Материалы для проектирования урока по требованиям ФГОС
методическая разработка на тему
Материалы для проектирования урока по требованиям ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование урока иностранного языка в условиях ФГОС
Французова О.В., методист кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную компетенцию. Для достижения заявленной цели обучения, учителю в первую очередь необходимо понимать специфику самого учебного предмета «иностранный язык», которая заключается в том, что: 1) иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях; 2) изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка; 3) при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.
В перечисленных выше пунктах отражены не только специфика, но и большие преимущества иностранного языка перед другими предметами, т.к. в содержании и целях обучения языку уже заложен личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Как только учитель осознает то, что его главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, он сможет создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке. Как правило, во втором случае, этого так и не происходит.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Остановимся на некоторых основополагающих принципах, которыми, должен руководствоваться учитель при подготовке урока иностранного языка.
1. Урок – часть всей системы обучения языку, и поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо осознавать его как элемент этой системы, как еще один последующий шаг к достижению главной цели обучения языку. Чтобы сделать процесс обучения более целенаправленным и последовательным, проектирование урока должно начинаться с определения того, какую роль играет конкретно взятый урок в структуре изучения темы, раздела, курса. К сожалению, учителя все еще испытывают трудности в комплексном подходе к проектированию каждого урока, поэтому не редки случаи, когда уроки больше похожи на хаотично разбросанные элементы мозаики.
2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. От умения учителя формулировать цель зависит как урок, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. Часто педагоги ставят на один урок слишком много целей, достижение которых потребует нескольких уроков, или формулируют на один урок слишком обширные цели, которые также не могут быть достигнуты в отведенное время. Не меньшую трудность вызывает необходимость сформулировать цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока. Из-за этого, очень часто получается так, что, желая «объять необъятное» в рамках одного урока, учитель теряет смысл самого урока, не видит, от чего и к чему ученики должны прийти на этом конкретном уроке. В результате, учащиеся, вроде, и занимались продуктивной деятельностью – читали, писали, слушали и говорили, но все их действия не были подчинены основной цели урока, который в таком случае представляет из себя просто набор не связанных между собой упражнений. Такой урок, в свою очередь, вряд ли сможет приблизить учащихся к достижению главной цели изучения языка - к формированию коммуникативной компетенции.
3. Как уже упоминалось выше, специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Наиболее часто подмена понятия «деятельностный подход» учителями иностранного языка происходит на этапе объяснения новых языковых явлений. Введение, к примеру, нового правила грамматики, учителя зачастую организуют путем его объяснения, а затем выполнения большого количества грамматических упражнений для закрепления этого правила, полагая, что ученики осваивают новое явление в ходе собственной деятельности. Хотя, о деятельностном подходе здесь говорить не приходится в силу того, что выполняемая ими деятельность не носит продуктивного характера, не направлена на решение конкретной задачи, а значит, учащиеся не усвоят ее и она не станет частью их языкового арсенала. И в результате, как показывает опыт, даже те учащиеся, которые без единой ошибки выполняют грамматические упражнения, в последствие испытывают большие трудности при использовании этого правила в ходе коммуникации. Такой ситуации можно избежать путем введения (а не объяснения и отработки) нового языкового материала в речевую практику учащихся, которое происходит за счет установления учащимися связи между уже известными им и вновь вводимыми языковыми явлениями. Это учит пользоваться новым языковым материалом в процессе решения актуальных задач через говорение, аудирование, чтение и письмо.
Говоря о личностно-ориентированном подходе, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы. В этом отношении, урок иностранного языка находится в несколько выигрышном положении по сравнению с другими предметами, т.к., обучение общению происходит в процессе обсуждения учащимися окружающей их действительности. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.
4. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем. Конечно, все темы курса иностранного языка в рамках школьной программы направлены на создание реальных, типичных ситуаций общения. Но, при этом, к сожалению, очень мало учебников, в которых бы материал, предлагаемый в качестве опоры для выполнения того или иного вида деятельности можно было назвать актуальным, жизненным, учитывающим интересы и потребности каждого возраста. Нередко ученикам предлагаются устаревшие тексты, оторванные от действительности статьи, аудио-материалы, задания на обсуждение абстрактных ситуаций. В итоге, такие материалы не вызывают учащихся на диалог, не ставят перед ними проблемы, которые хотелось бы решить, обсудить. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из франкоязычных газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.
5. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Как и в жизни, учащиеся должны иметь возможность выпускать свои газеты, организовывать праздники, переписываться с иностранцами, сочинять песни и стихи, решать исследовательские задачи и т.п., только все это посредством иностранного языка.
6. Если учитель желает, чтобы учащиеся научились общаться на иностранном языке, он обязательно должен быть готов к диалогу с учащимися, к тому, что он – равноправный участник этого диалога, но не стараться отстраниться от ситуации общения. От того, насколько учитель открыт и искренен с учениками в процессе обсуждения с ними той или иной темы зависит то, насколько реальна и значима для учащихся будет тема урока, а значит и сам результат. Как мы уже отмечали, ученики не должны «играть в иностранный язык» на уроке, а должны иметь возможность изучать его в ходе рассмотрения актуальных вопросов. Поэтому задача учителя – не наблюдать со стороны на искусственно созданную ситуацию, а непосредственно участвовать в процессе общения, максимально воспроизводящего реальную ситуацию.
Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.
Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.
Остановимся подробнее на нестандартных уроках иностранного языка, обеспечивающих активность учащихся на уроке иностранного языка. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Виды нестандартных уроков.
1. Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.
4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.
5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.
6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
7. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.
9. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
10. Урок – интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, "Планы на будущее”, "Биография” и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
11. Урок-эссе. Современный подход к изучению французского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках французского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
12. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
13. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами франкоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
14. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на французском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Актуально и эффективно использование на уроках иностранного языка:
- песенного материала, что стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материла благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания;
- учебного кино, что развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух;
- компьютерных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения и интенсификацю самостоятельной работы учащихся.
Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.
Литература
1. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
3. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.
4. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005
5. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М. : Центр дистанционного образования "Эйдос" / http://eidos.ru;e-mail:info@eidos.ru
6. Шубина, Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] / Т. И. Шубина / http://festival.1september.ru/articles/527236/
Предварительный просмотр:
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности проведения урока
в соответствии с требованиями ФГОС
Дата Урок (предмет, тема ) ____________ _______________________________
Класс ФИО учителя _____________ __________________
Параметры анализа урока | Результативность | Пожелания и комментарии | ||||
да | нет | часто | ||||
I. Учебно-познавательная атмосфера урока | ||||||
Мотивирована ли деятельность учащихся | ||||||
Создана (сформулирована) ли проблемная ситуация | ||||||
Сформулирована ли тема | ||||||
Намечен ли план работы | ||||||
Учащиеся увлечены и участвуют в различных видах деятельности, | ||||||
II. Анализ деятельности учителя | ||||||
Решение на уроке единства задач образования, воспитания, развития | ||||||
Изложение уч. материала ведется четко, логично, последовательно, эмоционально, на доступном уровне раскрывает содержание программы | ||||||
Использование на уроке оптимального сочетания методов, творческий подход к использованию метод. литературы и учебников, применение своих метод. находок | ||||||
На уроке умело осуществляется актуализация знаний учащихся, успешно реализуются межпредметные связи | ||||||
Формирование у уч-ся навыков рациональной организации учебного труда, развитие их творческих способностей | ||||||
Осуществление дифференцированного подхода. | ||||||
Целесообразное, рациональное и комплексное использование наглядности и ТСО | ||||||
Понимание уч-ого материала, умение применять полученные знания на практике с учетом требований программы. Овладение навыками самостоятельной работы, соблюдение норм оценок. | ||||||
III. Анализ деятельности ученика | ||||||
Формы работы: -) фронтальная -) индивидуальная -) парная -) групповая | ||||||
Реализованы ли потребности детей: -) стремление применять знания в новой ситуации -) потребность в процессе самостоятельной работы, поисковой исследовательской деятельности разрешить учебную проблему | ||||||
Формировались ли умения: -) самостоятельное выдвижение гипотез -) соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями - ) обобщение по проблеме - ) формулирование вопросов - ) развитие монологической речи -) умения работать с текстом -) анализ продукта собственной деятельности -) возможность продемонстрировать свои достижения -) пополнение знаний других учащихся новыми сведениями -) умения оценки и самооценки результатов работы | ||||||
IV. Взаимодействие учителя и ученика | ||||||
-целенаправленность; -мотивированность; -целостность; -структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности); -согласованность действий; -организованность; -результативность | ||||||
V. Формирование УУД | ||||||
Познавательные: Общеучебные УД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; | ||||||
Коммуникативные: - планирование - инициативное сотрудничество - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||||||
Личностные: - действие смыслообразования - действие нравственно – этического оценивания - эмоциональное осознание себя и окружающего мира; - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | ||||||
Регулятивные: целеобразование планирование контроль коррекция оценка прогнозирование |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу. Показатель эффективности работы учителя – хорошо проведенный урок. Показатель хорошего урока – учебные результаты обучающихся.
Технологическая карта — это документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:
- Какие операции необходимо выполнять
- В какой последовательности выполняются операции
- С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)
- Сколько уходит времени на выполнение каждой операции
- Результат выполнения каждой операции
- Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРЕДМЕТ
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Тип урока:
Тема урока:
Место урока в системе уроков:
Цели урока:
1) Обучающая:
2) Развивающая:
3)Воспитательная:
Этап урока | Средства и задания | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика, УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: | ||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: | ||||
III. Изучение нового (10 мин) Цели: | ||||
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: | ||||
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение | ||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: |
ФОУД: Фронтальная, Индивидуальная, Парная, Групповая (Ф, И, П, Г)
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | - | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка - оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока английского языка
УМК: Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский в фокусе" учебник для 5 класса - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
ФИО учителя: Семенова Е.С., Егорова М.С.
Класс: 5А
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Дом
Место урока в системе уроков: Unit 3, Lesson 1
Цели урока:
1) Обучающая: формирование лексических навыков по теме «Дом»;
2) Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания и языковой догадки;
3) Воспитательная: воспитание культуры общения на иностранном языке и развитие познавательного интереса.
Формы познавательной деятельности: фронтальная (Ф), хоровая (Х), индивидуальная (И), групповая (Г), парная (П).
Этап урока | Средства и задания | ФОУГД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1)Мотивация к учебной деятельности Цели: мотивировать учащихся к работе на английском языке 2 мин. | Устная речь учащихся и учителя | Ф И Х | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует на английском языке. Проводит фонетическую зарядку. | Ученики отвечают на приветствие учителя. Повторяют за учителем хором и по цепочке. | Личностные: формирование мотивации изучения английского языка и стремление к самосовершенствованию. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль. |
2)Формулирование темы урока, постановка цели Цели: развить у учащихся умения формулировать цели урока 5 мин. | Наглядные материалы (фотографии домов, квартир и комнат) |
Ф Г | Учитель представляет наглядные материалы классу. Делит учащихся на группы. Уточняет понимание учащимися поставленных целей. | Ученики называют тему урока. Формулируют цель по цепочке. В группах обсуждают подтемы нового урока: - виды домов; - типы комнат. | Регулятивные: целеполагание. |
3) Изучение нового материала Цель: сформировать первичные лексические навыки 4 мин. | Упражнение из учебника. С 46 упр. 1 | Ф И Х | Учитель называет типы домов и комнат. Предлагает учащимся записать новую лексику в словарь. | Ученики повторяют хором, по цепочке и индивидуально за учителем. Записывают новый лексический материал. | Предметные: формирование языковых навыков. |
4) Первичное закрепление нового материала Цель: научиться применять полученные знания на практике 4 мин. | Упражнение из учебника С 46 упр. 1 | Ф И | Учитель формулирует задание: подписать названия комнат и типы домов под картинками. Объясняет тип проверки и затем включает аудиозапись. | Ученики выполняют задания, пользуясь словарем. Слушают запись и проверяют свои ответы. | Предметные: формирование компенсаторной компетенции (умение пользоваться словарем), речевой компетенции (умение воспринимать речь на слух). |
5) Закрепление нового материала с проговариванием во внешней речи Цель: отработать новый лексический материал 7 мин. | Опора на доске или экране. | П И | Учитель обеспечивает кратким планом ответа, который является опорой при составлении своего рассказа. Побуждает к высказыванию о доме и комнатах своего напарника. Контролирует выполнение работы. | Ученики в парах рассказывают о типе своего дома и называют виды комнат. По очереди пересказывают высказывание своего напарника. | Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции, включая умения взаимодействовать с окружающими. Предметные: формирование речевой компетенции ( умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы). |
6) Включение в систему знаний и повторения Цель: осознать важность данного материала при изучении темы 2 мин. | Устная речь учителя | Ф | Учитель называет порядковые числительные на английском языке и просит вспомнить их значение. Выдвигает проблему и побуждает к высказыванию: в каких ситуациях используются порядковые числительные. | Ученики на слух определяют, к какой части речи относятся данные лексические единицы. Высказывают свои предположения и комментируют связь с данной темой. | Предметные: формирование речевой компетенции (умение воспринимать речь на слух), языковой компетенции (распознавание в речи основных значений изученных лексических единиц). |
7) Закрепление ранее изученного материала Цель: применить ранее изученный материал на практике 7 мин. | Упражнение из учебника С46 упр. 2a.b. И наглядность | Ф Х И П | Учитель произносит числительные. Обращает внимания на образование. Формулирует задание: спросить друг у друга и ответить, на каком этаже проживает каждый герой, используя образец и наглядность. Контролирует выполнение задания. | Ученики повторяют за учителем. Работают в парах. Один из учеников задает вопрос, а второй отвечает, затем меняются ролями. | Предметные: умение действовать по образцу при выполнении упражнения (познавательная сфера). Метапредметные: умение взаимодействовать. |
8)Обобщение знаний 8 мин. | Игра «Построй башню» | Г | Учитель создает эмоциональный настрой на игру. Напоминает правила работы в группах. Раздает заготовленный раздаточный материал: башня с этажами, виды комнат. Зачитывает предложения. Демонстрирует полученную схему и обсуждает трудности. | Ученики внимательно слушают объяснения, как выполнять задания и прикрепляют карточки. Проверяют правильность выполнения задания. | Предметные: формирование речевой компетенции (умение воспринимать речь на слух). Регулятивные: умение самостоятельно оценить правильность выполнения действия; сформулировать проблему, с которой столкнулся. |
9)Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению 2 мин. | Ф | Учитель объясняет домашнее задание. | Ученики записывают задание в дневник и слушают объяснения. | ||
10)Рефлексия 4 мин. | И | Учитель побуждает к высказыванию и задает наводящие вопросы: Какую тему изучили? Что нового вы узнали? С какими трудностями вы столкнулись и почему? Что вам понравилось? что вам не понравилось? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Ученики отвечают на вопросы учителя и проводят самооценку. | Личностные: осознание возможности самореализации средствами английского языка, стремление к совершенствованию речевой культуры. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: английский язык
Учитель: Мазурек Ирина Владимировна
Класс: 5 г
Автор и название УМК: М.З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева «Английский с удовольствием»
Тема урока: Добро пожаловать в лондонскую школу
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Подход в обучении: мыследеятельностный, дифференцированный
Применяемые технологии и приемы: технология развития критического мышления, проблемный диалог, продуктитвное чтение
Планируемые результаты | Предметные | Личностные | Метапредметные | |
Формирование языковых навыков фонетических, орфографических, лексических) в рамках темы «Пригласительное письмо в Лондон»; Совершенствование навыка говорения через практику диалогической речи Развитие навыков аудирования, чтения, письма в рамках предложенной темы; Формирование социокультурной осведомлённости. | • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие; • формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; • освоение способов решения проблем поискового характера; • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • развитие социальных умений школьника, необходимых для общения на иностранном языке в пределах его языковых способностей. | ||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Международные отношения | Парная, групповая, фронтальная. | - Учебник; - Звуковое приложение (CD); -Мультимедийные средства. |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
1-й этап «Организационно-мотивационный» Постановка цели урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивации через создание ситуации успеха) Задания, нацеленные на достижение результатов:
| ||||||||||
1. Учитель настраивает детей на работу; вводит в атмосферу 2. Учитель стремится создать ситуацию успеха, предлагая учащимся назвать тему и цель урока, ориентируясь на выражения, используемые в речевой разминке. 3.Учитель привлекает внимание детей к упражнению в учебнике, просит назвать форму речи, действующих лиц и сообщить основную мысль диалога. | Знакомятся с лексическими единицами, выделяют известную и неизвестную лексику, формулируют на основе полученной информации познавательную цель | Формулировать познавательные задачи. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые вопросы. | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности | Уметь высказывать мнения | ||||
2-й этап «Актуализация и фиксирование затруднения» | ||||||||||
4. Учитель предлагает учащимся разыграть диалог на тему «Приглашение в лондонскую школу» 5. Учитель просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний. 6. Учитель побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи. | Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться | Формулировать проблемы | Взаимодействуют с партнером по диалогу, пытаясь решить коммуникативную задачу | Управлять поведением партнера – контролировать, корректировать его действия | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. | ||||
3-й этап «Постановка проблемы» Задания, нацеленные на достижение результатов: упр. 2 стр. 52 (прослушать аудиозапись, расставить предложения в правильном порядке) | ||||||||||
7. Организует деятельность учащихся по решению учебной задачи: создание диалога-модели на основе восприятия аудиотекста | Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности | Извлекать информацию, строить логические цепочки | Управляют поведением партнёра | Контролировать, корректировать действия партнера | ||||||
4-й этап «Построение и реализация проекта выхода из затруднения» Задания, нацеленные на достижение результатов: упр.2 стр.52 (составить схему диалога) | ||||||||||
8. Учитель предлагает учащимся зафиксировать диалог в знаке, т.е. составить опорную схему диалога-модели, предварительно обсудив структуру и условия создания схемы (количество колонок, направления стрелок), организует самостоятельную деятельность детей в группах 9. Учитель предлагает учащимся осуществить в дискуссионной форме взаимооценку по результатам групповой работы с выбором оптимального варианта схемы | Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы решения учебной задачи Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения задания | Выделять ключевые слова, использовать знаковые символы Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | Планируют учебное сотрудничество со сверстниками — определяют функций участников, способы взаимодействия Сотрудничают с учителем | Сотрудничать с партнерами — определять функций участников, способы взаимодействия Аргументировать, отстаивать свою точку зрения | Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от образца Определяют качество усвоения, вносят необходимые коррективы | Сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном Осознавать качество усвоения, вносить необходимые коррективы | ||||
5-й этап «Включение в систему знаний» Задания, нацеленные на достижение результатов: упр.2 стр.52 (разыграть диалог с опорой на схему) | ||||||||||
10. Учитель предлагает учащимся проговорить во внешней речи каждый этап диалога с целью первичного закрепления знаний 11. Учитель организовывает самостоятельную работу в парах с самопроверкой по эталону 12. Учитель включает учащихся в систему знаний через разыгрывание диалога, вызвавшего затруднения на 2-м этапе урока | Осуществление осознанного построения речевого высказывания | Осуществлять осознанное построение речевого высказывания | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проверяют итоговое качество собственных знаний и знаний своих товарищей | Осознавать уровень собственных достижений, качество знаний, ошибки и их причины, пути их устранения. | ||||
6-й этап «Итог учебной деятельности» Домашнее задание: стр. 53 упр.4 (базовый уровень – понимание содержания письма, работа со словарем; повышенный уровень – ответ на вопрос к письму, изучение структуры письма) | ||||||||||
13. Учитель просит назвать учащихся трудности, с которыми им пришлось столкнуться на уроке и ответить на вопрос, удалось ли им преодолеть данные трудности 14. Учитель просит познакомиться с домашним заданием (изучение пригласительного письма из Лондона) и на его основе определить тему беседы следующего урока. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома. | Определяют тему следующего занятия | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Понимают причины успеха или неуспеха учебной Определяют объем своей домашней работы | Формировать способность осознавать трудности и причины успеха или неуспеха и пути их преодолении Осознавать качество и уровень усвоения знаний, прогнозирование результатов работы |
Анализ урока
Фрагменты урока | Использование технологий деятельностного типа | Учителем продемонстрированы формирования УУД | Что можно сделать лучше? |
Организационно-мотивационный | Технология критического мышления: создание ситуации успеха | Познавательные: выделять известную и неизвестную лексику, формулировать на основе полученной информации познавательную цель Коммуникативные: Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые вопросы Регулятивные: Принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности | Использовать более эффективные технологии для создания ситуации успеха |
Актуализация и фиксирование затруднения | Проблемный диалог | Познавательные: Формулировать собственные затруднения и устанавливать их причины через описание недостающих знаний. Перечислять, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулировать, чему они желали бы научиться Коммуникативные: Взаимодействовать с партнером по диалогу, пытаясь решить коммуникативную задачу Управлять поведением партнера – контролировать, корректировать его действия Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки | Развивать навыки взаимодействия с партнером по диалогу |
Постановка проблемы | Продуктивное чтение (чтение текста во время аудирования) | Познавательные: Извлекать информацию, строить логические цепочки Коммуникативные: Контролировать, корректировать действия партнера | Развивать способности извлечения информации, умения строить логические цепочки |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Фиксация в графике и знаке | Познавательные: Выделять ключевые слова, использовать знаковые символы Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: Сотрудничать с партнерами — определять функций участников, способы взаимодействия. Аргументировать, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: Сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном. Осознавать качество усвоения, вносить необходимые коррективы. | Изучить и применять систему графических и знаковых символов для фиксации грамматической единицы в графике и знаке |
Включение в систему знаний | Технология критического мышления | Познавательные: Осуществлять осознанное построение речевого высказывания Коммуникативные: Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Осознавать уровень собственных достижений, качество знаний, ошибки и их причины, пути их устранения. | Осуществлять дифференцированный подход |
Итог учебной деятельности | Оценивание учебных успехов | Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: Осознавать качество и уровень усвоения знаний, прогнозирование результатов работы
| Разнообразить формы оценивания учебных успехов |
Предварительный просмотр:
Галина КОПОТЕВА Ирина ЛОГВИНОВА
e-mail: galin_2007@mail.ru
e-mail: ilogvinova@i-yazyki.ru
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений мы остановились на следующем: «технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности»[5].
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) «по мере готовности» образовательных учреждений.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
- необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
- новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
- понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий[8].
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности, является значительным достижением психологии. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.
В контексте научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО проблема состояла в том, чтобы разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить эти требования: учителю наглядно спроектировать, а заместителю директора по УВР проследить ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД.
Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
- что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
- что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
- как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Одной из основных задач для нас была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся».
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
На основании ранее приведённых нами задач создания карты мы определились, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя», как бы неожиданно это ни звучало. Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью мы понимаем возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе нашей технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.
Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, мы структурировали графу «Деятельность учащихся» на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них также определили структуру, фиксирующую выполняемое действие и его предполагаемый результат.
Предметные планируемые результаты в нашей карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации[6]. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты, мы предусмотрели возможность явного выделения базового и повышенных уровней освоения учебного материала.
Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как мы уже отмечали, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук[8][2]. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности»[8][2].
Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание читателя на том, что в её структуру мы умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, по нашему мнению, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования»[8]. Поскольку предлагаемая нами технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, — как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу.
С целью реализации целостного учебного процесса мы предлагаем пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя. Далее мы приводим минимально допустимый для хода урока вариант карты:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Как видим, в трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла. А для гуманитарных дисциплин, и для английского языка в частности, преподаваемого с использованием учебника «Английский в фокусе», в котором в явной форме есть материал, позволяющий формировать основы гражданственности и нравственные смыслы жизни человека, отсутствие этого модуля будет уже неправомерным:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
4-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. Поэтому следующий пятимодульный вариант карты мы рекомендуем тем учителям, кто:
- выбрал УМК, где такая дифференциация реализована;
- чувствует себя опытным в идентификации и подборе заданий разного уровня сложности.
По мере того как учебно-методическое обеспечение образовательного процесса будет совершенствоваться и переход на двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) станет свершившимся фактом, отсутствие у педагога умения идентифицировать степень сложности задания станет признаком профессиональной некомпетентности. Поэтому, чем раньше учитель начнёт работать с вариантом карты, где эти уровни обозначаются, тем быстрее он отточит этот ставший остро необходимым навык:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
5-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Возможности предмета «Иностранный язык» при соответствующем содержательном и методическом наполнении очень благоприятны для реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий. Этап основного общего образования максимально эффективен для развития иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Именно поэтому первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения и в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства, третьей — социокультурные знания и умения[7]. Учитывая это обстоятельство и структуру коммуникативных универсальных учебных действий[8], мы предложили развёрнутый коммуникативный модуль:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Развёрнутый коммуникативный модуль
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
С целью совершенствования профессиональных педагогических умений по использованию разных видов коммуникации для интенсификации формирования соответствующей группы универсальных учебный действий мы рекомендуем использовать такой вариант карты в ходе проектирования урока преподавателям любых предметов, а не только лингвистам. Однако на этапе реализации урочной деятельности необходимо продемонстрировать интеграцию детализированного коммуникативного модуля в общий процесс формирования всех групп универсальных учебный действий:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма[7]. Поэтому уже специально для преподавателей-лингвистов мы предложили детализацию соответствующего модуля технологической карты:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
развёрнутый коммуникативный модуль 3.3.
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
В целостной карте такая конкретизация будет выглядеть следующим образом:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем 3.3
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Завершая разговор об особенностях технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой необходимо сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности (например, как в дидактических системах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Школа 2100 и др.). В разных дидактических системах, как известно, названия этих этапов-способов деятельности варьируются: урок целеполагания, урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков и т. д. Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя:
- обнаруживают предмет своего действия;
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.
Подводя итог сказанному, необходимо рельефно вычленить достоинства и преимущества предлагаемой технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой по сравнению с другими методическими продуктами такого же характера. Достоинства и новшества её структуры нами состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:
- формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
- формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;
- уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задачи благодаря этому дифференцировать процесс обучения.
Предлагаемая нами технологическая карта урока позволяет учителю зафиксировать в проекте урока и проанализировать по результатам проведения урока:
- изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к новым формам учебной деятельности; коммуникации с педагогом и сверстниками);
- качественное изменение формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);
- изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия).
Кроме того, она позволяет:
- сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;
- оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).
Важным преимуществом созданной нами карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:
- для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;
- для проектирования уроков в разных ступенях обучения;
- учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;
- как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.
Из приведённых характеристик созданной нами технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.
Resources and links:
1. Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. — 2005. — № 7.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.
4. Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
5. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.
6. Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
7. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (литература, 6 класс) ...
«Моделирование уроков внеклассного чтения в 5 классе (на материале литературного краеведения) в системе требований ФГОС»
В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности, нормативно-правовыми докуме...
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.
1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...
Проектирование урока технологии по ФГОС
Цели современного урока технологии: Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели Цели деятельности учащихся Виды УУД: - личнос...
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...
Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС. Тема урока: «Где и как живут здесь люди?»
Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Menschen?»; обеспечить условия для активизаци...