Тема урока: «Моделирование биологических процессов».
план-конспект урока (11 класс) на тему
Открытый урок в рамках РМО учителей физики, химии и информатики
пос. Новобурейский Бурейского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_11_klass_.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в рамках РМО учителей физики, химии и информатики
пос. Новобурейский Бурейского района
Информатика и ИКТ 11 класс
Тема урока: «Моделирование биологических процессов».
Цель урока: сформировать и развивать исследовательские навыки учащихся, посредством освоения технологии моделирования в среде табличного процессора MS Excel .
Задачи:
- Образовательные:
- подробно объяснить этапы моделирования в среде табличного процессора на примере биологических ритмов.
- Развивающие:
- развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
- Воспитательные:
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- мотивирование к грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся.
Место урока в учебном плане: пятый урок в разделе «Моделирование в электронных таблицах».
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Место проведения: компьютерный класс.
Средства обучения:
- Технические средства: компьютер, проектор, колонки.
- Раздаточный материал: карточки для гимнастики, опорный конспект.
Опорные понятия:
- модель;
- моделирование;
- этапы моделирования;
- основные технологические приемы работы в среде табличного процессора.
Информатика и ИКТ 11 класс
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация опорных знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала –10 мин.
- Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Самостоятельная работа – 5 мин.
- Обобщение знаний – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
- Итоги урока – 2 мин.
Здоровьесберегающие технологии урока.
В ходе урока используются следующие здоровьесберегающие технологии:
∙ организационно-педагогические технологии (ОПТ) – урок проходит в соответствии с СанПиН (соблюдается температурный режим, класс проветрен, рабочие места оборудованы в соответствии с возрастом учащихся, проводятся динамические паузы и физкультминутки, время работы за компьютером четко регламентировано СанПиН), что способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
∙ психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников (после звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, при проведении динамических пауз, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика, для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет). Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
∙ учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Информатика и ИКТ 11 класс
Ход урока.
- Организационный момент – 1 мин.
Слайд 1-3. Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: продолжая знакомство с программой электронных таблиц, продемонстрировать её применение в нестандартной ситуации.
- Актуализация опорных знаний – 2 мин.
Слайд 4. Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
- Что такое модель?
- Что такое моделирование?
- Какие этапы моделирования вы уже знаете?
- Какие виды моделей Вы изучали на уроках химии, физики, географии, биологии?
- Какие прикладные среды для моделирования Вы знаете?
- Как запустить программу Microsoft Excel?
- Какие группы задач по моделированию, решаются с использованием электронных таблиц?
- Изучение нового материала – 10 мин.
В курсе информатики 10 и 11 класса, мы решали с вами задачи на расчет геометрических параметров объекта, моделирование ситуаций, обработку массивов данных. Сегодня мы с Вами познакомимся с еще одной группой задач по моделированию – моделирование биологических процессов.
Слайд 5. Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.
Информатика и ИКТ 11 класс
Вам предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
У каждого на столах разложены папки с опорными конспектами
Необходимо ознакомиться с теорией биоритмов, информационной и математической моделями физического, эмоционального и интеллектуального цикла человека. Слайд 6.
- Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.
Слайд 7. Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и компьютерная модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
- Исходные данные;
- Расчетные данные (результаты).
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в таблицу исходные данные, расчетные формулы. Проведите тестирование модели.
- Физкультминутка – 2 мин. Слайд
- Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение (слайд 8).
- Посмотрите вглубь леса на экране (слайд 9).
- Комплекс упражнений «Танцуйте сидя» (слайд 10 , приложение 3).
- Игра «Попробуй, повтори!» (слайд 11)
- вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;
- горизонтальные “вправо – влево”;
- вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
- Самостоятельная работа – 5 мин.
Слайд 12. Введите в ячейки построенной компьютерной модели дату рождения конкретного человека. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.
Информатика и ИКТ 11 класс
Исходя из построенной модели, выберите дни благоприятные для участия в различных общественных мероприятиях: эстафете, концерте и др.
- Обобщение знаний – 5 мин.
Слайд 13. Анализ результатов моделирования проведем в форме поиска ответов на вопросы:
- Как Вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма?
- Приведите примеры профессий, в которых учет биоритмов играет важную роль.
- Как Вы можете применить данную модель для планирования своего индивидуального распорядка дня, недели, месяца?
- Домашнее задание – 3 мин. (слайд 14)
- Составить отчет по практической работе в тетради.
- Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
- Итоги урока – 2 мин. (слайд 15)
- С какой группой задач по моделированию Вы познакомились?
- Какая прикладная среда помогает решать задачи данной группы?
- Какие две области содержит модель биологических процессов?
- Приведите примеры биологических процессов.
- Как помогает знание своих биоритмов человеку?
Смирнова Елена Александровна – учитель информатики и математики
2012-2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
Моделирование биологических процессов в среде Табличного процессора
Практическая работа....
Урок по информатике "Моделирование биологических процессов"
Тема: «Моделирование биологических процессов» (9 класс) Цель урока: смоделировать биоритмы человека, анализируя которые прогнозировать неблагоприятные дни и выбирать благоприятные для разн...
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...
Разработка урока по информатике в 11 классе по теме "Моделирование биологических процессов"
В работе представлены: 1) план-конспект урока информатики 11 класса "Моделирование биологических процессов" (УК Н.В.Макарова)(MS Word 2007); 2) мультимедийное сопровождение всех этапов урока (MS Power...
Конспект урока по информатике «Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц»
Разработка и исследование биологической модели «Биоритмы человека»;повторение и закрепление практических навыков работы в электронных таблицах...
Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"
Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"...