ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УУД
тренажёр на тему

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_uud.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Задание 1. Определите историческую личность.

Слово царево — неверное слово,

Подлое слово у Шуйского злого.

Выжгли глаза воеводе сначала,

Чтобы Ивана заря не встречала.

Чтоб не встречался с людьми воевода,

Прочь отослали на долгие годы

В Каргополь —

город в Онежском краю,

Чтобы забыл про свободу свою.

(Болотников)

2.  Определите какое историческое событие здесь описано.

1) Неужель я царскою десницей

 Никогда врагов не поборю?

 Не хотят бояре подчиниться

 Первому венчанному царю.

2) Я их могу казнить, изгнать,

 Могу дома, крестьян забрать...

3) Кого в монахи бы постричь,

 А земли все забрать «в опричь».

(1565—1572 гг., Опричнина)

3. Найдите в тексте максимальное количество исторических ошибок.

Древний Египет.

Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.

Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, «живой товар». Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – «городом крови».

Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.

Ошибки:

Во времена Тутмоса III пирамиды не строились.

Величайшая пирамида была выстроена по приказу Хеопса.

Правители Египта – фараоны, а не цари.

Все пирамиды были построены на левом берегу Нила в соответствии с религиозными представлениями египтян о том, что “царство мертвых” расположено на западе.

Хеопс был фараоном.

На строительстве пирамид были задействованы в основном крестьяне.

Нубия расположена южнее Египта.

Каир не был столицей древнего Египта.

«Городом крови» называли столицу ассирийского царства - Ниневию.

Тутмос III правил позже.

4. Ответьте на вопросы кроссворда «Реформатор».

Вопросы

1. Имя царя, правившего с 1682 по 1725 г. 2. В 1703 году вышла первая русская ... «Ведомости». 3. При Петре I был создан русский Военно-морской ... . 4. Наука, которая изучает прошлое человечества. 5. В 1700 году введено новое летоисчисление – юлианский ... . 6. При Петре I был открыт первый ... – Кунсткамера. 7. 1721 год – важная ... в истории России. 8. В 1721 году Петру I дали новый ... . 9. Титул Петра I с 1721 года. 10. Царь Петр Великий был провозглашен императором, а Россия стала называться – Российская ... .

Ответы: 1. Петр. 2. Газета. 3. Флот. 4. История. 5. Календарь. 6. Музей. 7. Дата. 8. Титул. 9. Император. 10. Империя.

5. Определите лишнее имя  в перечне исторических деятелей:

А) Иван Грозный, Александр Меншиков, Андрей Курбский, Алексей Адашев (лишний Александр Меншиков, так как он является современником Петра I).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Тема: «Маятник внешнеполитического курса Брежнева».

Учащиеся должны прочитать текст параграфа выполнить задания:

1. Почему после преодоления Карибского кризиса руководство КПСС взяло курс не на политику разрядки международной напряженности, а на достижение военного паритета со странами Запада?

2. Разделите исторический период 1960-1980-х гг. на этапы в соответствии с ведущей целью внешней политики Л.И.Брежнева. Обобщите содержание последней графы и сделайте вывод о том, когда советская дипломатия оказалась самой результативной.

Образец таблицы № 1

Этапы внешней политики, их хронологические рамки

Главная цель внешнеполитического курса

Инициативы, конференции, договоры, участие в конфликтах и т.п.

Следствия международного и регионального характера, влияние на статус СССР в мире и на положение внутри страны

3. Как вы поняли, почему внешнюю политику Л.И.Брежнева сравнивают с «маятником». Почему она была противоречивой и непоследовательной? Для ответа на этот вопрос проанализируйте причины смены внешнеполитических приоритетов советского руководства в 1960-х - начале 1980-х гг. и переходов на новые модели отношений с Западом.

Образец таблицы № 2

Этапы внешней политики СССР (хронологические рамки, главная цель)

Причины смены курса

4. Проанализируйте ситуацию, развивавшуюся в Афганистане после переворота в сентябре 1979 г., и на основе документа определите, что в ней не устраивало ЦК КПСС. Назовите три и более положений.

5. На тематической карте "Внешняя политика СССР в 1963-1983 гг." условными знаками отметьте: 1) страны, с которыми СССР урегулировал двухсторонние отношения; 2) государства, отношения с которыми в этот период ухудшились; 3) государства, которые Л.И.Брежнев посетил с официальными визитами; 4) страны, в которые советские войска вводились согласно принципу "социалистического интернационализма"; 5) очаги региональных и глобальных конфликтов с участием вооруженных сил СССР; 6) крупные международные встречи с участием СССР по вопросам мирного сосуществования и разрядки.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

-  Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

-   Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

-   Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

-  Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

-  Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

- В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

1. Взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.

В 9 классе ученики в парах рассказывают о ходе русско-японской войны, затем выполняют тест:

1. Приведите в соответствие имена и факты:

а) С. Ю. Витте б) Николай 11 в) С. О. Макаров г) А. М. Стессель

д) А. Н. Куропаткин е) З. П. Рождественский

а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа.

2. Портсмутский мир предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн.золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

 — опрос в форме диалоговой пары. На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу.

2. Урок по теме «Культура Западной Европы в раннее средневековье».

Представьте себе, что вы живете и учитесь в начале IX  в Западной Европе. Прочитайте «Отрывок из грамматики Алкуина». Инсценируйте данный сюжет через 2 – 3 минуты.

Данное задание учащиеся выполняют в парах. Один ученик играет роль учителя, а другой ученика.  По желанию можно разыграть перед всем классом. Кто лучше сыграл, получает поощрительный жетон или бонус. Данное задание выполняется учащимися легко, быстро, с интересом. Обращается внимание на то, насколько эмоционально был разыгран диалог.

3. Учащимся предлагается провести урок-дискуссию по трем пунктам ранее изученной темы: «Маятник внешнеполитического курса Брежнева».

1. Сформулируйте суть политических и идеологических разногласий между Коммунистической партией Китая и КПСС, обострившихся в 1960-е гг. и приведших к «событиям на острове Даманском».

2. Как вы думаете, почему в официальных заявлениях обеих сторон по поводу событий на острове Даманском суть конфликта сводилась к территориальным претензиям и не касалась его политической подоплеки?

3. «Остров Даманский - крохотный клочок земли. Его трудно найти на географической карте. Но о нем тогда узнал весь мир...» Что обеспечило острову всемирную известность? Как сложилась его судьба после конфликта 1969 г.?

4. Урок в 8-м классе в курсе всеобщей истории Нового времени по теме «Венский конгресс  новая система международных отношений». 

На этапе открытия нового знания учитель распределяет класс на группы, которые будут представлять стран-участниц Венского конгресса: Российскую империю, Англию, Пруссию, Австрию, Францию, Швецию, Голландию и др. Каждая группа получает задание:

1.Выясните, какие территории были присоединены или потеряны данной страной по решению Венского конгресса. Найдите эти территории на карте.

2.Сделайте вывод, осталась ли довольна данная страна решениями Венского конгресса или нет.

Группа работает 4-5 мин, потом представитель от команды рассказывает о результатах работы, показывает по настенной карте территориальные приобретения или потери, помещает на доску с помощью магнита карточку с названием страны в одну из двух категорий: «Страны, довольные результатами конгресса» или «Страны, недовольные результатами конгресса».

5. Тема в 11 классе «Перестройка (1985-1991 г.г.) в СССР: миф или реальность».

Предлагается гипотеза: «Период правления М.С. Горбачева обосновано назван перестроечным, так как серьезным изменениям подверглись все сферы развития советского общества». В качестве доказательства или опровержения берутся Экономическая, Политическая, Внешнеполитическая, Культурная сферы. Определяются задачи:

  • Собрать и обработать материал по вопросам политического, культурного, экономического и внешнеполитического развития СССР в периоды «застоя» и «перестройки»;
  • Систематизировать полученную информацию в виде сравнительной таблицы, с выявлением особенностей развития советского государства в каждый из периодов;
  • Подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Итогом работы должна стать именно сравнительная таблица развития СССР по данным показателям в период 1965-1984 г.г. и 1985-1991 г.г.

Далее вырабатывается план и этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: разделение   группы на 2 подгруппы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за 2 недели до предстоящей работы, группы получают задания от учителя.
  2. Поисковый: выявление источников информации и её набор. Каждая группа ведет поиск и набор материала по определенной для неё проблематике.
  3. Практический: создание общей презентации, заполнение сравнительной таблицы. Этап проводится в рамках урока. Каждая подгруппа знакомит группу с тем материалом, который она подготовила, акцентируя внимание на наиболее важных моментах. Группа  в это время осуществляет заполнение таблицы, задает интересующие вопросы.
  4. Аналитический: анализ представленного материала и формулирование ответа по представленной гипотезе. После заполнения периодических колонок таблицы, группа  определяет сходные или различные моменты с занесением их в третью колонку под названием ВЫВОД. После заполнения таблицы группа  дает ответ на главный поставленный вопрос.

В результате проведенной работы обучающиеся не только получат необходимую информацию по  программе, но и расширят свои познания. Самостоятельность работы и её аналитическая направленность будут способствовать сохранению полученного знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития умений по английскому языку

          Каждый учитель иностранных языков испытывает насущную потребность иметь под рукой набор заданий и упражнений (activities), необходимых для развития разли...

Упражнения и задания для развития цветового восприятия

В материале содержатся задания и упражнения для развития зрительного восприятия,  произвольного внимания, мышления. Раскрашивание картинок поможет развить графические навыки.Упражнения можно испо...

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Математика 6 класс "Подобные слагаемые" Задание для развития и обучения учащихся

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления и повторения темы....

Математика 6 класс "Решение уравнений" Задания для развития и обучения учащихся

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

"Стандартный вид одночлена" 7 класс. Задания для развития и обучения учащихся.

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....