Сочинение на литературную тему как допуск к ЕГЭ в 11 классе
статья по теме

Серегина Ольга Егоровна

Материал содержит информацию о композиции сочинения и сстеме оценивания работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_na_literaturnuyu_temu_kak_dopusk_k_ege.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Агибаловская СОШ»

Сочинение по литературе как допуск к ЕГЭ в 11 классе

Серегина Ольга Егоровна

2015 г.

Начиная с учебного года 2014/15 гг. для допуска к ЕГЭ необходимо написать итоговое сочинение. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт, и писать его будут все ученики 11-ых классов 3 декабря. В случае незачёта переписать его можно будет 4 февраля и 6 мая.

● Рекомендуемое число слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается

● На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.

● Темы сочинений будут отличаться в зависимости от часового пояса, а узнают их выпускники только во время экзамена.

● 20 ноября в не менее 30% школ будет проводиться пробное сочинение.

● Школьное итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

● За 15 минут до проведения сочинения темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).

● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:

1. Творчество М.Ю. Лермонтова (к 200-летнему юбилею писателя).

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфика художественной картины мира, характерные черты лермонтовского героя и т.п. Особое внимание уделить стихотворению «Бородино».

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

Причины войны, влияние войны на судьбу человека и страны, нравственный выбор человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Эстетические, экологические, социальные и другие проблемы взаимодействия человека и природы.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

Семейные ценности, различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями: психологическая, социальная, нравственная

и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Чем живы люди.

Ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:

1. Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

2. Аргументация и привлечение литературного материала.

Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

3. Композиция и логика рассуждения.

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

4. Качество письменной речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

5. Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по единому государственному экзамену. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Критерии оценивания        Баллы

 К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.        2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.         1

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.        0

 К2. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)          2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.         1

Сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.         0

 К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.         2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.          1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.         0

 К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.         2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.         1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.         0

 К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.         1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.         0

 К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.         2

Допущены 3-4 речевые ошибки.         1

Допущены 5 и более речевых ошибок.         0

 К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.         3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.         2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.         1

Допущено более 5 орфографических ошибок.         0

 К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.         3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.         2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.         1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.         0

 К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.         2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.         1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.         0

 К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.         1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).         0

 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ        20

 Отметка по десятибалльной системе         0        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

 Первичный балл         0-4        5-6        7-8        9-10        11-12        13-14        15-16        17        18        19

 

Композиция сочинения на тему        «На какие общечеловеческие вопросы может дать ответ литература?».

Берем наш вопрос и перефразируем его, немного подсластим парочкой синонимичных предложений и вуаля получаем ответ: «Литература отвечает практически на все общечеловеческие вопросы: тема любви, проблема взаимоотношения разных поколений, вопросы смысла жизни, его поиска, также экологические проблемы и т.д. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ».

Такое получилось вступление. Нам здесь важно закинуть, что называется, удочку: показать проверяющему, что мы поняли суть нашего вопроса. А для этого важно его перефразировать, или произнести ключевые слова – «общечеловеческие вопросы». Когда они есть, то становится понятно, что человек понял задание! Или хотя бы пытается следовать теме.

Еще во введении мы как бы коротко говорим, о чем подробно будем рассказывать в основной части. Я перечислил общечеловеческие вопросы, о которых и буду дальше рассуждать.

Итак, вторая часть:

Еще задолго до Рождества Христова Платон жаловался своим друзьям на нынешнее поколение, всячески порицая его. Он не видел в молодёжи ничего доброго, светлого. Ему казалось, что настоящих людей уже не будет… Вспомним Д. И. Фонвизина, который вывел нам образ Митрофанушки. А еще почти через век Лермонтов написал: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно,.. В бездействии состарится оно». А теперь вспомните своих родителей и учителей, которые непременно произносили нечто подобное. Ничего не меняется! Проблема взаимоотношения разных поколений никогда не умрёт. Она лишь будет подаваться под разным углом, другими лицами, но сама суть не изменится.

Говорят, у человека как минимум два главных дня в жизни: когда родился, и когда понял зачем. Вопрос смысла жизни. Кто им не задавался? Кто не думал – чем ему заняться, чтоб это приносило удовольствие, а потом и деньги? Герой М. Ю. Лермонтова Григорий Печорин задаётся этим же вопросом: «Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?..». Со стопроцентной уверенностью большинство из нас не ответит на него. Кто знает, возможно, нам вовсе не дано постигнуть смысл жизни, и все попытки добраться до него изначально обречены? А сейчас, когда мы полны сил и энергии, должно казаться, что вот-вот, еще попробую это, второе, третье, а потом еще и еще – и только тогда, наконец, найду то самое, что так долго и давно искал! Пишу сейчас эти строки и думаю: «А вдруг, писательство – это моё?..».

 

Ладно, пожалуй, остановлюсь, а то многие не любят так много читать. Как вы поняли, в следующем абзаце я бы начал рассуждать на тему любви, а потом, в том случае, если бы не набралось нужное количество слов, написал бы еще и про экологические проблемы.

Каждый абзац – это отдельная микротема. Выделяйте их обязательно!

А закончить можно просто – перекладываем наше вступление, повторяем ключевые слова и ставим точку: «Литература вбирает в себя весь человеческий опыт. Она помогает людям хотя бы немного приблизиться к разрешению вневременных вопросов, которыми задавались предыдущие поколения. Но эти вопросы также будут волновать умы и тех, кому предстоит жить после нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Сочинение-эссе на литературную тему"

Урок-практикум  "Сочинение-эссе на литературную тему" в календарно-тематическом планировании (на основе программы к УМК по литературе  под редакцией В. Ф. Чертова) - первый урок из серии уро...

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов: «Виды и жанры сочинений на литературную тему».

Элективный курс по русскому языку составлен на основе  программы среднего (общего) образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004...

"Обучение сочинению на литературную тему"

Материал будет полезен учителям русского языка и литературы...