Ресурсы ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка в работе с одаренными детьми
статья на тему

Разнообразие творческого проявления учащихся помогают понять, что для развития одаренности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к ученикам и  возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ресурсы ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка

в организации работы с одарёнными детьми.

Лукьянова Людмила Борисовна,

 учитель изобразительного искусства

 Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Елховка

имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского

муниципального района Елховский Самарской области

На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам  с более сформированными знаниями.  Поэтому перед учителем встаёт вопрос о том, как работать с одаренными детьми? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая  деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития одаренности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к ученикам и  возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.

К концу сентября каждого учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают занятия кружка во внеурочное время. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих занятия, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге в кружке  занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

В Елховской школе в рамках внеурочной деятельности на  протяжении многих  лет работает кружок изобразительного искусства, на котором  дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности. На занятиях я применяю технологии  личностно-ориентированного обучения;  информационно – коммуникационные технологии; технологию исследовательской деятельности; проблемное обучение.

 Целью моей деятельности является выявление одаренных детей и создание условий для формирования творческой личности. Дети должны осознавать, что художник – удивительный человек, который тонко чувствует красоту, потому что он сам - творец красоты. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей.

Внедрение регионального компонента в образовательный процесс позволяет расширить возможности учителя для совершенствования содержания учебного материала, развития творческих способностей учащихся.

 Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью мы проводим в школе и Сельском доме культуры  выставки творческих работ учащихся с приглашением родителей, общественности села, у каждого ребенка имеется портфолио творческих работ в бумажном и электронном виде. Принимаем участие в  фестивалях, конкурсах различного уровня (районного областного, всероссийского). Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями.

Основной метод, применяемый мной на занятиях, проектный. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность,  вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того,  у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Моими учениками было выполнено множество проектов. Большинство из них носили социальную значимость:

1.        Куклы для театра.

2.        Роспись скамеек для ложкарей CД К;

3.        Роспись детской площадки

4.        Тематические выставки картин

5.        Оформление сцены актового зала к праздникам

6.        Оформление кабинета изобразительного искусства

7.        Оформление баннера на экологическую тематику

8.        Оформление интерьера школы

Например, в ходе работы над проектом «Витражи в интерьере школы» учащиеся под моим руководством выполняли не только исследовательскую и теоретическую часть материала, но и практическую. Учащиеся познакомились с витражным искусством и историей его происхождения; изучили технику выполнения эскиза витража; развили композиционные навыки, применяли творческий подход к работе. Главный  эффект реализации проектной технологии учащихся по декорированию интерьера Елховской школы – становление чувства собственного достоинства всех участников и учащихся школы, активизация социальной позиции школьников, родителей, педагогов, формирование культуры эстетического восприятия образовательной среды, моделирование этой среды в соответствии с потребностями участников образовательного процесса.

                       C:\фот\Сбрасывать клоунов\IMG_3932.JPG

  C:\Users\Лукьянова\Desktop\IMG_6286.JPG             C:\Users\Лукьянова\Desktop\Новая папка\IMG_5536.JPG

Продуктивная творческая деятельность по художественно-оформительской практике повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. В связи с этим была проведена анкета для учащихся  кружка, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на  занятиях кружка.  Большинство ребят выделили целеустремленность, познавательную активность, любознательность, яркое воображение,  увлечённость. Я считаю, что знакомство с декоративно-прикладным и дизайнерским искусством, участие в проектной деятельности дало большой положительный результат в формировании творческой личности и развитии одаренности у детей.

В заключение  хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом. В Елховской средней общеобразовательной школе создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе. За период работы с одаренными мной были сделаны следующие выводы:

• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Источники:

1.http://www.intellektsystem.ru/articles_1_71.html

2.http://pichskool.68edu.ru/wp-3. 3.content/doc/doc_prepod/Lazutina/Rabota_s_odar_detimi.pdf

4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к к...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...