Особенности проектирования урока физической культуры в условиях перехода на ФГОС ООО
методическая разработка по теме
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka_fizicheskoy_kultury_po_fgos_ooo.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проектирования урока физической культуры в условиях перехода на ФГОС ООО.
Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную жизнь. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС?
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, (до 70%) а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо использовать эффективные методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать.
Деятельностный подход существенно расширил целевые установки образования в сфере физической культуры и изменил программное содержание образования по физической культуре.
Сегодня, в соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре, «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование»
Раздел «Знания о физической культуре» включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно ориентированная физкультурная деятельность»
Такого рода преобразования ориентируют учителя физической культуры на переосмысление и кардинальную коррекцию осуществляемого учебно-воспитательного процесса, основной формой которого является урок.
В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся получают необходимые знания, знакомлю со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаю навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки, тесты) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-предметной направленностью использую в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно использую для развития физических качеств. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью формирую у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучаю способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной (по показателям частоты сердечных сокращений).
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Этапы урока и их краткое содержание в модифицированном виде.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задача: осознание учащимися смысла и значимости предстоящей учебной деятельности, возникновение положительной эмоциональной направленности.
2. Актуализация знаний и умений. Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.
3. Постановка учебной задачи. Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации). Задача: решение учебной задачи, обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.
5. Первичное закрепление. Задача: проговаривание нового знания и практическое выполнение продуктивных вариантов решения учебной проблемы, их комментирование.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через самоконтроль и самооценку.
7. Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение. Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
Показ мастер-класса на круглом столе "Системно-деятельностный подход как ресурс повышения качества образования", проходившем в МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области 12.03.2015 г....
Статья по физкультуре «Преподавание физической культуры в условиях перехода на ФГОС»
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации является стержнем Федеральной целевой программы ...
План саообразования: "Применение инновационных технологий в преподавании физической культуры в условиях перехода на ФГОС"
план самообразования...
«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны базовые национальные ценности, а также да...
"Особенности преподавания математики 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО" (педагогическая мастерская)
представлены программа семинара и справка по итогам семинара с сайта http://omczo.org...
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...
Доклад на тему «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании физической культуры в условиях перехода на ФГОС»
Я, Файзулина Райхана Натфулаевна, работаю учителем физической культуры в Уджейской ООШ, имею высшее образование, закончила Красноярский институт физической культуры. Имею высшую квалификационную...