Изучение экологических особенностей растений с применением курса дистанционного обучения
статья (5, 6 класс) на тему
Использование дистанционного курса при изучении экологических групп растений повышает эффективность усвоения учебного материала и заинтересованность у учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изучение экологических особенностей растений с применением курса дистанционного обучения
Учитель биологии Чердакова Арина Валерьевна, МБОУ «Школа № 91»
Г. Нижнего Новгорода
Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития растений. Программа составлена в соответствии с требованиями стандарта основного и полного общего образования по биологии на основе учебной программы предмета «Биология» в 6-ом классе, опубликованной в сборнике Нижегородского института развития образования в 2010 году «Биология. Экология: сборник программ и материалов», ответственный редактор Е.В.Алексеева. Цель курса – показать ведущую роль растений как представителей царства живой природы и повысить заинтересованность в их изучении. Задачи курса: показать целостную картину жизнедеятельности растений, значимость среды обитания для их роста и развития; сформировать навыки проведения простейших биологических исследований и оформления результатов собственных наблюдений.
В результате дистанционного обучения при помощи вводного курса «Общее знакомство с цветковыми растениями» ученик научится давать научное объяснение биологическим процессам и явлениям; проводить наблюдения за живыми растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать жизненные формы растений и процессы их жизнедеятельности. Особое внимание уделяется изучению экологических закономерностей роста и развития растений. Дистанционный курс «Общее знакомство с цветковыми растениями» рассчитан на 10 учебных занятий. Технологическая основа: Система дистанционного обучения Moodle, текстовый процессор Word. Используемые педагогические технологии: развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированного обучения, метод исследовательской деятельности, метод проектов.
Процесс изучения учебного материала сопровождается лекциями в электронном формате (текстовом, мультимедийном) или при общении с педагогом через Skype. Индивидуальные задания (например, биологические задачи) выполняются учениками самостоятельно в дополнительное время. Для учащихся с ограниченными возможностями имеются упрощенные варианты проведения практических работ. Возможно проведение коллективного (или индивидуального) исследовательского проекта. Контроль знаний может осуществляться через онлайн-тестирование, отчеты о проведении практических и лабораторных работ, выполнение творческих заданий. Для повышения учебной мотивации используются видеофайлы, мультимедийные презентации, глоссарий. Методические материалы для педагогов и учащихся по проведению практических, лабораторных и экскурсионных занятий и оформлению результатов работы размещены во вводном занятии. Задания в виде файлов и таблиц созданы с учетом особенностей зрительного восприятия шрифта и цвета текста. К некоторым темам прилагаются возможные варианты оформления заданий. Для повышения учебной мотивации учащихся с недостаточными знаниями по данной теме сложные задания имеют подсказки, размещенные в отдельных файлах. Темы дистанционного курса:
1. Введение. Общее знакомство с растениями
2. Царство растений в системе органического мира Земли. Наука о растениях - ботаника
3. Многообразие растений на Земле. Экскурсия "Многообразие растений"
4. Жизненные формы растений.
5. Строение и общие признаки растений. Растение как биосистема.
6. Основные экологические факторы и их влияние на жизнь растений
7. Среды жизни и условия жизни в них
8. Многообразие растений в связи с условиями жизни в разных средах.
9. Осенние изменения в природных сообществах. Изменение жизнедеятельности растений. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений".
10. Значение растений и их охрана.
К каждому занятию разработаны несколько вариантов проведения занятий для коллективной и самостоятельной работы. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении каждой темы.
Эффективность дистанционной работы можно считать высокой, так как 81% учащихся стали активными участниками курса и разработчиками собственных творческих и познавательных заданий. Выступление по итогам работы проводилось в рамках областного вебинара Нижегородского Института Развития Образования по теме «Опыт и задачи развития Нижегородской дистанционной школы одаренных детей» в 2014 году, а также на международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века» в 2015 году, всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем» в 2016 году. Полученные результаты позволяют рекомендовать использование данного дистанционного курса для учебных и кружковых занятий со школьниками. Планируется продолжение апробации курса в 2016-2017 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа по теме: "Изучение морфологических особенностей растений разных видов"
Лабораторная работа по теме: "Изучение морфологических особенностей растений различных видов"...
Курс дистанционного обучения «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» средствами автоматизированной системы управления обучением Moodle для 9-11 классов
Курс разработан по дисциплине «Музыка».1. Количество часов - 34 часа.2. Курс называется «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» и предназначен для...
Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"
Данная работа может быть полезна не только для учителей, работающих в центрах образования, но и в обычных школах, хотя сама специфика работы центра образования подразумев...
Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования деревянной доски"для дистанционного обучения.
Предназначена для дистанционной работы по индивидуальному учебному плану....
Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования деревянной ложки"для дистанционного обучения.
Занятие предназначено для дистанционного изучения по индивидуальному плану....
Презентация "Особенности работы педагога в условиях дистанционного обучения"
Сложности при переходе педагогов на онлайн обучение в марте 2020 года показали, что большинство педагогов и специалистов службы сопровождения ОО не готовы к данному формату педагогической деятельности...
Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения
Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения...