"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка" (из опыта работы)
статья на тему

Силкина Светлана Михайловна

«Систематичность упражнений – есть первая и главная

основа их успеха, и недостаток этой систематичности

главная причина, почему многочисленные и

долговременные упражнения в орфографии дают

плохие результаты»

К.Д.Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfogr._zokosti_na_urokah_russ._yaz.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка

(выступление на ШМО)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

с. Алтайское

21.03.2012г.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

«Систематичность упражнений – есть первая и главная

основа их успеха, и недостаток этой систематичности

главная причина, почему многочисленные и

долговременные упражнения в орфографии дают

плохие результаты»

К.Д.Ушинский.

Термин “орфография” создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин “правописание”;

В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:

1) Буквенное обозначение звукового состава слов. Эта часть орфографии является непосредственным продолжением графики (и алфавита), поэтому общая задача буквенного обозначения звукового состава слов решается графикой и орфографией совместно, например (орфографическая часть выделена): город, поддержка, возьми и т. п. Все другие части орфографии с графикой несопоставимы.

2) Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис — черточку написания: никто, ни к кому, кое-кто; сделано по-твоему и т. п.

3) Употребление прописных (больших, заглавных) и строчных (малых), букв: орел — птица, Орел — город и т. п.

4) Правила переноса—правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть — в начале следующей строки: пи-сьмо или пись-мо, но не “п-исьмо”, “пис-ьмо”, “письм-о”.

5) Графические (буквенные) сокращения слов: сокращение слов на письме: сознание. — с., созн., но не “со.”, “соз.”, “созна.” и т. п.

Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя". Учитель должен помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Причины неуспеваемости учащихся:

  • незнание правил;
  • знание правила, но неумение их применять;
  • учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
  • отсутствует положительная мотивация;
  • плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
  • зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Работу по развитию орфографической зоркости я разбила на несколько этапов.

На первом этапе выясняются причины слабой успеваемости, анализируются ошибки в работах, намечаются пути устранения наиболее типичных ошибок.

1. Дети ведут дневник орфограмм - словарики.

2. Разработка памятки "Работа над ошибками"

Работа над ошибками

1. Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2. Подчеркну орфограмму.

3. Разберу по составу данное слово.

4. Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5. Найду в дневнике орфограмм правило правописания к части слова, в которой сделана ошибка.

6. Запишу несколько слов на данное правило правописания.

7. Составлю предложение с этим словом

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

На втором этапе определяются приемы работы по формированию орфографической зоркости.

Необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.

Вот некоторые приемы, которые я использую на этом этапе:

На уроках русского языка провожу орфографические минутки.

Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем.

Письмо с комментарием, которое помогает детям избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

Повторение изученной орфограммы. Дети сами формулируют и задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам (в парах, цепочкой). В результате такой работы, учащиеся повторяют теоретический материал и закрепляют практические навыки и умения.

Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Рецензирование домашней работы в паре. Для успешного выполнения домашней работы я предложила памятку "Как выполнить домашнее задание по русскому языку".

Цель третьего этапа состоит в том, чтобы учащиеся писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через дополнительный материал. Например:

  • списывание слов с доски с пропуском букв;
  • работа в паре с последующей взаимопроверкой;
  • использование ребусов, кроссвордов, загадок.
  • Работа с сигнальными карточками
  • Сказки об орфограммах

Формы работы:

  • списывание с разнообразными заданиями;
  • диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, диктанты по памяти, свободные диктанты, мини-диктанты;
  • разнообразные творческие работы, в том числе и методика диктанта в двух чтениях.

Четвертый этап - итоговый. На этом этапе проверяются умения учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами.

Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов. При анализе допущенных ошибок в словах определяется уровень усвоения навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Изучение словарных слов

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание играет важную роль и полезно применять игровые методики, облегчающие детям запоминание. Работу со словарем нужно проводить ежедневно. Чтобы не было механического заучивания, которая утомляет и не формирует интереса к языку, работу следует строить в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу. Первым шагом является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

2. Работа над " слуховым" образом слов.

3. Запись слова с "окошком".

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Слова по каждой теме можно выписать на плакат и поместить в классе на неделю. Работу организовать по плану: 

1 день: ознакомление со словами одной темы, орфографическое проговаривание, выяснение значения этих слов, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения.

2 день: запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.

3 день: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.

4 день: составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста.

5 день: словарный диктант.

Для запоминания словарных слов можно применить следующие упражнения: правописание в рифмах; загадки - кроссворды.

По мере изучения словарные слова должны повторяться после первого изучения - через 2недели, еще через месяц- 2 раза, затем через 2месяца - с целью контроля.

Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, хоровое произношение. 

Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  • четкое планирование всей работы;
  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
  • разнообразные тренировочные упражнения;
  • постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм

Заключение

Вот так я провожу уроки по развитию орфографической зоркости учащихся на уроке русского языка.

Ведь в науке уже давно и активно подчеркивается, что эффективность обучения орфографии зависит от знания и понимания учителем теоретических основ правописания. Д.Н. Ушаков считал, что такое занятие необходимо и учителям, и широким слоям пишущих, так как “постоянно встречающийся у нас в образованном обществе недостаток известных теоретических сведений мешает правильному отношению и к вопросам реформирования письма”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....