Адаптированная программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта.
рабочая программа на тему
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла
«Адаптированная программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта».
Программу составила:
воспитатель
Гарипова Руфия Минугатаевна
2016г.
Содержание:
1.Целеполагание.
2.Пояснительная записка.
3.Содержание программы.
4.Тематическое планирование коррекционных занятий с детьми с глубокой интеллектуальной недостаточностью.
5.Список используемой литературы.
6.Приложение (конспекты занятий, содержание игр, памятки-инструкции).
Программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта.
Цель программы:
Формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми ,они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу,жить по возможности в семье и трудовом коллективе. Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного
жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.
2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
3. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.
4. Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobsluzhivaniyu_.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла
«Адаптированная программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта».
Программу составила:
воспитатель
Гарипова Руфия Минугатаевна
2016г.
Содержание:
1.Целеполагание.
2.Пояснительная записка.
3.Содержание программы.
4.Тематическое планирование коррекционных занятий с детьми с глубокой интеллектуальной недостаточностью.
5.Список используемой литературы.
6.Приложение (конспекты занятий, содержание игр, памятки-инструкции).
Программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта.
Цель программы:
Формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми ,они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу,жить по возможности в семье и трудовом коллективе. Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
- Развитие умений самообслуживания и самостоятельного
жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей. - Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
- Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.
- Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.
Пояснительная записка.
Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации. Класс для детей с глубокой умственной отсталостью создан с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их до профессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности. В класс для детей с глубокой умственной отсталостью принимались дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, не владеющие элементарными навыками самообслуживания. У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания. Главное для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Содержание программы:
Специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта.
Методическая работа воспитателя:
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.
3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.
Воспитательные возможности коллективного труда реализуются в трех этапах организации трудовой деятельности подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей труда. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда учеников в его коллективных формах.
Краткая вступительная беседа (вводный инструктаж) помогает пробудить у обучающихся интерес и внимание к работе, желание показать свои знания в деле, на практике. Главное же состоит в том, чтобы в процессе труда создать ситуации, когда надо «мыслить и действовать» самостоятельно, вызвать удивление, любопытство, желание узнать больше, понять, самому попытаться найти правильное решение. Дети должны понимать‚ смысл и значение труда, необходимость проявления товарищеской взаимопомощи, долга и дисциплины, честности и бережливости.
Детям надо ярко и убедительно разъяснить, почему они должны хорошо работать, оказывать друг другу помощь, проявлять бережливость и организованность.
В труде важно использовать и создавать ситуации, где бы ученик проявил находчивость, смекалку, внимание к товарищу, уступчивость, требовательность, заботу о ходе и результатов работы. Труд значимый, творческий, вызывает интерес, прилив сил, эмоциональный подъем, вдохновение. Воспитанников радует то, что они познают новое, открывают неизвестное, проявляют изобретательность, творчество. Этот эмоциональной настрой создают условия труда - организованность, четкость, слаженность, культуру трудовых действий. В четком организованном труде возникают отношения сотрудничества, равенства, достоинство. Ученики увлечены общим движением к цели, переживают чувства приятного напряжения, приучаются к дисциплине, аккуратности, точности, обязательности. Это развивает эстетические чувства, видение красоты в самом труде, своих действиях, ритме, ловкости, сноровке.
Особенно важно вносить новизну в привычные виды самообслуживания. Ребята к такой работе относятся иногда пассивно, задание выполняют без интереса и желания. Надо включить игровой момент, придать будничному труду увлекательный характер романтику, пробудить фантазию, инициативу. Привлекают ребят выразительные названия «операция», «десант», «маршрут».
I Этап. Подготовительный
- Прочтение и обсуждение “Сказки о грязнульке Капельке”.
- Ознакомление с историей стирки.
- Экскурсия в историю стирки (презентация).
- Экскурсия в прачечную.
- Беседа «Труд взрослых - прачка».
- Загадки, пословицы, поговорки.
II Этап. Коррекционный
- Знакомство с многообразием емкостей для ручной стирки, с моющими средствами
(порошок, мыло, паста).
- Задание: приготовить небольшие сообщения о веществах, применяемых для стирки (опираясь на презентацию).
- Выучить стихотворение ( «Стирка», «Наш Прокопчик», »Большая стирка», «Тучка».
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
- Занятие « Большая стирка».
- Сюжетно-ролевая игра: «Школа Мойдодыра» .Дидактические игры: «Найди лишнее», «Доскажи слово».
- Конкурс рисунков «Одежда моей мечты».
- Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики.
- Трудовой десант –конкурс: «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня», «Хрустальный башмачок».
- Занятия по развитию речи (активизация словаря).
III этап. Социально-адаптационная работа. (Обучение стирке)
- Учить стирать мелкие вещи (платочки, кукольную одежду, кукольное постельное белье);
- Наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды),
- определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде;
- Замачивание, опускание белья в воду;
- Намыливание белья (в случае использования мыла)
- Движения рук при стирке.
- Полоскание белья.
- Отжим белья различными способами (выкручивание, сжатие в руке )
- Встряхивание белья.
- Учить аккуратно, развешивать белье на специально подготовленных стеллажах для развешивания мелкого белья, вывешивание белья на просушку (с использованием сушилки или веревки с прищепками).
- Знакомство со стиральными машинами разного типа (машина автомат, машина активаторного типа),
- Сортировка белья на цветное и белое перед стиркой.
- Закладывание и вытаскивание белья из машины.
- Определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и закладывание порошка в машину.
- Закрывание и открывание дверцы машины .
- Установка регулятора машины на определенную программу и температурный режим работы (по меткам).
- Запуск машины (нажатие на пусковую кнопку).
- Складывание белья и одежды:
- сворачивание белья,
- выворачивание одежды на лицевую сторону,
- сворачивание одежды,
- вывешивание на «плечики»,
- сортировка по полкам в шкафу.
- Уход за обувью:
- хранение обуви в специально предназначенном месте,
- мытье обуви,
- просушивание обуви (около обогревательных систем, специальными приборами),
- чистка обуви,
- знакомство с назначением щёток и средств для чистки обуви,
- движение руки со щеткой по обуви.
Календарно тематическое планирование коррекционных занятий с детьми с глубокой интеллектуальной недостаточностью.
Тема | Формируемые умение | Задачи коррекционной работы | Деятельность в рамках проекта для решения поставленных задач: |
Одежда и обувь. Различные ткани и материалы Ярлык -тканевая этикетка, на которой указывают, как правильно ухаживать за вещью. | Умение составлять рассказ - описание о предметах одежды и обуви. Умение составлять загадки-описания (отгадывание) о различных предметах одежды и обуви. Умение стирать личные вещи. | Расширять знания и представления детей об одежде и обуви. Совершенствовать знания об обобщающих понятиях «одежда», «обувь». Знакомить с различными тканями и материалами, из, которых сделана одежда и обувь, пошив одежды и обуви. Знакомить с профессиями Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к своей одежде и обуви. Формирование практического умения стирать. |
См.Приложение |
Одежда для дома, школы, отдыха | Умение определять размер одежды и обуви. Умение использовать различные виды одежды в соответствии с видом деятельности (одежда для дома, школы, отдыха и др.) | Расширять знания и представления детей об одежде и обуви. Познакомить с понятием «размер». Формировать умение определять размер одежды и обуви. Формировать умение использовать различные виды одежды в соответствии с видом деятельности (одежда для дома, школы, отдыха и др.). Формировать навыки бережного хранения и ухода за предметами одежды и обуви. |
|
Уход за одеждой и обувью | Умения бережного хранения и ухода за предметами одежды и обуви. | Формировать навыки бережного хранения и ухода за предметами одежды и обуви. Расширять знания и представления детей об одежде и обуви. Знакомить с условиями хранения не используемой в сезоне одежды и обуви. Формировать навыки бережного хранения и ухода за предметами одежды и обуви |
|
Приложение
Компьютерные игры «Поиграем в прачечную» http://igry-devochkam.ru/den-stirki.html
Инструкция по игре. Чтобы начать играть щелкни на Start, чтобы начать день щелкни на Begin Day. Тебе предстоит пройти все стадии: взять белье, отнести его в стирку, затем в сушку и на глажку. Чтобы сделать все правильно, щелкай по белью, а затем по автомату. Если у тебя все готово, отнеси белье к выдаче.
Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка».
Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Игровой материал: Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.
Подготовка к игре. Экскурсия в прачечную школы-интернат, наблюдения на прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».
Игровые роли. ………
Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».
После этого, если у детей не возникает желания поиграть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынести на участок ванночку и белье.
Далее педагог предлагает детям следующие роли: «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно ее
постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой , какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.
Воспитатель должен умело использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.
При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.
Во время экскурсии в прачечную интерната воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда – она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников интерната. Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в класс предметов и игрушек, необходимых для стирки.
Детей привлекает роль «прачки», потому что им «интересно стирать», особенно в стиральной машине. Чтобы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.
Занятие «Я учусь стирать»
I. Организационный момент.
Отрывок из мультфильма «Мойдодыр».
II. Объяснение нового материала.
«Чистота – залог здоровья». Эти слова одного мультипликационного героя по праву можно назвать непреложной истиной. Однако чистыми должны быть не только пол и окна в квартире, но и одежда человека и окружающие его изделия из ткани.
Сегодня мы совершим экскурсию в историю стирки (Презентация, слайд 1). Дело в том, что это более древний способ гигиенической обработки одежды. Живя рядом с водой, применяя её в быту, человек не мог не обратить внимание на её свойство удалять с поверхности некоторые виды загрязнений.
Первым веществом, явившимся своеобразным заменителем стирального порошка, была зола (слайд 2).
Уч. 1. Сообщение о золе.
Зола, несгораемый остаток в виде пыли, образующийся из минеральных примесей топлива или полном сгорании. Используется как удобрение. Как природная щелочь, эффективно удаляет некоторые виды загрязнений. И на протяжении нескольких столетий оставалась неизменным лидером в немногочисленном списке средств, используемых для стирки и чистки одежды.
Зола была далеко не единственным, хотя и наиболее эффективным средством. Многие вещества смешивали с ней, чтобы добиться нужного результата.
Не меньшей популярностью в древности пользовалась сода (слайд 3).
Уч. 2. Сообщение о соде.
Сода - всем известный белый порошок, является самым универсальным средством. Следует отметить, что соду в практических целях использовали еще древние египтяне, которые добывали это вещество в пустынных озерах к западу от полноводного Нила. В настоящее время нетоксичные кристаллы соды применяют для нейтрализации неприятных запахов, предотвращения засорения сточных труб и для удаления жира или нагара.
Данные названные вещества, обладающие щелочными характеристиками, при вступлении в контакт с частицами загрязнений растворяют их. Однако повторная стирка с помощью этих средств нередко оказывается губительной для изделий: в местах загрязнений появляются дырки, вызванные разрушением волокон под действием щелочей.
Чтобы снизить агрессивность таких веществ, их пробовали использовать вместе с кислотами жирного ряда. В результате было изобретено мыло (слайд 4).
Уч. 3. Сообщение о мыле.
Мыло – моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот (топленого сала и других животных и растительных жиров) и веществ, обладающих щелочными свойствами. Первые документы подтверждения о развитии мыловарения в Западной Европе датированы серединой ХIХ века. С этого времени количество мыловаренных заводов неуклонно увеличивалось, росла и конкуренция между ними.
Новой страницей в истории прачечного дела стало появление синтетических моющих средств. Их начали производить в Германии во время Первой мировой войны (слайд 5).
Уч.4 Стирка.
Вы, ребята, к нам не лезьте, я стираю с мамой вместе,
Чтобы платье чище было, и платок белее был –
Тру я, не жалея мыла, тру я, не жалея сил.
Стала чистенькой панама. – Мама, ну-ка посмотри…
Улыбается мне мама: - Сильно, доченька, не три.
Я боюсь, что после стирки, мне придется штопать дырки.
Чуяко Д
Уч.5 Наш Прокопчик
Наш Прокопчик как-то раз был на речке в ранний час.
Снял одежду и стирает….Глянь, штанишки уплывают!
Побежал их догонять, стал картузик уплывать.
Мальчуган туда – сюда, а одежды нет следа…
Мама глянула, спросила: - Ты куда же все девал?
- Речка глупая стащила, - ей Прокопчик отвечал.
В. Ладыжец
Уч.6 Большая стирка
Оля и Таня! Вы смирно сидите,
Дружно, не ссорясь, на стуле вдвоем.
И повнимательней, крошки, следите,
Как я управляюсь с бельем.
Стирка большая – ведь это не шутка,
Надо побольше намылить воды…
Оля, смотри-ка, дурная малютка,
Как свое платье испачкала ты!
Ну, да я справлюсь, хоть пятна большие…..
Л. Чарская
Уч.7 Тучка
Хозяйка сушила белье во дворе,
На воздухе вольном, на летней жаре.
Белье хорошо просушилось, вода из него испарилась.
И облачком вверх поднялось, и тучка вверху родилась.
И дождик пошел из нее и сделалось мокрым белье.
Г. Граубин
Пальчиковая гимнастика. Дети выполняют упражнения для развития мелкой моторики: «Дом», «Лодка», Пароход», «Стул», «Стол», «Цепочка», «Шлем».
Воспитатель. В настоящее время промышленность выпускает различные моющие средства (слайд 6).
Стиральные порошки предназначены для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных, синтетических тканей, а также тканей из смешанных волокон. Их можно использовать при стирке изделий вручную и в стиральных машинах любого типа (слайд 7). Они эффективно справляются с основными типами загрязнений, обладают легким свежим ароматом. Для стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей лучше использовать специальные моющие средства. (слайд 8)
Как при ручной, так и при машинной стирке, белье нужно предварительно рассортировать по видам ткани, цвету и степени загрязненности (слабо и сильно загрязненное).
В отличие от хлопчатобумажных и льняных изделий, изделия из шелковых и шерстяных тканей, нельзя кипятить. При стирке изделия из шерсти и шелка рекомендуется не замачивать надолго (1-2 минуты), не тереть, не выкручивать, многократно прополаскивать (можно в подкисленной уксусом воде). Сушить в расправленном состоянии, придав нужную форму, на впитывающей воду подложке (махровом полотенце) в горизонтальном положении вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов.
До основной стирки необходимо вывести пятна.
Для того чтобы удалить загрязнения с любой вещи, прежде всего, необходимо знать их качественные характеристики. Это позволит правильно выбрать средство для чистки или мытья.
Существует огромное количество разных видов пятен, распознать которые зачастую бывает довольно сложно.
Все они классифицируются по отношению к различным растворителям и подразделяются на три основные группы (слайд 9).
К первой группе относятся водорастворимые загрязнения как органического, так и неорганического происхождения, например, сахар, мука, крахмал, белки, неорганические соли.
Ко второй группе относятся водонерастворимые загрязнения неорганического происхождения, такие как цемент, сажа, глина, силикаты.
К третьей группе относятся нерастворимые в воде загрязнения органического происхождения: углеводороды, бензин, керосин, смазочные масла, краски и лаки, растительные и животные жиры, различные жирные кислоты. Загрязнения могут состоять не только из какого – либо одного вещества, но и из различных соединений, включающих самые разнообразные компоненты, которые достаточно трудно удалить растворителем, предназначенным только для одного вида пятен.
Для того чтобы правильно определить состав пятен, необходимо знать состав различных загрязнений и особенности их химических реакций. Многие пятна легко распознаются по их виду, запаху, цвету, блеску, жесткости и другим качествам. Для удаления пятен применяют специальные пятновыводители (слайд 10).
Общие правила удаления пятен.
Необходимо определить происхождение пятна, затем опробовать средство для выведения пятен на небольшом кусочке ткани или на припусках на швы, чтобы проверить устойчивость окраски и волокон ткани к растворителю.
Удалять любые загрязнения всегда нужно от краев к середине, чтобы на ткани не образовывалось разводов и ореола вокруг места, где было пятно.
Показать, как нужно правильно удалять пятна.
Полезные советы
- Белье получается значительно чище, если часто менять воду.
- Белые вещи не стирают с цветными.
- После стирки прополощи бельё. Сперва – в теплой воде, затем – в холодной.
- Перед стиркой белья необходимо проверить: - нет ли в карманах мусора; - не осталось ли на одежде брошки, булавки, иголки и других колющихся (режущихся) предметов.
З а п о м н и :
- Одежду надо проветривать;
- Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;
- Одежду надо хранить аккуратно;
- Одежда должна подходить
Памятка по удалению пятен с изделий
Способы распознавания пятен
- Устойчивость и вид пятен во многом зависит от материала, из которого изготовлена ткань. Чтобы определить происхождение волокон, можно отрезать маленький кусочек ткани со шва или подворотника и исследовать ее.
- Распознать пятно щелочного происхождения можно по окраске – в центре оно обычно светлее, чем по краям и не имеет четких контуров.
- Жирные пятна легко опознаются по внешнему виду, они не имеют четких контуров и как бы расплываются на ткани. Иногда жиросодержащие загрязнения напоминают расходящиеся в стороны лучи.
- Пятна от прозрачного канцелярского клея на ткани обычно быстро становятся ломкими.
- Пятна от кофе на ткани обычно бывают светло-коричневого или коричнево-черного цвета. Свежие пятна неглубоко проникают в ткань, но со временем они окисляются и прочно впитываются в волокна.
Правила безопасности при удалении пятен
- Применять растворители, кислоты, щелочи и соли, моющие, отбеливающие и другие средства необходимо вдали от огня и нагревательных приборов.
- Приступая к обработке изделия, обязательно нужно прочесть инструкцию по применению того или иного средства.
- При чистке цветных тканей следует провести тест на устойчивость краски к конкретному чистящему средству. Растворители не должны вызывать частичного растворения красителя.
- С целью предотвращения ожогов на руках необходимо использовать резиновые перчатки.
- Основным условием при работе с химикатами является проветривание помещений.
- При использовании ацетона следует соблюдать меры предосторожности, так как растворитель взрывоопасен, пары его токсичны. Большое скопление их в воздухе вызывает отравление организма.
- Свежие пятна рекомендуется удалять сразу.
Пятна от зелени
- Пятна от травы и листьев с белых льняных и хлопчатобумажных тканей можно удалить, прокипятив изделие в воде с добавлением соды. Оставшиеся от старых пятен желтоватые следы можно вывести, подержав одежду в отбеливателе. С цветных тканей пятно удаляют путем обработки молочной кислотой.
- На шерстяных тканях пятна от травы обрабатывают следующим образом: изделие раскладывают на ткани, смачивают испачканное место бензиновым мылом, оставляют на несколько минут. А затем удаляют, похлопывая тампоном, пропитанным бензолом. Затем очищенное место протирают бензином и высушивают.
- С белого шелка пятна от зелени можно вывести с помощью олеиновой кислоты и хлороформа. Кислоту наносят на ткань. Оставляют на некоторое время. Затем снова смачивают ею пятно и промокают тампоном, пропитанным хлороформом. После этого очищенное место протирают бензином и высушивают. С цветного шелка пятна удаляют также, только используя молочную кислоту.
Пятна от кофе
- С льняных и хлопчатобумажных тканей кофейное пятно можно удалить с помощью отбеливателя, причем для цветных тканей рекомендуется использовать отбеливатель, не содержащий хлора. С тканей из натуральной шерсти пятна удаляют, натерев их сухим мылом, а затем обработав 1-2 процентным раствором аммиака с помощью мягкой щетки. Когда пятно растворится, его промывают теплой водой, подсушивают, а затем протирают тампоном, смоченным в 3 процентном растворе перекиси водорода.
- С цветных шелковых тканей пятна от кофе можно удалить, обработав их смесью из молочной кислоты и воды в соотношении 2:1. Эту смесь наносят на ткань и оставляют на некоторое время, чтобы она впиталась. Затем промывают водой. Оставшиеся от пятна желтоватые следы протирают 10 процентным раствором буры, промывают очищенное место водой и протирают спиртом.
- Пятна от кофе на темном шелке удаляют водой с добавлением этилового или нашатырного спирта.
- Пятна от кофе с молоком можно удалить, протерев скипидаром.
Пятна от чернил
- Пятна от чернил с поверхности шерстяных изделий удаляют теплой водой, слабым щелочным раствором, специальным шампунем или нашатырным спиртом.
- Для этого загрязненный участок смачивают теплой водой и обрабатывают слабым раствором щелочи или шампунем и оставляют на несколько минут, после чего промывают холодной водой.
- Можно предварительно обработать загрязненный участок нашатырным спиртом, после чего нанести на пятно специальный шампунь. При неполном удалении загрязнения с поверхности, процедуру следует повторить.
- Чернильное пятно с поверхности шерстяных изделий можно удалить смоченным в лимонном соке ватным тампоном, которым тщательно протирают загрязненный участок.
- Чтобы удалить пятна от красных чернил, на них нужно нанести горчицу, оставить ее на 10-12 часов, а затем выстирать изделие в мыльной воде
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания:
«Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Отличные пшеничные» (шведская песенка в обр. И. Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.).
Я. Аким «Мама»;
3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»;
А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;
Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»;
П. Воронько «Обновки»;
О. Высотская «Тихий час»;
B. Данько «Нет, я не шучу»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»;
Н. Калинина «Помощники»;
А. Кардашова «Уборка»;
Л. Квитко «Бабушкины руки»: О. Кригер «На прогулку»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
П. Чайников «Мой сын»;
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. [1, c. 40-247]
Научно-методическая литература:
Большая энциклопедия дома и семьи: в 2-х Т. – М.: ОЛМА – ПРЕСС 2000 – Т.1 – С. 435 «Одежда, обувь».
4000 советов на все случаи жизни. Сост. Е.Ф.В.И. Круговова, СПб, 1994. – С.113 – 123 «Уход за одеждой»;
Энциклопедия для девочек и мальчиков. Авт.-сост. Л.И. Павлова – Саратов: Софит – Принт М.: ОЛМА - Пресс, 2000. – С. 236 «Уход за одеждой».
Конспекты занятий,
Буровок К. А. Красная книга вещей. – М.; Экономика, 1996. – С. 69. «Одежда»
«Большая стирка» Груманцева Людмила Александровна, учитель.1 сентября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у учащихся с нарушением интеллекта во внеклассных занятиях
Вся система коррекционно-педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира.......
«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...
Рабочая программа "День за днем" по формированию навыков самообслуживания, 20 часов.
Эта прогамма апробирована и реализуется в Цетре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга. Рассчитана на 20 занятий с детьми с умствеными нарушениями от 3 до 7 лет....
Доклад «Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта»
Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...
Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта
Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...