли Ваш малыш  самостоятельно  рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным.  Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще  немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей....

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы

План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...

график работы учителя - логопеда в школе на 2017-2018 учебный год

график работы учителя - логопеда в школе на 2017-2018 учебный год...

Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия

В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера пр...

Преемственность в работе учителей-логопедов детского сада и школы

      Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качест...