Развитие УУД через проектную деятельность
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

Работа осещает основные положения по развитию УУД в ходе выполения проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uud_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие УУД через проектную деятельность

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия. Ряд современных исследователей (Н.М.Конышева, И.М.Павлова, Н.Г.Шаповалова и др.) обоснуют следующее положение: Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод, по их мнению – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной).

 Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу.

В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие универсальные учебные действия:

  1. Поисковые (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её  в соответствии с задачами учебного предмета)
  2. Исследовательские (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы)
  3. Менеджерские (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность)
  4. Работать в сотрудничестве (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы)
  5. Коммуникативные (умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения)
  6. Рефлексивные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других)
  7. Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности)

Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь…» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса  современного понимания проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач – от постановки проблемы до предоставления конечного результата.

Так, в ходе проектной деятельности в сфере личностных универсальных действий формируются:

- внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности, самостоятельность, личная ответственность за поступки

В сфере регулятивных УУД формируется целеполагание, планирование,   контроль и самоконтроль, осуществление учебных действий,       прогнозирование, коррекция, оценка

В сфере познавательных УУД научатся

воспринимать и анализировать сообщения, овладеют логическими действиями и операциями

В сфере коммуникативных УУД формируется сотрудничество, взаимодействие, управление совместной деятельностью.

    Проект при организации образовательного процесса учит ребят осмысленно выполнять коллективное творческое дело:

1. Видеть проблему

2. Использовать полученные знания, реализуя межпредметные связи

3. Планировать конечный результат

4. Знать способы достижения поставленной цели

      Проект учит работать в группе, пользоваться различными источниками информации и способами обработки, а также учит публично выступать с отчетом о проделанной работе.

В своей работе использую три основных этапа:

1. Подготовительный. Чаще всего тему выбираю я, предлагаю ряд заданий по теме, а дети выбирают их в соответствии со своим интересами и возможностями. Информацию добываем в компьютерном классе, библиотеке, а также дома ребята сотрудничают с родителями. В этом плане мне повезло, так как родители активно участвуют в этой работе с детьми.

2. Технологический.  Занимаемся разработками, каждый раз вспоминая следующую памятку:

  • Полное внимание к собеседнику, серьезное отношение к мыслям и чувствам других, терпимость, дружелюбие  
  • Никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассников, так как каждый имеет право на ошибку

         3. Заключительный . Оформляется работа и происходит защита, которая сопровождается рассказами о своем изделии, о ходе работы.

Таким образом, требования, предъявляемые к проекту, очень просты и направлены на развитие и формирование УУД.

По количеству участников чаще всего проекты парные или групповые, бывают личностные.

По продолжительности проведения в силу возраста (6 и 7 класс) считаю, что целесообразнее краткосрочные (2-4 урока) и средней продолжительности (четверть). Правда, сейчас семиклассники работают над долгосрочным проектом. Он начался в первой четверти и закончится в конце учебного года.  

Какие виды проектов я использую в своей деятельности?

Это в первую очередь информационные, направленНые на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.

Творческие и игровые. В игровом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

   Если говорить о стадиях работы над проектом: проблемы, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио (папка, где собраны рабочие материалы проекта, черновики , результаты исследования. рисунки, фотографии), то последняя требует доработки. К сожалению, не все материалы есть возможность сохранить и они сохраняются.

Защита происходит на уроках, внеклассных мероприятиях, реже на школьных мероприятиях.

И все же главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.

Выполненные проекты за период 2013- 2016 гг.

     

1. «Значение моего имени» - поиск информации в Интернете, чтобы вложить в портфолио, 5 класс

2. «Сказки Пушкина» 2014 год, 5 класс

Цель: показать свое отношение к сказкам через разные формы работы

Презентации – Лихачев П., Жманков Д., поделки – Васильева А., Жманкова А., рисунки – Канашкова Д., Смирнова Л.

3.  «Я – актер» (по русским народным сказкам), 2014, 5 класс

Цель: демонстрация творческих способностей через восприятие устного народного творчества (весь класс)

4. « Л. Андреев и его «Кусака», 2016, 7 класс

Цель: познакомить с творчеством писателя, историей рассказа через презентацию (Егорова Ю), выявить нравственные проблемы рассказа через работу с текстом (Соловьев А.)и рисунки (Рыбаков Е.)

5. «Мой любимый писатель», 2016, 6 класс

Предложили дети после чтения текстов о биографии писателя с карандашом.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов по следующей схеме - сбор интересных фактов из жизни, чтение любого произведения этого автора, иллюстрации к нему.

6. Два проекта во внеурочной деятельности: «В.И.Даль – великий лексикограф»  и «Татьянин день! Ликуй, студент!», 2016 , 7 класс

Цель: сообщение по темам, сбор информации и обобщение в виде презентации, выступление на устном журнале.

7. Краткосрочные проекты, 2014- 2016, 5, 6 класс

«Родная природа в изображении поэтов 19 века»

1 урок – знакомство с биографией поэта

2 урок – анализ стихотворений

3 урок – иллюстрации, написание собственных стихотворений

Цель: знакомство с творчеством поэтов, развитие творческих способностей

8. Долгосрочный проект « Мой любимый литературный герой» 

Цель: создание синквейнов по литературным персонажам

Вывод: как видим, проектная деятельность направлена на развитие и формирование УУД

  • ярко заметны  регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и  решают  проблему выполнения проекта;  
  • на уровне познавательных универсальных учебных действий   дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники, фотографируются, устанавливаю причинно-следственные связи;
  • на этапах опроса и анкетирования формируются  коммуникативные универсальные учебные действия (опрос, анкетирование, общение), умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
  • в   презентации проектов отслеживаются личностные универсальные учебные действия (защита презентаций),умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с.21-25.
2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6 
3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
4. Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 1995. - № 3 - с 184-188.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003 
6. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. - Опыт учителей школ г.Чайковского. – 1999 - № 4 – с.21-28//
7. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -1998. - № 3. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие УУД через проектную деятельность

В современной школе сегодня становится приорететной линией развтие универсальных учебных действий обучающихся. В стаьеописывается развитие УУД с помощью метода проетов....

Развитие УУД через проектную деятельность

В современной школе сегодня становится приорететной линией развтие универсальных учебных действий обучающихся. В стаьеописывается развитие УУД с помощью метода проетов....

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Работа над проектом помогает учащимся проявить...