: «Педагогические средства обеспечения личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность (проблемы мотивации в режиме ФГОС)».
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_sredstva_.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Тема: «Педагогические средства обеспечения
личностно-смыслового включения обучающихся
в учебную деятельность
(проблемы мотивации в режиме ФГОС)».
Казанцев Вячеслав Александрович,
учитель географии
ГБОУ ООШ с. Чувашское Урметьево
Челно-Вершинского района
Самарской области.
2014г
Педагогические средства обеспечения
личностно-смыслового включения обучающихся
в учебную деятельность
(проблемы мотивации в режиме ФГОС)
В течение последних десятилетий происходит ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет стал главным ориентиром, определяющим формирование системы ценностных ориентаций личности школьников, развитие критического мышления, выработку умений анализировать и прогнозировать тенденции развития процессов и явлений. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
Перед каждым педагогом стоят Педагогические задачи:
1.Создавать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка.
2. Научить их самостоятельности.
3.Развить умение найти себя в трудной жизненной ситуации.
4.Научить их любить себя и окружающий мир.
5.Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.
6.Уважать мысли, чувства и права всех людей, признавать неповторимость каждого.
7.Повышать качество работы: совершенствуя положительное; развивая достигнутое; преодолевая недостатки; предупреждая ошибки.
При подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.
Моя цель ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.
Поэтому, для достижения рекомендую согласно концепции ФГОС урок географии проводить с расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, музейную деятельность, кружков, факультативов, практической работы на местности и т.д., использования педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссии, конференции.
Задачи деятельности следующие:
1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информацию.
2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
4. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.
Каждый ребенок уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому ученику. По моему убеждению, современные дети – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.
Современный ученик:
- Ориентирован на общечеловеческие ценности.
- Ответственен за свои поступки.
- Самостоятелен в выборе решений.
- Психологически раскрепощен.
- Общественно активен.
- Интеллектуально развит.
- Творческий, способный к креативному мышлению.
Постоянный творческий поиск у учителя, связан прежде всего с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционные наглядные пособия: карты, глобусы, макеты, так и современные проектные и информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, интерактивные доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным.
Преимущества использования ИКТ на уроках географии:
- Усиление наглядности и яркости обучения.
- Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
- Большая заинтересованность учащихся.
- Расширение видов деятельности на уроках.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
- Возможность возврата к пройденному материалу.
- Повышение значимости, престижа географии.
Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося.
На уроках использую разнообразные формы организации учащихся:
Уроки-соревнования, игры:
- КВН.
- Ролевая игра.
- Викторина.
- Турниры.
Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:
- Урок – диалог.
- Урок – пресс конференция.
- Урок – путешествие.
- Урок – репортаж.
На уроках формируются умения школьников фиксировать материал в форме краткого конспекта, тезисов или плана, таблицы. Здесь же учащиеся работают с различными источниками географических знаний: картами, статистическими материалами, средствами наглядности. Широкое поле действий для самостоятельной работы учащихся открывается при проведении семинаров. Они способствуют творческому усвоению знаний учащимися, развитию умений самостоятельной работы, интеллектуальных способностей школьников, практической направленности в обучении. Огромную самостоятельную работу проводят учащиеся в процессе составления рефератов, где они должны составить план, подобрать материал, направленный на освещение вопросов плана, прочитать соответствующие тексты, обдумать прочитанное, кратко записать или законспектировать выбранный материал. В процессе выполнения практических работ самостоятельная деятельность учащихся проявляется в формировании цифровой и словесной информации в виде различных графиков, профилей, диаграмм, таблиц. Умение работать со статистическими данными включает в себя чтение информации, представленной статистическими материалами, преобразование ее в словесную форму, сравнение цифр, их группировку, вычисление обобщающих показателей.
Различные приемы самостоятельной работы учащихся можно использовать и при работе с учебником: сравнение новых знаний со старыми, выделение в параграфе главного, умение составлять план прочитанного, конспектирование прочитанного текста, составление схем, таблиц по тексу учебника, работа с рисунками учебника, самостоятельная работа с заданиями учебника.
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса, а, следовательно повышения уровня знаний по географии, считаю целесообразным словесные методы обучения изменить в пользу практических. Важной стороной такого процесса является организации деятельности учащихся. Все этапы урока стараюсь спланировать таким образом, чтобы максимально занять всех учащихся, вовлечь их в активную деятельность. При проверке знаний учащихся использую: программированные диктанты, тесты-альтернативы, географические диктанты, работу с контурной картой, цифровые диктанты, нахождение ошибок в заданном тексте. Эти виды работ чаще всего провожу по вариантам, что способствует усилению самостоятельности.
Приведу пример: 6 класс. Заполнить таблицу, используя образцы горных пород.
Горная порода | Твердость | Цвет | Происхождение |
Гранит | |||
Песок | |||
Мел | |||
Каменный уголь | |||
Торф | |||
Поваренная соль | |||
Мрамор |
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету.
В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения географии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать географические знания.
В решении данных проблем может найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения. Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся.
Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.
Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Рекомендую использовать тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации.
На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально.
Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, обеспечивают личностно-смысловое включение обучающихся в учебную деятельность, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки. Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Моя задача – направлять детей в нужное русло, стараясь при этом развивать в них самостоятельность мышления.
Проектируя свою профессиональную деятельность на следующий учебный год, планирую достичь основную цель: не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.
Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.
Школа. Это и есть путь, по которому идут педагоги, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это наша жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите ...
Статья на тему"Проблема творческой готовности обучающихся в учебной деятельности"
Статья предназначается для учителей анлийского языка.В статье рассматривается творческое взаимодействие между участниками учебного процесса.Цель:вызвать устойчивую мотивацию и обеспечить деятельность ...
Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...
Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...