Программа работы объединения дополнительного образования "Художник - оформитель".
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Объединение дополнительного образования "Худдожник-оформитель" способствует привлечению учащихся к участию в школьных и классных делах, т.к. особенность декоративно-оформительского искусства - его агитационных характер, благодаря которому оно всегда находится в центре общественной жизни. Актуальность программы также определяется ее направленностью на создание условий для профессионального самоопределения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_dopolnitelnogo_obrazovaniya._hudozhnik-oformitel.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Программа
работы объединения
дополнительного образования
«Художник – оформитель»
Автор: педагог дополнительного образования
Кравченко Марина Павловна
г.о. Балашиха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность программы.
Художественно-оформительские работы отличаются многообразием отображения школьной жизни. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ: шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны.
Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на привлечение ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма, желание участвовать в делах школы и класса.
Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям, воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.
История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается от других видов (живописи, графики).
Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь.
2. Цель:
- познакомить с профессией художник-оформитель;
- обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
- воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
3. Задачи:
- научить восприятию различных видов искусства, художественных приемы;
- познакомить с художественно-оформительским искусством, областями его применения;
- научить основным приемам, техникам и технологиям оформительских работ;
- научить выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
- научить разрабатывать свои проекты, анализировать их;
- сформировать представления в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-прикладного искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение);
- развивать художественно – творческие способности учащихся;
- развивать художественный вкус, общую культуру;
- воспитывать положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира;
- подготовить детей к осознанному выбору профессии.
4. Воспитательные аспекты.
Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.
5. Возраст, возрастные особенности.
Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены экскурсии, проекты и творческие работы.
6. Формы работы.
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: экскурсии, учебное занятие, выставки детского творчества: проекты, размещение экспонатов на школьной выставке, выпуск школьной газеты, изготовление макетов школьного интерьера.
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
7. Методы работы.
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: экскурсия, беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем, заставок; наблюдения; конкурсы, объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.
8. Условия реализации программы – 1 год
В реализации программы участвует 1 группа обучающихся 5-7кл., 15 человек.
Занятия группы проходят 2 раза в неделю по 1,5 ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
9. Результативность.
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
- оформительское искусство;
- цвет и свет в оформительском искусстве;
- виды шрифтовых надписей, шрифтовых композиций;
- виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в оформительском искусстве;
- создание проектов художественного оформления, интерьера, экстерьера, костюмов к спектаклям;
- изготовление макетов школьного интерьера;
- правила безопасности труда и личной гигиены.
учащиеся должны уметь:
- выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу;
- понимать и выражать ведущую идею выполняемого оформления, предназначенное для школы;
- отображать художественно-изобразительные средства, позволяющие акцентировать смысл оформительской работы в доступной форме;
- находить лаконичную форму для оформления;
- применять художественные средства, чтобы оформления каждый раз создавало впечатление новизны.
10. Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью.
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении (2 года обучения) или могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.
11. Тематический план (организационно-массовая работа).
- Оформления праздника - День Учителя.
- Оформления праздника – Нового года.
- Оформления праздника ко Дню Защитника Отечества.
- Оформления праздника 8 Марта.
- Оформления праздника ко Дню Победы.
- Оформления школьных выставок.
12. Содержание программы.
- Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены.
- Экскурсия.
- Знакомство с цветом и светом в оформительском искусстве, материалами, инструментами и оборудованием, техникой оформительской работы, видами шрифтов, способами выполнения шрифтовых надписей при помощи плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов.
- Выполнение эскизов по написанию плаката, объявления, информационной таблицы.
- Знакомство с модульным принципом оформления, эмблем, пиктограмм.
- Создание эскизов проектов, макетов визуальной коммуникации.
- Знакомство с шрифтовой композицией в плакате, заголовке, тексте, заставках.
- Знакомство с интерьером и экстерьером.
- Создание проектов художественного оформления школьных выставок, костюмов к спектаклям, выступлениям на праздниках.
- Изготовление макетов школьного оформления интерьера, игровой площадки, детского городка, школьной сцены.
13. Список литературы
- Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. - М.,1978.
- Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. - М.,1986.
- Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. - М.,1984.
- Циглер Б.В. художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. - М., 1979.
- Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М., 2001.
- Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. - М., 1978.
- Кликушин Г.Ф. Шрифты: для художников-оформителей. Минск, 1980.
- Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
- Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. - М., 1982.
- Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. - М., 1980
- Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.
- Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1990.
- Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М., 1973.
- Титова Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. - М., 1984.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов |
1 | Введение. Оформительское искусство в школе. Правила безопасности труда и личной гигиены. | Беседа | 1,5 |
2 | Урок-экскурсия. | Экскурсия | 1,5 |
3 | Цвет и свет в оформительском искусстве. | Выполнение цветового гармонизатора. | 1,5 |
4 | Материалы | Отбор материалов, их гигиеническое качество и изобразительные свойства, способы художественной обработки. | 1,5 |
5 | Инструменты и оборудования. | Применение инструментов, выработка собственной манеры их сочетания и использование в зависимости от творческого замысла. | 1,5 |
6 | Техника оформительской работы. | выбор проектов, помещений. | 1,5 |
7 | Изготовление щитов, планшетов, конструкций | Подготовка основы (планшетов) к работе. | 1,5 |
8 | Виды шрифтов. | Творческая работа | 1,5 |
9 10 11 12 | Способы выполнения шрифтовых надписей: -выполнение шрифта плакатными перьями; - выполнение шрифта кистью; -выполнение шрифта с помощью накладных букв (аппликативный шрифт); -виды трафаретов; | Выполнение шрифтовой композиции. | 1,5 1,5 1,5 1,5 |
13 | - выполнение шрифта с помощью трафарета. | Выполнение шрифтовой композиции. | 1,5 |
14 | Выполнение эскиза по написанию плаката. | Творческая работа | 1,5 |
15 | Выполнение эскиза по написанию объявления. | Творческая работа | 3 |
16 | Выполнение эскиза по написанию информационной таблицы. | Творческая работа | 1,5 |
17 | Модульный принцип оформления. Цветовое решение. | Творческая работа | 3 |
18 | Эмблемы в школьном оформлении. | Творческая работа | 3 |
19 | Пиктограммы визуальных коммуникаций (для столовой, истории, акт. зала и др.) | Выполнение пиктограмм | 6 |
20 21 | Проект: -создание памятного приза для награждения; -разработка эскизов проекта и макета знаков визуальной коммуникации; | Выполнение проекта изделия Выполнение проекта | 3 3 |
22 23 24 | Шрифтовая композиция: -шрифт в плакате, заголовке, тексте; -шрифт в художественных заставках; -художественное оформление этажей школы. | Творческая работа | 1,5 1,5 1,5 |
25 | Интерьер и экстерьер. | Творческая работа | 1,5 |
26 | Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения) | Выполнение проекта | 4,5 |
27 | Проект оформления выставки костюма к спектаклю «Гамлет» | Выполнение проекта | 6 |
28 | Размещения экспонатов на школьной выставке. | Выполнение проекта | 6 |
29 | Художественное решение подставок и витрин на школьной выставке. | Выполнение проекта | 6 |
30 | Размещение объектов в эскизном проекте. | Выполнение проекта | 6 |
31 | Повседневная школьная газета. | Выполнение проекта | 3 |
32 | Эскиз художественного оформления стенной газеты. | Творческая работа | 3 |
33 | Выполнение орнамента | Творческая работа | 3 |
34 | Изготовление макета школьного интерьера. | Выполнение проекта | 6 |
35 | Эскиз проекта оформления школьного праздника | Выполнение проекта | 6 |
36 | Эскиз проекта детской игровой площадки. | Выполнение проекта | 6 |
37 | Эскиз проекта детского городка | Выполнение проекта | 6 |
38 | Эскиз проекта оформления школьной сцены. | Выполнение проекта. | 6 |
Итого117 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
конспект мастер-класса "Увлекательная пластилинография" в рамках работы объединения дополнительного образования "Изостудия"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Шаховская гимназия» Конспект мастер-класса «Увлекательная пластилиног...
Календарно – тематический план работы объединения дополнительного образования детей «Судомоделирование»
Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. Организация обучения детей судомоделированию – одна и...
Дистанционное обучение в работе объединения дополнительного образования «Исследовательская станция «Владения Нептуна»
Дистанционное обучение является одним из современных технологических подходов, который учитывает последние требования («вызов времени») и новейшие открытия науки. При подготовке презентаций и подготов...
Программа работы объединения дополнительного образования "Театр кукол"
Программа представляет собой оригинальный взгляд на возможности взаимодействия различных художественно-эстетической деятельности школников. Составлена с интеграцией с другими видами искусства и ...
Статья "Опыт работы объединения дополнительного образования "В стране рукоделия"
В данной статье описывается опыт работы объединени дополнительного образования детей "В стране рукоделия" (бисероплетение)...