Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
статья на тему
Я не знаю большей красоты, чем здоровье. Г. Гейне
Здоровье нужно каждому человеку, чтобы быть красивым, счастливым, получить интересную профессию и создать семью. Прежде чем начать мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас означает понятие «здоровье педагога»?
У меня в руках апельсин. Мы передавая его друг другу охарактеризуем «здоровье педагога» - это красота…
Спасибо! Все о чем было сказано в действительности не что иное как составляющие здоровья, ведь здоровье – это не просто отсутствие болезни, но и доброжелательность, психологическая гармония в человеке, спокойные отношения с людьми и с самим собой.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Конечно, нужен мотив, побуждение к действию. Например, установка на долгую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_informatiki.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Целесообразность и эффективность
выполнения упражнений
по здоровьесбережению учащихся
Учитель информатики МБОУ «СОШ №3» Бурцева Е.Б.
Я не знаю большей красоты, чем здоровье. Г. Гейне
Здоровье нужно каждому человеку, чтобы быть красивым, счастливым, получить интересную профессию и создать семью. Прежде чем начать мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас означает понятие «здоровье педагога»?
У меня в руках апельсин. Мы передавая его друг другу охарактеризуем «здоровье педагога» - это красота…
Спасибо! Все о чем было сказано в действительности не что иное как составляющие здоровья, ведь здоровье – это не просто отсутствие болезни, но и доброжелательность, психологическая гармония в человеке, спокойные отношения с людьми и с самим собой.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Конечно, нужен мотив, побуждение к действию. Например, установка на долгую жизнь. Мы с вами постоянно должны повышать свою квалификацию, перестраивать мышление на здоровый образ жизни, пополнять собственный багаж теоретических знаний, овладевать оздоровительными системами и технологиями (традиционными и нетрадиционными методами: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные прогулки, выполнение дыхательных упражнений, самомассаж, точечный массаж).
Я предлагаю вам комплекс упражнений для педагогов, способствующие быстрому восстановлению всех систем организма. Блиц - массаж поможет педагогу освободиться от накопившейся усталости всего за 60 сек.
КОМПЛЕКС № 1
1. Быстро потрите пальцами ладонь другой руки - 5 сек.
2. Быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх – вниз - 5сек.
3. Часто постучите пальцами по макушке – 5 сек.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак, энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья – 3 раза.
5. Нащупайте пульс на сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до 5. Отпустите. Глубоко подышите. Снова нажмите на артерию. Тоже проделайте на другой стороне шеи.
6. Большим пальцем руки нащупайте впадину у основания черепа – место соединения головы с шеей. Нажмите, сосчитав до 3-х. Отпустите. Повторите 3 раза.
7. Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите её до исчезновения боли.
8. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге.
9. Быстро потрите верх ступни рукой или, что более удобно, пяткой другой ноги.
Если по телу разлилось приятное тепло - цель достигнута. Всего за 60 сек. Вы активизировали основные системы организма
КОМПЛЕКС № 2
1. Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем пальцами тщательно их помассировать миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные отверстия и повибрировать ими, как бы освобождая их от воды.
2. «Написать» или «нарисовать» в воздухе носом и подбородком слова, предметы, фигуры животных и т.д. При выполнении упражнения двигать плавно шеей, без рывков и излишнего напряжения. Туловище держать не подвижно, спину прямо.
3. Сидя или стоя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать позу 20 – 30 сек. Затем медленно вернуться в исходное положение
КОМПЛЕКС № 3
1. Стоя или сидя, правую руку поднять вверх, левую опустить вниз. Сгибая обе руки за спиной сцепить пальцы. Локоть, поднятый вверх, прижимать к голове, удерживать положение. Затем поменять руки.
2. Положить правую руку на голову, левую на грудь. Правой рукой поглаживать голову круговыми движениями, левой поглаживать по груди.
КОМПЛЕКС №4
1.Движения головой:
* вверх- вниз - на 8 счетов;
* в стороны - на 8 счетов;
* круговые вращения влево – вправо 2раза на 4 счета каждое.
2. Движения плечами:
* одновременное пожимание обоими плечами – на 8 счетов;
* пожимание каждым плечом отдельно – на 8 счетов;
* круговое вращение назад – вперед – каждым по 2 раза на
4 счета.
3.Движения руками:
* резкое поднимание и опускание – на 8 счетов;
* попеременное скрещивание перед грудью ( ножницы) –
на 8 счетов;
* круговые вращения назад – на 8 счетов;
* круговые вращения вперед – на 8 счетов.
4. Упражнения для талии:
* движения из стороны в сторону – на 8 счетов;
* попеременное касание руками пальцев ног – на 8 счетов;
* наклоны влево – на 8 счетов;
* наклоны вправо – на 8 счетов.
5. Упражнения для ступней и лодыжек:
* подъемы на носках – на 8 счетов;
* круговые движения левой ступней – на 8 счетов;
* подъемы на носках – на 8 счетов;
* круговые движения правой ступней – на 8 счетов.
6. Танцевальные шаги:
* шаг вправо – левую ногу приставить, шаг влево – правую ногу приставить – по 2 раза;
* шаг вперед – подскок (ноги вместе) – хлопок руками;
* шаг назад – подскок – хлопок руками;
* шаг вперед – подскок – хлопок руками.
Повторить 2 раза.
7. Растягивание тела, позвоночника :
* потянуться вверх – на 8 счетов;
* потянуться вперед – на 8 счетов;
* дотронуться до пола – на 8 счетов;
* потянитесь вверх – на 8 счетов.
КОМПЛЕКС № 5
1.Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, задержите дыхание, сдавите изо всех сил основания ладоней, так, чтобы задрожали руки – напряжены мышцы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх (как будто бы вы, опираясь о руки, выглядываете из окна) - повторить 3 раза.
2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локтивперед. Потяните голову к локтям.
Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Выполняйте упражнение 10 – 15 раз.
3. Ладонями хорошенько разотрите уши. Вначале мочки, а потом целиком: вверх – вниз, вперед – назад. При этом «поцокойте» языком. Выполняйте упражнение 10 – 15 сек.
4.Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать «Сыр», а потом надавить на «хохотальную точку» - она находиться на кончике носа.
5.Быстро – быстро сожмите кулак и скажите: «Я справлюсь!» « Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!» (Говорить можно вслух или про себя)
6.Закиньте голову назад, выдвиньте вперед подбородок – так, чтобы кожа на шеи натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо – тихо, еще тише, так тихо, как только возможно. Посидите так около минуты. Чуть – чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и – за работу…..
Ты хочешь быть здоровым, крепким,
Ты хочешь жить до сотни лет,
Ищи целительные силы
И будь здоровым человек.
Желаю Вам здоровья
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология – это:
- Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...
- Воздействие электромагнитного излучения.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит не-значительное по интенсивности рентгеновское излучение...
- Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зритель-ное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...
- Перегрузка суставов кистей.
Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...
- Стресс при потере информации.
Если компьютер «зависает», в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полез-ная информация, замедляется работа компьютера, то это мо-жет вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...
- Психические расстройства.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз.
Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера.
В своей работе я стараюсь использовать следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей: Я назову их СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
- Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.).
- Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности школьников через организацию школьного пресс-центра «За партой» газета и передачи ДТВ.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда через физкультминутки и т д
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
Урок с использованием компьютеров я стараюсь организовать в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностейшкольников.
Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Ну конечно одно из самых главных условий – это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель. Все это соблюдается у нас в школе: кабинет информатики расположен на третьем этаже, оборудованы жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Ученики, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого школьника: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ученика находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.
На мой взгляд, очень интересным являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.
Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.
Физкультминутки – это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе использую физические упражнения, которые в разное время получала на курсах или находила в литературе.
Например:
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую школьникам в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5
Это следующие упражнения:
- Вертикальные движения глаз «вверх – вниз»;
- Горизонтальные «вправо – влево»;
- Вращение глазами по часовой стрелке и против;
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Зарядка для глаз обязательно имеет свое место перед и после окончания работы за компьютером, причем она проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю ребятам не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. В интернете количество стереограмм не ограничено, да и программ для их создания предостаточно.
Белый слайд
На своих уроках также особое внимание уделяю одному из принципов развивающего обучения: включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое.
Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. (Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление (например, радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария. Или,
например, можно провести такое упражнение: Для гармонизации двух полушарий предлагаю школьникам вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий. (выполнить)
Упражнение1, 2, 3отдохните и порешайте 4, 5, 6 Гимнастика для рук 7, 8
Перед контрольной работой или зачетом предлагаю ученикам на перемене (на доске или листке бумаги) рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение перед контрольной работой.
Некоторым школьникам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.
Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Они соприкасаются также и эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи, как по правильности, рациональности, так и по «красоте» – простоте, изяществу, лаконизму.
Творческие конкурсы привносят в унылые школьные будни нотки радости, ожидание успеха и личную заинтересованность! («Ля Марсик», «Мы за ЗОЖ», «Игра длинною в жизнь»)
Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием – «возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому и, мне, как учителю, особенно необходимо!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!
Источник
http://mgogi.ru/smi/publications/Материалы%20III%20региональной%20научно-практической%20конференции%20_Эффективность%20здоровьесберегающих%20технологий%20в%20образовательной%20среде_.pdf
Э. В. Акопян
ГБОУ СПО Московской области «Орехово-Зуевский социально гуманитарный колледж», г. Орехово-Зуево
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим к...
Использование Здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках информатики...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Презентация.Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжени...
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...