Статья "Воспитатель ГПД - ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе"
статья
Воспитатель ГПД - ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mkrtchyan.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 538 с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Автор: Заведующая музеем, воспитатель ГПД
Мкртчян Анна Вачагановна
Воспитатель ГПД - ключевой элемент
всех коммуникативных связей в группе
Общение в группе продленного дня
Многие склонны воспринимать группу продлённого в современной школе как некий сервисный инструмент, некий «отстойник», в котором дети после уроков и до конца рабочего дня ожидают своих родителей. Соответственно этому статусу они воспринимают и воспитателя группы. Но реальность такова, что ГПД является очень важным элементом воспитательного и образовательного процесса. Ведь именно в ГПД многие современные дети проводят большую часть своего времени. Со многими из детей посещающих ГПД воспитатель проводит времени больше, чем родители. С воспитателем ГПД дети гуляют, обедают, выполняют домашнюю работу, играют, разговаривают и задают важные вопросы. Так как родители многих школьников посещающих ГПД заняты, и не могут уделять должного внимания общению с учителем ребёнка, то большую часть информации учитель передаёт родителям через воспитателя группы продлённого дня. Сам воспитатель наблюдает за детьми, знает их сильные и слабые стороны, может указать родителям на нюансы в поведении детей, на которые важно обратить внимание.
Таким образом, воспитатель ГПД становится носителем огромного объёма информации о каждом ребёнке. Поэтому мы должны рассматривать ГПД, как важнейший педагогический элемент и активную коммуникативную среду, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
То есть дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Воспитатель ГПД также общается на разных уровнях. Итак, какие коммуникативные активно прослеживаются в ГПД?
Общение членов ГПД это коммуникативная связь:
- ребёнок – ребёнок
- воспитатель ГПД – ребёнок
- воспитатель ГПД – учитель
- воспитатель ГПД – администрация школы
- воспитатель ГПД – родители.
При этом общение детей между собой проходит при воспитателе ГПД, следовательно, воспитатель ГПД является участником коммуникативной связи РЕБЁНОК – РЕБЁНОК и формально эта группа выглядит так:
- ребёнок – ребёнок – воспитатель ГПД.
То есть воспитатель ГПД неизменно ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе. И это накладывает определённую ответственность на воспитателя ГПД, ответственность совершенного иного рода, не лежащую в области педагогики и воспитания.
Общение воспитателя ГПД с детьми
Воспитатель ГПД должен быть мастером общения. Не просто уметь общаться, а общаться виртуозно и красиво. Воспитатель ГПД должен уметь ненавязчиво, и. подчас, незаметно участвовать в общении детей, должен уметь направить их, дать им совет, который будет воспринят и принят с радостью. Быть другом и соблюдать при этом субординацию это искусство, и этим искусством должен владеть воспитатель ГПД. Именно общение с детьми является первоосновой для хорошего воспитателя ГПД.
Воспитатель ГПД как связующее звено между учителем и родителями
При этом воспитатель ГПД должен уметь объективно оценивать пожелания учителей и школьной администрации к родителям. То есть воспитатель ГПД должен не просто передавать мнение учителей и администрации. И на этом уровне общения есть свои нюансы. Воспитатель ГПД должен правильно и объективно принять информацию, поступающую от учителя или администрации, а затем также объективно донести информацию до родителей. Причём с учётом личных особенностей родителей. Не секрет, что родители, особенно, родители учеников в муниципальной школе, совершенно разные (по социальному и материальному уровню, уровню образования и воспитания) и главное могут по разному воспринимать критику в адрес детей. Кто-то из них воспринимает критику как личное оскорбление, кто-то склонен игнорировать или считать, что к ребёнку в школе «придираются», кто-то слишком жёстко воспитывает ребёнка, а кто-то банально не способен адекватно оценить замечания или отреагировать на них. Но объединяет большинство родителей нежелание слушать нравоучения и советы.
Поэтому, в какой бы форме не услышал замечания воспитатель ГПД, каким бы трудным ни был день – все замечания и претензии воспитатель ГПД должен высказать предельно тактично и корректно, без эмоций, без обвинений родителей в некомпетентности. Особенное внимание стоит уделить передаче подобной информации в двух случаях. Прежде всего, когда есть подозрения, что родители могут придерживаться слишком жёстких воспитательных мер. В этом случае важно взвешивать каждое сказанное слово, дабы не навредить ребёнку. Вторая группа родителей, это те, кто в силу тех или иных обстоятельств не может или неспособен помочь ребёнку в устранении указанных учителем или администрацией проблем. Причины могут быть разными (отсутствие времени, достаточных навыков или нежелание решать проблему, вера в то, что всё это задача школы и учителей), но если в беседе с родителями воспитатель ГПД уловил подобные настроения, то важно сообщить о своих наблюдениях учителю, чтобы не запускать проблему. Согласитесь, мало пользы для всех участников ситуации, если воспитатель ГПД формально передаст информацию о проблемах ребёнка родителям. Проблемы ребёнка не терпят формального отношения, тем более, когда ребёнок проводит в школе так много времени, как ребёнок из ГПД.
Для эффективного решения проблем необходима вовлечённость, при этом вовлечённость объективная. И если воспитатель ГПД понимает, что семья не может решить проблемы ребёнка, то важно донести до учителей эту информацию. То есть основная задача воспитателя ГПД в общении между учителями и родителями обеспечивать качественную и объективную обратную связь, цель которой - повысить уровень воспитания и образования учеников, создавая при этом максимально комфортные условия для общения на всех уровнях. В современной школе ГПД посещают не менее 40% школьников, а значит, успеваемость и поведение не менее 40% школьников зависит от того, насколько эффективно построено общение воспитателя ГПД с детьми, учителями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Неделя связи" для групп вторых и третьих курсов специальности "Сети связи и системы коммутации"
Ежегодно проводится тематическая "Неделя связи". Для групп ССК. В рамках недели проводится конкурс "Лучший связист". Студенты групп готовят газеты или презентации о своей професии. Затем проводится ви...
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения р
Современное образование является структурным элементом процесса зарождения качественно нового общества, и находится в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Задача образования, в...
«Исследовательская деятельность школьника как основа формирования творческого потенциала, проявления лидерских способностей и коммуникативных связей»
Не существует сколько-нибудь достоверныхтестов на одаренность, кроме тех, которыепроявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе.А. Н.Колмог...
Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»
Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....
Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики посредством метапредметных связей"
Педагогический проект...
Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики посредством метапредметных связей"
Педагогический проект...
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе...