Выступление на "круглом столе" в ГКОУ СКОШИ № 2, ноябрь, 2015 г. Оценивание знания обучающихся.
материал (5 класс) на тему

Меньшикова Юлия Михайловна

Как оценивать обучающихся, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития? Возможно, педагогу совсем не следует выставлять неудовлетворительные оценки учащимся, имеющим сочетанные дефеты развития?

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 2015 – 2016 учебном году  состав 5 «Б» класса был скомплектован не только за счёт детей, ранее обучавшихся в школе – интернате, но  и за счёт детей, прибывших в школу - интернат из массовых школ и с надомного обучения. Все учащиеся имеют нарушения зрения, у некоторых из них  имеются  сложные и сочетанные дефекты развития.

Первые же уроки в данном классе показали, что для обучения этих детей математике, необходимо создавать некую адаптированную программу, в связи с тем, что у учеников, обучающихся в 5 «Б» классе, к сожалению, навыки по  учебному предмету «математика» практически не сформированы: почти никто из детей самостоятельно не решает задачи, да и с решением примеров  они часто испытывают серьёзные затруднения.

Педагог попадает в сложную психологическую и педагогическую ситуацию: он должен решить, какую оценку нужно или можно выставлять ученику? Возможно, педагогу совсем не следует выставлять неудовлетворительные оценки? Но, совершенно очевидно, что в этом случае у ученика может развиться уверенность в том, что тройку ему всё равно поставят, хотя бы за то, что он просто присутствовал на уроке.

Не выставляя неудовлетворительных оценок  тем ученикам, которые могут обучаться хорошо, но не прикладывают к этому ни малейшего усилия, попросту говоря, ленятся, не желают трудиться, можно очередной раз занизить планку образовательного процесса. В чём все мы и убедились с введением в ЕГЭ по математике «базового уровня».

В настоящее время обучение  в 5 «Б» классе проводится по имеющейся рабочей программе, составленной согласно с конкретным учебником И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича «Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений».

Известны критерии выставления оценок за самостоятельные и контрольные работы – выполнение определённого количества заданий для получения «3», «4», «5».

Известны критерии выставления оценки и для устного опроса.

 Так, например, выше трёх баллов не выставляют

  • за выполнение одних только примеров, без выполнения решений задач,
  • за решение задач  с помощью учителя.

С целью решения данной проблемы, можно обратиться к опыту работы в нашей школе с детьми, имеющими сложные и сочетанные нарушения в развитии.

В начале 2000-х годов в нашей школе официально проводилось обучение в соответствии с программой коррекционного класса VII вида.

Программа по математике для детей 7 вида, предполагала изучение всех тем, рассматриваемых в основной школе по массовой программе, но с некоторыми изменениями, например: некоторые темы изучались раньше, а другие позже.

Авторами Кузнецовой Л.В., Минаевой С.С., Суворовой С.Б., Шевкиным А.В. (авторы действующих учебников под редакцией Дорофеева Г.В.) была создана программа развивающего обучения  математике.

В дополнение к основным учебникам, имелись специально созданные дополнительные книги (брошюры) с материалами для 5 -7 классов. В том числе была издана брошюра «Геометрия для 6 класса». Таким образом, геометрию как предмет,  начинали изучать в 6 классе, а не 7-ом. Изучение геометрии начиналось со знакомства с геометрическими фигурами, с геометрическими телами, с некоторыми геометрическими понятиями.

Ещё один пример: по программе 7 вида в 5 классе задания на вычисления с натуральными числами были облегчены тем, что рассматривались числа в пределах 1000, а иногда и меньше.

Эта программа, позволяла любому учащемуся чувствовать себя более уверенно и, с психологической точки зрения, более комфортно, чем, например, решая примеры с пятизначными числами и т.п. Ребёнок, имеющий не только нарушения зрения, но и сложные сочетанные дефекты развития, начинал верить в свои силы, понимать, что он может самостоятельно без подсказки выполнять математические задания.

К сожалению, в настоящее время  в 5 «Б» классе нет возможности перейти на обучение по адаптированной программе, так как для этого требуется соответствующее заключение врачей и рекомендации специалистов.

Поделюсь опытом моей работы в массовой школе, о котором, впрочем, я  никогда не забывала и часто применяла его в своей работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В середине 90-х годов в школе, в которой я работала, официально была разрешена зачётная система. Это означало, что вместо контрольных работ проводились зачёты в письменном виде. Выполнение основной части работы, включавшей в себя определённое количество заданий (до проведённой черты) считалось достаточным для получения зачёта. Слово «зачёт» по пятибальной системе означало оценку «удовлетворительно».

Ученик, выполнивший кроме основной части работы, ещё и дополнительную часть, мог рассчитывать на получение оценки «хорошо» или «отлично».

Неудовлетворительные оценки за работу не выставлялись. Удовлетворительные оценки за зачёт через несколько недель можно было проставить в журнал, при обязательном условии, что данный конкретный учащийся отработает каждый невыполненный пример или задачу из основной его части. При этом, учащиеся могли выполнять эти задания даже не со второго раза, а, обратите внимание, по многу раз: даже с седьмого, или восьмого.

 Обычно в таком формате проходили только первые зачёты. В дальнейшем, когда ученики принимали  «условия игры», они понимали, что уж если зачётные задания рано или поздно придётся решить, то лучше пусть это будет «рано».

Выставление оценок за четверть учащимся проводили только при условии выставленных положительных оценок за зачёты в данной четверти. Оценка за четверть могла быть выставлена в течение следующей четверти, а иногда и позже.

В конце 9 класса, те ученики, имевшие удовлетворительные  оценки «тройка», за все четыре четверти, не сдавали переводной экзамен. А ученики, имеющие хотя бы за одну четверть «четвёрку», экзамены сдавали без подсказок.  Многие из них после сдачи экзаменов получили в аттестат оценку «хорошо».

Опираясь на этот опыт работы,  и учитывая индивидуальные особенности учащихся 5 «Б» класса, я попробовала применить данную систему: до тех пор, пока я не добивалась от ученика положительного ответа, я терпеливо продолжала его спрашивать, формулируя вопросы в более лёгкой  и доступной форме. Применяя такую систему опроса, я хорошо понимала,  ответ ученика много раз может быть неверным.

Например, вопрос: «Какие натуральные числа нужно умножить, чтобы произведение было равно 8?», можно сформулировать так: «Чему равно произведение 4 и 2?», а можно  так: «4 умножить на 2».

Разумеется, невозможно не выставлять неудовлетворительные оценки за письменные работы. Но эти задания также возможно отработать на уроках.

 Применяя подобные педагогические приёмы, я добилась, активизации работы на уроке: дети очень стараются, они проявляют видимую заинтересованность в изучении нового для них материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....

Критерии оценивания знаний обучающихся 8-9 классов на уроках биологии (учебно-методическое пособие) .

Важной составляющей учебного процесса являетсяконтроль результатов учебной деятельности учащихся,позволяющий определить не только уровень сформирован-ности их знаний, умений и навыков, но и конкретную...

Материалы занятий, выступлений, методические разработки , опубликованные на сайте ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы

Здесь вы сможете познакомиться с публикациями на официальном сайте  ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы моих методических материалов, фрагментов занятий, выступлений  на методобъединениях. http://schig...

Призёр конкурса чтецов"75 лет Победы под Москвой". Андрей В. ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы III место. 16 ноября 2016 г. Учитель - дефектолог Кузина Елена Анатольевна

16 ноября 2016 года в ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы состоялся традиционный конкурс  чтецов "75 лет Победы под Москвой". Всем знакома и любима песня в исполнении Марка Бернеса "Моск...

Выступление на педагогическом совете в ГКОУ СКОШИ №2 тема "Проблемный метод, как один из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения."

В выступлении изложены некотопые рекомендации для реализыции проблемного метода, как одиного из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения. А также возможности интеграции этого ...

Проектная деятельность, как форма вовлечения обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 в общественною жизнь школы

Материалы выступления на круглом столе "Школа - это только уроки?", прошедшем на базе ГКОУ СКОШИ № 2 г. Москвы 18 февраля 2929 г....

Выступление на методическом объединении математиков ГКОУ СКОШИ №2 по теме " Подготовка к ГВЭ в 9 класса учеников с ОВЗ, имещих низкий уровень математической подготовки"

В интернете есть огромное количество материалов которые помогают нам готовить учащихся к успешному прохождению ОГЭ за курс основной школы, при этом за бортом остаются учащиеся с особыми потребностями,...