Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

Материал содержит информацию о проектах, их видах и типах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Агибаловская СШ»

Выступление на тему

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

2013 г.

 Развитие и воспитание школьников в современных условиях, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение суммой знаний, но формирование современного самостоятельного мышления, их познавательных и созидательных способностей, потребностей в самообразовании и соответствующих умений – вот главные цели современного образования. В достижении таких целей важную роль играет научно-методическая деятельность педагогов и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которую можно осуществлять в рамках одного предмета, предметной области, на межпредметном уровне.

Определенному этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые повороты в развитии общества влекут за собой новые идеи, новые школьные реформы.

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современные психологи заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование и самоконтроль.

Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Дети учатся мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

Метод проектов большей частью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем;

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования;

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, раб чей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;

Психологический комфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческие про явления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их;

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся разного школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным;

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

Принято различать теоретические методы исследования и эмпирические методы.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ литературы, статистическая обработка данных, математическое моделирование…

Анализ литературы — важнейший элемент исследовательской работы, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с ре зультатами ранее проведённых исследований и уточнить задачи научного поиска, выявив «недоисследованные» места, белые пятна в име ющихся знаниях.

Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опыт, эксперимент.

Выбор методов для конкретного исследования определяется характером объекта и предмета исследований, гипотезой, если она сформулирована или подразумевается.

Овладение достаточно широким арсеналом методов исследования — одно из стержневых направлений работы современной школы; при грамотной его организации оно начинается ещё с дошкольной поры, а завершается в индивидуализированном профильном обучении.

Отличительной чертой метода проектов является — перевод обучающегося в режим саморазвития.

Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады или индивидуально по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают и совершенствуют учебные умения и навыки;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление;

- получают возможность для самовыражения, самореализации, повышают свою самооценку, получают возможность почувствовать собственную значимость через реализацию своего творческого и интеллектуального потенциала при разработке выбранной темы исследования;

- совершенствуют навыки работы с телекоммуникационными технологиями, учатся ориентироваться в информационном пространстве.

Цель проектного обучения с точки зрения учителя:

  • дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы;
  • задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;

их целенаправленная деятельность;

  • форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
  • результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Современная классификация учебных проектов.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По продолжительности различают:

  • мини — проекты — укладываются в один урок или даже его часть;

Технология применения состоит в следующем: класс делится на группы, каждая из них получает индивидуальное задание на карточке, в результате работы с текстом учебника, дополнительным материалом, источниками разных вдов, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате раскрываются цели урока. В итоге происходит закрепление материала.

  • краткосрочные — на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Работа по проекту предполагает несколько этапов.

На первом, организационно-подготовительном этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

На втором, аналитическом этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.

На третьем, практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).

На четвертом, презентационном этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).

На пятом, контрольном, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Преимущества метода проектов:

  • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
  • профессиональное самоопределение, именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям;
  • обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

           

Анализируя собственную работу над проектно- исследовательской деятельностью хочется выделить в качестве перспективных следующие направления развития проектной деятельности.

Во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся;

Во-вторых, включать в проектные работы там, где это уместно, социальные акции, в том числе благотворительные;

В- третьих, усилить, по возможности, практическую значимость проектов и их познавательную ценность;

В четвертых, создать школьную ежегодную научно –практическую конференцию, где учащиеся могли бы представлять свои работы, и привлекать к проектной деятельности других учителей предметников и учеников с1 по 9 классы.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы — воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Литература:

1..Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2001.

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...